Воспитательный потенциал учебной дисциплины «Математика» как условие конструктивного развития личности
статья по математике

Стрельцова Елена Анатольевна

Может ли математика воспитать разносторонне развитую личность? Заставить правильно излагать? Думать? Стать творцом своей судьбы?

На эти вопросы Вы получите ответы, ознакомившись с данной статьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математика, воспитание19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал учебной дисциплины «Математика» как условие конструктивного развития личности

Как помочь ученику успешно адаптироваться в современном мире? Что могу сделать для этого я, преподаватель математики, ежедневно входя к ребятам в класс? Какую опору в жизни могу им дать?

Конечно же, прочные знания по предмету, которые позволят подросткам успешно сдать экзамен  и продолжить образование по выбранной специальности.

Но достаточно ли этого, ведь есть и другие способы освоить тестовые технологии: репетиторство, дистанционное обучение, самообразование. Тогда что же?

Для меня очень важно прежде всего научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя.

Но как воспитать у подростков способность творчески мыслить, которая позволит им быть готовыми к конструктивной деятельности, безболезненно адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни? Как научить их учиться?

Не случайно, при отборе основных методов обучения предпочтение отдаю проблемно-поисковому и проектному, которые обеспечивают возможность проявить им субъектную позицию в учебно-познавательной деятельности. Их использование при решении учебных проблем позволяет мне включить ребят в коллективное целеполагание и планирование своей и общей работы, развивает у них чувство ответственности за принятые решения. Анализ и оценка полученных результатов, сравнение их с ожидаемыми способствуют формированию адекватной самооценки, осознанию ими своих возможностей, положительно влияют на развитие потребности студентов к саморазвитию.

При организации самостоятельной деятельности обучающихся использую метод проектов, развивая тем самым у них способности к самоорганизации, поиску и анализу информации, рефлексивной оценке результатов проделанной работы. Всё это, безусловно, способствует становлению субъектной позиции моих воспитанников, формированию их компетентности в учебно-познавательной деятельности.

На своих уроках я часто использую парную и групповую формы работы, которые дают мне возможность проводить обучение в сотрудничестве, формировать у ребят умения сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, отстаивать своё мнение, работать в коллективе, слушать и слышать каждого, грамотно вести дискуссию.

Убеждена: это позволит моим выпускникам стать успешными в выбранной ими профессиональной сфере, так как они будут адекватно реагировать на появление новых технологий, проектов и при этом не будут бездумно принимать все вновь появляющиеся тенденции и изменения, а выбирать только те, которые действительно являются перспективными.

Наиболее действенным в обучении я считаю деятельностный подход, поэтому основные формы моих уроков - это лекции, семинары, практикумы, уроки-исследования, способствующие формированию системы общеучебных умений и навыков и способов деятельности. Лекционно-семинарская и зачётная система обучения старшеклассников позволяет мне иметь реальную картину имеющихся у ребят знаний, вести мониторинг качества математического образования.

На мой взгляд, работа с подростками из сельской местности имеет свои особенности и очень многому обязывает. Довольно часто приходится работать в классах, где есть подростки с разным уровнем восприятия и усвоения учебного материала, темпом деятельности, так как у наших ребят нет возможности выбрать себе школу, профиль обучения, который бы соответствовал их интересам и способностям.

Поэтому на каждом занятии я решаю задачу одновременного обеспечения успешности каждого учащегося: и слабоуспевающего, и с ярко выраженными способностями к математике. Для этого стараюсь так смоделировать урок и организовать учебную деятельность ребят, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым обучающимся.

Достичь этого мне помогает использование разноуровнего обучения. Опираясь на природные способности ребят, результаты психолого-педагогической диагностики, определяю для каждого моего ученика свою "планку", посильную, но в то же время достаточно высокую, соразмерную его возможностям. Подобранные дидактические материалы, системы заданий и созданные мною методические пособия позволяют каждому ученику овладевать учебным материалом на своем уровне развития.

Особое внимание уделяю слабоуспевающим обучающимся, стараясь создать ситуацию успеха, оказать им эмоциональную поддержку, привить чувство уверенности в своих силах, прекрасно осознавая, что люди, ориентированные на успех, более самокритичны и требовательны к себе и к другим.

Таким образом, даю каждому подростку быть успешным в процессе учения, считая, что путь к достижению оптимальных результатов может быть только один: от успеха к успеху.

Осознавая, что сегодня нельзя учить всех всему, каждый должен иметь право на выбор с учетом индивидуальных склонностей и дальнейших жизненных планов, опираясь на гуманно-личностный подход, помогаю своим ребятам найти свой, индивидуальный путь в образовательном пространстве и уверенно продвигаться по этому пути.

Богатые возможности для дифференцированного обучения предоставляют и современные информационно-коммуникационные технологии, которые я с интересом осваиваю и начинаю применять в своей педагогической деятельности. Разработанные разноуровневые индивидуальные задания, контрольно- измерительные материалы для текущего и итогового контроля позволяют объективно оценить и своевременно скорректировать знания обучающихся по математике.

На своих занятиях я учу ребят не воспринимать математику как сухую науку, как некий набор формул, алгоритмов, понятий. На каждом занятии пытаюсь показать им богатство содержания учебного материала, проводя невидимые нити, связывающие его с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей.

Стремлюсь приобщить их к математике как к части человеческой культуры, которая наряду с другими предметами способствует формированию личности моих учеников, их нравственному воспитанию.

Понимаю: наибольшие возможности в духовном и социальном становлении подростков имеет содержание предметов гуманитарного, эстетического направлений, когда Добро, Красота, Человек, Знание становятся ценностями воспитанников при прослушивании литературного или музыкального произведения, просмотра живописного полотна. Но я считаю, что о красоте природы, шедеврах искусства, хрупкости всего живого, ответственности за этот прекрасный мир можно вести речь и на уроках математики. Для этого нужно в любом учебном материале найти человеческий вектор, чтобы ребята смогли пропустить его через свою душу и сердце.

Кажется, можно ли вести разговор о сохранении здоровья студентов на уроках алгебры? Я отвечаю: "да" и использую такую возможность при изучении систем уравнений и неравенств, так как здоровье, здоровый образ жизни - это тоже система, как и работа по его укреплению.

Занимаясь вопросами здоровьесбережения, на своих уроках использую подборку материалов, которая сложилась за время работы в школе. Ценна она тем, что содержит не только расчетные задачи, но и полезную информацию о продуктах питания, советы диетологов и других специалистов по сохранению здоровья.

Большой эмоциональный отклик у ребят вызывает и использование на занятиях краеведческого материала путем включения выдержек из их исследовательских работ по истории малой родины, экологии, археологии, что придает урокам особую неповторимость.

Работая над интеллектуальным развитием обучающихся, формированием мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе, не забываю и о прикладном значении математики, на языке которого "говорят" многие науки. С целью усиления практической направленности изучаемого материала использую разработанную мною систему заданий, позволяющую показать возможности его применения в повседневной жизни, последующей трудовой деятельности.

Мною создан комплект практических и лабораторных работ, включение которых в структуру учебного материала способствует организации содержательных межпредметных связей. Выполнение таких заданий не заканчивается для многих ребят со звонком с урока. Он лишь условие для свободного обсуждения полученных результатов, возможность заглянуть в справочную литературу по другим предметам и найти необходимую информацию для обоснования найденного решения.

Ещё для меня очень важно, чтобы ребята поверили в себя. Мне кажется, что для этого я нашла свой "золотой ключик". Это знаменитое "СО" – со-трудничество, со-творчество, со-чувствие. Без этих составляющих невозможно по-настоящему ввести ребят в мир знаний, научить их различать добро и зло, разбудить эмоции и душу.

Вот почему педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, терпимость к детским недостаткам, признание за каждым из моих учеников права на ошибку, несогласие - основные принципы моей работы.

Убеждена, что если на занятии допускается к обсуждению любое мнение, любая позиция берется во внимание, то у обучающихся появляется больше возможностей прислушаться к чужому суждению. Всё это способствует образованию системы ценностей моих воспитанников. Доброжелательная, творческая атмосфера занятия способствует воспитанию у них эмпатии, уверенности в собственных силах, терпимости, чувства собственного достоинства.

Использование воспитательного потенциала содержания учебного материала, принятие каждого подростка как уникальности, предоставление своим ученикам возможности искать и сомневаться, открывать и удивляться, быть свободными в своих мыслях и желаниях, видах деятельности считаю важными условиями самосовершенствования личности моих воспитанников, их интеллектуального развития и духовного роста, продвижения к идеалам Истины, Добра, Красоты.

Считаю, что воспитательный потенциал имеет и предметно - развивающая среда, окружающая подростка. Поэтому особое внимание уделяю развитию кабинета математики, создавая в нём комфортные условия для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках, занятиях кружка или курсов по выбору.

В нем сосредоточен богатый дидактический материал, разноуровневые учебные пособия, справочная и дополнительная литература, которая пользуется большим спросом у ребят при выполнении проектных и исследовательских работ, при подготовке к урокам, ЕГЭ по математике.

Работу по обогащению индивидуального познавательного и социального опыта обучающихся продолжаю и во внеурочное время через индивидуальные и групповые консультации, курсы по выбору, работу предметного кружка и занятия по довузовской подготовке старшеклассников.

Ежегодно до 20% наших студентов продолжают образование по специальностям, требующим математической подготовки в высших профессиональных учебных заведениях.

Самосовершенствование человека, процесс его индивидуального развития, духовного и социального становления не заканчивается школой. Они непрерывны. Школа и учитель-та отправная точка, которая открывает подростку этот путь. И если ему свойственна "ревнивая неудовлетворенность делом рук своих, влекущая его всё далее и не дающая ему успокоиться ни на одном из своих "Вавилонов", то процесс этот не заканчивается, как сама жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Учебная деятельность - пространство для воспитания. Воспитательный потенциал учебного занятия

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Предмет «География», благодаря своей специфике, предоставляет широкие возможности для воспитания обу...

Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"

     Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...

Программа по выявлению, поддержке и развитию успешных детей. по учебной дисциплине «Математика: алгебра, начала анализа, геометрия»

Программа по выявлению, поддержке и развитию успешных  детей. по учебной дисциплине  «Математика: алгебра, начала анализа, геометрия»...

Реализация воспитательного потенциала на уроках математики в условиях деятельностного подхода

Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передаетс...

Воспитательный потенциал учебного предмета « История и культура Санкт – Петербурга»

Научная статья посвящена проблеме нравственного воспитания в современном обществе....

Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных дисциплин как основа достижения обучающимися личных образовательных результатов

Татьяна Александровна РизоеваСОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных дисциплин ка...