Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных дисциплин как основа достижения обучающимися личных образовательных результатов
статья

Ризоева Татьяна Александровна

Татьяна Александровна Ризоева

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

 

Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных дисциплин как основа достижения обучающимися личных образовательных результатов

 

Воспитание (от древнерусского) – это духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное. [1;53]

Во все времена значимость воспитания для судеб государства оценивалась чрезвычайно высоко, ибо, как говорили древние, «лучшее воспитание обеспечивает лучший «вид строя».

Понятие «воспитание» для российской культуры и педагогики всегда имело особое смысловое значение, связанное с духовно-нравственным формированием и развитием человека, которое достигается и с помощью такой формы, как образование.

Наряду с обучением воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса.

Специфической чертой  любого занятия является воспитательный потенциал.

Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей для воспитания обучающихся. И воспитательные возможности имеются на любом занятии независимо от учебной дисциплины.

Воспитательные возможности заключены в методической системе обучения, в содержании используемых материалов, в личности преподавателя и его поведении. Педагог, воспитывая, образовывает, и, образовывая, воспитывает обучающихся.

Учебное занятие является не только основной формой обучения, но и сферой, где происходит воспитание.

При преподавании правовых дисциплин («Основы права», Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Судебная защита земельно-имущественных прав») развитию воспитательного потенциала способствует умение обучающихся добывать правовую  информацию и пользоваться ею. А это значит мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет и эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление обучающимися нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.

Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности обучающихся на занятии, а затем реализация полученных знаний, умений и навыков в практике социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач.

Усвоение правовых знаний становится эффективнее если они изучаются вместе с реалиями жизни.

Очень важны для обучающихся знания конкретных механизмов обращения в конкретных ситуациях, в которых они могут оказаться в будущем, и  трудностей, с которыми они могут встретиться. Это устройство на работу и защита своих трудовых прав; купля - продажа и аренда недвижимости, земельных участков; отношения с правоохранительными органами (выступление в роли подозреваемого, свидетеля, истца и ответчика и т.д.).

Изучение правовых дисциплин способствует развитию особых способностей и практических навыков социального действия. На занятиях прослеживается формирование у обучающихся уважения к закону, правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности.

Развитие базовых коммуникативных компетенций обучающихся, умения работать с информацией, умения анализировать ситуацию на основе уже имеющегося жизненного опыта формирует культуру мышления, которая необходима в повседневной жизни.

Реализация воспитательного потенциала занятия прослеживается в работе с нормативно-правовыми актами, при решении обучающимися правовых ситуационных и поисковых задач, а также при проведении организационно-деятельностных игр.

Значение организационно – деятельностной игры заключается в том, что обучающиеся погружены в реальную или правдиво смоделированную жизненную ситуацию; принимают самостоятельное решение, что обеспечивает переход от правовых знаний к гражданской позиции.[2;33]

Решая трудные задачи реальной жизненной ситуации, обучающиеся учатся анализировать их, аргументировать свою позицию, находить нестандартные решения. Таким образом, умение мыслить, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы помогут обучающимся в дальнейшей жизни самостоятельно строить отношения с людьми. [4;25]

Для реализации воспитательного потенциала занятия необходимо [3;67]:

  • при планировании занятия учитывать уровень воспитанности обучающихся;
  • на каждом этапе занятия продумывать виды деятельности обучающихся в связи с поставленными целями;
  • применять инновационные технологии;
  • использовать разные виды контроля, что способствует воспитанию ответственности, самостоятельности, коммуникабельности, трудолюбия;
  • принимать разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на обучающихся в случае успеха и в случае неудач.

Связь обучения и воспитания хорошо раскрывают слова профессора, доктора психологических наук Е.П. Ильина «Учить и воспитывать – это как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко одним неторопливым движением замка – творческой мысли. Эта единственная мысль и есть главное в уроке».[1;45]

 

Литература

  1. Березина В.А.Воспитывать человека (сборник научно-методических, материалов по проблемам воспитания (под ред. В.А. Березиной, И.А. Зимней – М: Вента – граф – 2016г. – 382с.
  2. Гордеева В.В. «Правовое воспитание» (Разработки организационно-деятельностных игр) – Волгоград 2017г.-207с.
  3. Нефедова С.М., Челесова О.О. – методические рекомендации «Воспитательный потенциал урока как фактор личностного развития обучающихся и результативности учебной деятельности – Сыктывкар 2018г. Режим доступа: https://gimis-rk.rkomi.ru/
  4. Фещенко Т.С. «Настольная книга зам. директора по учебно-воспитательной работе УЦ «Перспектива Москва 2019.-271с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rizoeva_statya.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Татьяна Александровна Ризоева

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных дисциплин как основа достижения обучающимися личных образовательных результатов

Воспитание (от древнерусского) – это духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное. [1;53]

Во все времена значимость воспитания для судеб государства оценивалась чрезвычайно высоко, ибо, как говорили древние, «лучшее воспитание обеспечивает лучший «вид строя».

Понятие «воспитание» для российской культуры и педагогики всегда имело особое смысловое значение, связанное с духовно-нравственным формированием и развитием человека, которое достигается и с помощью такой формы, как образование.

Наряду с обучением воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса.

Специфической чертой  любого занятия является воспитательный потенциал.

Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей для воспитания обучающихся. И воспитательные возможности имеются на любом занятии независимо от учебной дисциплины.

Воспитательные возможности заключены в методической системе обучения, в содержании используемых материалов, в личности преподавателя и его поведении. Педагог, воспитывая, образовывает, и, образовывая, воспитывает обучающихся.

Учебное занятие является не только основной формой обучения, но и сферой, где происходит воспитание.

При преподавании правовых дисциплин («Основы права», Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Судебная защита земельно-имущественных прав») развитию воспитательного потенциала способствует умение обучающихся добывать правовую  информацию и пользоваться ею. А это значит мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет и эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление обучающимися нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.

Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности обучающихся на занятии, а затем реализация полученных знаний, умений и навыков в практике социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач.

Усвоение правовых знаний становится эффективнее если они изучаются вместе с реалиями жизни.

Очень важны для обучающихся знания конкретных механизмов обращения в конкретных ситуациях, в которых они могут оказаться в будущем, и  трудностей, с которыми они могут встретиться. Это устройство на работу и защита своих трудовых прав; купля - продажа и аренда недвижимости, земельных участков; отношения с правоохранительными органами (выступление в роли подозреваемого, свидетеля, истца и ответчика и т.д.).

Изучение правовых дисциплин способствует развитию особых способностей и практических навыков социального действия. На занятиях прослеживается формирование у обучающихся уважения к закону, правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности.

Развитие базовых коммуникативных компетенций обучающихся, умения работать с информацией, умения анализировать ситуацию на основе уже имеющегося жизненного опыта формирует культуру мышления, которая необходима в повседневной жизни.

Реализация воспитательного потенциала занятия прослеживается в работе с нормативно-правовыми актами, при решении обучающимися правовых ситуационных и поисковых задач, а также при проведении организационно-деятельностных игр.

Значение организационно – деятельностной игры заключается в том, что обучающиеся погружены в реальную или правдиво смоделированную жизненную ситуацию; принимают самостоятельное решение, что обеспечивает переход от правовых знаний к гражданской позиции.[2;33]

Решая трудные задачи реальной жизненной ситуации, обучающиеся учатся анализировать их, аргументировать свою позицию, находить нестандартные решения. Таким образом, умение мыслить, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы помогут обучающимся в дальнейшей жизни самостоятельно строить отношения с людьми. [4;25]

Для реализации воспитательного потенциала занятия необходимо [3;67]:

  • при планировании занятия учитывать уровень воспитанности обучающихся;
  • на каждом этапе занятия продумывать виды деятельности обучающихся в связи с поставленными целями;
  • применять инновационные технологии;
  • использовать разные виды контроля, что способствует воспитанию ответственности, самостоятельности, коммуникабельности, трудолюбия;
  • принимать разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на обучающихся в случае успеха и в случае неудач.

Связь обучения и воспитания хорошо раскрывают слова профессора, доктора психологических наук Е.П. Ильина «Учить и воспитывать – это как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко одним неторопливым движением замка – творческой мысли. Эта единственная мысль и есть главное в уроке».[1;45]

Литература

  1. Березина В.А.Воспитывать человека (сборник научно-методических, материалов по проблемам воспитания (под ред. В.А. Березиной, И.А. Зимней – М: Вента – граф – 2016г. – 382с.
  2. Гордеева В.В. «Правовое воспитание» (Разработки организационно-деятельностных игр) – Волгоград 2017г.-207с.
  3. Нефедова С.М., Челесова О.О. – методические рекомендации «Воспитательный потенциал урока как фактор личностного развития обучающихся и результативности учебной деятельности – Сыктывкар 2018г. Режим доступа: https://gimis-rk.rkomi.ru/
  4. Фещенко Т.С. «Настольная книга зам. директора по учебно-воспитательной работе УЦ «Перспектива Москва 2019.-271с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Формирование гражданской идентичности с использованием образовательного и воспитательного потенциала общеобразовательных гуманитарных дисциплин

Материалы внеклассной работы по предмету, представленные на конференции "Русский язык как фундаментальный фактор формирования гражданской идентичности"...

Методическая разработка. Балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования

Адресность:  педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы и все желающие познакомиться с результатами практического применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений уч...

Воспитательный потенциал учебной дисциплины «Математика» как условие конструктивного развития личности

Может ли математика воспитать разносторонне развитую личность? Заставить правильно излагать? Думать? Стать творцом своей судьбы?На эти вопросы Вы получите ответы, ознакомившись с данной статьей...

Современные образовательные технологии, их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов

Современные образовательные технологии, их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов...