Разработка урока по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения "
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Доева Ева Кимовна

Конспект урока + презентация по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irratsionalnye_uravneniya.rar1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Иррациональные уравнения.                                           Урок №2

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с решением некоторых типов иррациональных уравнений;
  2. способствовать развитию навыков решения иррациональных уравнений;
  3. прививать навыки самооценки.

Оборудование: карточки с тестом, проектор, презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Иррациональные уравнения», познакомимся с новыми методами решения уравнений и пройдем небольшой тест на проверку знаний. Но для начала вспомним прошлый материал.

II. Устная работа

  1. Какие уравнения являются иррациональными: (Слайд №3).

    а)   ;              б)  ;            в) ;

    г)   ;            д)  ?

  1. Решите уравнение: (Слайд №4).

        а) ;   б) ;   в) ;    г)  ;    д) .

  1. Найдите область определения функции: (Слайд №5).

  а) ;         б) ;          в) .

III. Проверка домашнего задания (фронтальная).

        №417, №418, №419, №422.

IV. Решение иррациональных уравнений.

Методические примечания: (Слайд №7,№8 и №9).

1. При решении иррациональных уравнений проверка не делается, если используются следующие равносильные преобразования:

   А) уравнение вида где n N,

        равносильно системе            f(x)=g(x),

                                                        f(x)=0.

  Б) уравнение вида  где n N,  

      равносильно системе           f(x)=g2n(x),

                                                     g (x)≥0.

2. Кроме стандартного приема возведения в квадрат (n-ую степень) обеих частей уравнения, при решении иррациональных уравнений иногда очень удобен прием замены переменной, который значительно сокращает время решения.

Пример1 (решение у доски)

Решение:

 х2+5х+5=(х+2)2 ,          х2+5х+5= х2+4х+4,           х = -1,                    

 х+2≥0 ,                                х≥-2,                                       х ≥ -2.

Ответ: х=-1.

Пример2 (самостоятельно)

Решение:

2х-3=х-2 ,                  х=1,

2х-3≥0 ,                             х≥1,5.

Ответ: решений нет.

Пример3 (решение у доски)

Решение:

Добавим к обеим частям уравнения по 5, получим

Пусть , где t ≥0, t22-3х+5.

Получим новое уравнение:   t2 + t -12=0.

Корни уравнения: t1=3;   t2=-4 – не подходит, так как t ≥0.

Вернемся к замене:

                             х2-3х+5=9,

                             х2-3х-4=0,

                             х1=4;  х2=-1.

Проверка подстановкой показывает, что оба корня подходят.

Ответ: -1; 4.

V. Тестирование (раздается каждому ученику с таблицей ответов, которую они заполняют и сдают учителю).

Вариант 1

Часть А           (оценка 3)

1.                       а) ;             б) -5;              в) 5;              г) 25.

2.                   а) 2;                б) 4;               в) 8;               г) 9.

3.                   а) 6;               б) ±;          в) 36;            г) -6.

4.                  а) ±4;             б) ±2;               в) 2;             г) -2.

5.                  а) 18;             б) ±18;             в) -18;          г) 6.

Часть В           (оценка 4)

1.                а) 8;              б) 3; 8;             в) 3;             г) -3; -8.

2.                а) 0;              б) 1;                 в) 0; 1;         г) -1.

3.           а) -7;             б) ±7;               в) ;          г) 7.

4.                а) -2; 1;         б) 2;                в) 2; -1;        г) -1.

5.            а) -10; 3;       б) 3;                в) -10;          г) 10; -3.

Часть С           (оценка 5)

1.            а) -7;                      б) 2;          в) 7; -2;            г) -7; 2;

2.  а) нет решений;    б) -4;         в) -3;               г) 1;

3.                  а) -2; 1;                   б) 1;          в) -2;               г) -1; 2;

4.                 а) ;            б) ;  

                                              в) ;          г)  

Ф.И. ученика

Часть______

Ответы

1.

2.

3.

4.


Вариант 2

Часть А           (оценка 3)

1.                       а) ;             б) 6;              в) -6;              г) 36.

2.                   а) 1;                б) 7;               в) 5;               г) 9.

3.                   а) 49;            б) ;           в) 7;              г) -7.

4.                  а) ±5;             б) ±;         в) 8;             г) -.

5.                  а) 36;             б) ±6;              в) ±20;         г) 6.

Часть В           (оценка 4)

1.              а) 1; 5;              б) 1;             в) 5;             г) -1; -5.

2.                а) 0; 2;              б) 0;            в) 2;              г) -2.

3.           а) -4;                б) ±4;           в)4;              г) 8.

4.            а) 0;                 б) 0; -1;         в) -1;           г) 0; 1.

5.              а) 0; -0,4;         б) 0; -2,5;      в) 2,5; 0;     г) 0,4; 0.

Часть С           (оценка 5)

1.                    а) 24;                      б) 8;          в);            г) -24;

2.  а) 3;    б)  нет решений;         в) -1,5;           г) -4;

3.                  а) 46;                б) -1; 46;          в) -1;            г) 1; 46;

4.                 а) ;            б) ;  

                                                 в) ;             г)

Ф.И. ученика

Часть______

Ответы

1.

2.

3.

4.


VI. Итоги урока.

Закончить предложения:

Я могу…

Я оцениваю свои знания на…, потому что…

VII. Домашнее задание:

  1. п.33, №№ 423, 424, 425.
  2. Составить три уравнения (с решением), используя методические рекомендации.

VIII.Список литературы:

  1. ЕГЭ-2014:математика:реальные задания/авт.-сост. В.В. Кочагин, Е.М. Бойченко и др.-М.: АСТ: Астрель, 2008.
  2. Ивлев Б.М. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10 кл., 11 кл. (К учебникам “Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.”, авт. Колмогоров А.Н., Алимов Ш.А. ). – М.:Просвещение. – 2000-2003.
  3. Учебник «Алгебра и начала анализа, 10-11 кл» под редакцией А.Н. Колмогорова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по алгебре и началам анализа 11 кл. по теме "Иррациональные уравнения"

Разработка урока по алгебре и началам анализа 11 кл. по теме "Иррациональные уравнения" по учебнику Колмогорова А.Н. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и первичное его закрепление. Цель...

Разработка урока по алгебре по теме "Квадратные уравнения"

Интегрированный урок поалгебре  и информатике...

Разработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе

Разработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе (для учителей, работающих по учебнику « Алгебра и начала анализа» авторы: Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, ...

Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа «Решение тригонометрических уравнений»

Разработка урока с использованием коллективного способа обучения....

Разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме" Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции"

В основу урока  положена модульная педагогическая технология, главным отличием которой является планирование совместной деятельности ученика и учителя.Данный урок 7-8 в системе уроков по теме «Об...

разработка урока по алгебре и началам анализа по теме "Свойства функции" 11 класс

Разработка содержит задание для работы в группах, индивидуальные задание, самостоятельную работу....

Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: «Применение производной при исследовании функции на монотонность и экстремумы»

Методическая разработка предназначена для проведения спаренного урока по теме "Применение производной при исследовании функции на монотонность и экстремумы". Содержание методической разработ...