Реализация воспитательного потенциала на уроках математики в условиях деятельностного подхода
статья по алгебре на тему

Федулова Ольга Николаевна

Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль.  Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя — будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnye_tseli_obucheniya.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация воспитательного потенциала на уроках математики в условиях деятельностного подхода

Федулова Ольга Николаевна

МБОУ СОШ № 72

Основные направления и скорость развития цивилизации не дают нам возможности отложить на завтрашний день реализацию научно обоснованных методов формирования и коррекции поведения подрастающего поколения.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого - научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, которая зависит от заинтересованности учащихся. Сегодня ФГОС во главу угла ставит  воспитание школьников, как  создание   условий  для формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, бережного отношения ко всему живому. Вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться каждый педагог. Человек, выходя из школы, должен войти, помимо предметных знаний, хотя бы с минимумом правовых, этических знаний, умений, в это трудное время, в жизнь, не потеряться в ней, приобрести навыки коммуникаций, организационные способности, найти свое место  в   условиях  рынка, новой экономики, познакомиться с азбукой бизнеса, уметь организовать свою семью.

Основным пространством любого воспитательного процесса в школе является урок. Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор. От урока к уроку, учащиеся продвигаются вперед по бесконечной лестнице познаний. Учебное занятие  должно иметь большую воспитательную ценность, формируя у учащихся нравственные качества личности. Наиболее общий путь нравственного воспитания - целенаправленное создание возможного максимума благоприятных для нравственного развития личности условий. Создание такого рода условий в конкретных жизненных обстоятельствах – это уже творчество учителя. Это подтверждают слова Горация: «Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые».

 «Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М., Просвещение,  1985) .  Я стараюсь,  пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта,  но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка,  независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям,  учить всех воспитывать в себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

При системно-деятельностном подходе на уроках ОНЗ в начале урока я предлагаю учащимся такие задания, которые заведомо выведут на создание проблемной ситуации, например при изучении темы «Формулы сокращенного умножения», это приведет к умственному воспитанию, воспитанию творческой самостоятельности, силе воли, трудолюбию. Когда формула открыта и записана на доске я делаю акцент на красоту формулы, тем самым реализую эстетическое воспитание. А ученики после разрешения проблемы самостоятельно формулируют новую тему урока, ее цели и задачи, тем самым происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах, не боязнь высказывать мысли вслух.

   Решение нестандартных задач,  как в старшем,  так и в среднем звене “бросает” настоящий вызов интеллекту. Ведя за собой учащихся в поиске решения, я стараюсь приучить их к напряженной мыслительной работе, которая затем компенсируется радостью открытия. Напряженность поиска и радость открытия – эмоциональные факторы, способствующие воспитанию настойчивости, целеустремленности и трудолюбия. Математика – предмет непростой. Людей, совершенно не способных к математике, не бывает, но всё же одним она дается немного, а иногда и намного легче, чем другим. «Научить математике всех детей невозможно, но научить не бояться математики, научить ее любить - цель которую можно реализовать».

  Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам. За время обучения в школе ученик не только обогащается множеством  разнообразных знаний и умений, но и формируется как Человек, Личность, Гражданин. На своих уроках предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с гражданственностью  нет ничего  общего, но только на первый! Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится  об их родном крае, стране, ее законах. Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

         Для примера в 5 классе мы решаем такую задачу: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха  70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:

а)  площадь зелёных насаждений вашего города?

б)  сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»

         Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

         На своих уроках я использую такие задачи:

1.     Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

2.     В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц,  сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.

Составление задач на военно-патриотическую тему помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма. Приведу примеры задач, которые можно использовать на уроках.

Тема «Площадь прямоугольника»

 В период Великой Отечественной войны на вооружении советской армии были танки легкого образца, который весит 6888 кг. Ширина его гусениц 0,35 м, длина части гусениц, соприкасающихся с грунтом, 2,05 м (с каждой стороны). Какой вес приходится на 1 дм2   рабочей площади гусениц?

Тема «Круговые диаграммы»

          Ученикам рассказывается о героизме жителей блокадного Ленинграда, которые в условиях блокады, холода и голода помогали фронту. После этого предлагается такая задача.

  «Во время Великой Отечественной войны основные усилия рабочих работников тыла были переключены на обеспечение нужд танкового, артиллерийского, боеприпасного и других производств, обеспечивавших действующие войска.  Так блокадный Ленинград оставался главным судостроительным центром страны. За годы войны  судостроители дали Военно-морскому флоту новые образцы 54-х подводных лодок, 2-х крейсеров, 19-ти эскадренных миноносцев, 38-ми тральщиков. Постройте круговую диаграмму распределения новых образцов военно-морской  техники».

      К работе по составлению подобных задач привлекаю  самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.     

Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела! Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской рабочей жизни. “Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике”, - говорил К. Вейерштрасс. Сказка, поэзия… Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся 5-6 классов. Ребята сами пишут сказки: “Математическое королевство”, “Замок дробей”, “Алиса в Дробном царстве”, “Путешествие Нуля” и т.д. Очень интересными получаются сочинения на темы: “ За что я люблю или не люблю математику”, “Математика в профессии моих родителей”, “Этот прекрасный геометрический мир”.

На своих уроках я знакомлю учеников с историей развития математических понятий, символов, идей, рассказываю об известных ученых математиках, большое математическое дарование которых сочеталось также с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе, музыке.  Например, Омар Хайям открыл свойства арифметического треугольника и прекрасный поэт;  Галилео Галилей – астроном, физик, художник, музыкант;  Рене Декарт – основатель французской прозы,  философ,  математик,  создатель системы координат.

Оценить урок вместе с ребятами  с воспитательной точки зрения, мне помогает этап рефлексии в конце урока. А физическое воспитание стараюсь прививать ежеурочно,  применяя  здоровьесберегающие технологии.

Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль.  Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя — будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядно...

Воспитательный потенциал современного урока математики.

"У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира". В.А.СухомлинскийСовременный пер...

«Реализация воспитательного потенциала через уроки биологии»

Статья содержит не только теоретические, но и практические аспекты того, как можно реализовать воспитательный потенциал через уроки биологиию...

Использование информационных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода

Использование информационных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода...

Воспитательный потенциал учебной дисциплины «Математика» как условие конструктивного развития личности

Может ли математика воспитать разносторонне развитую личность? Заставить правильно излагать? Думать? Стать творцом своей судьбы?На эти вопросы Вы получите ответы, ознакомившись с данной статьей...