"Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Изучение и применение на практике формул сокращенного умножения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7kl.docx116.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование по теме

« Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»

Цели

  1. Образовательная: 
  • Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел;
  • Сформировать умение практически их применять.
  1. Развивающая: 
  • Развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, память, интерес к математике, умение рассуждать.
  1. Воспитательная:
  • воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности.

Оборудование:  карточки с заданиями для контроля, кубик с заданиями.

Ход урока

  • 1. Орг. момент 

Здравствуйте ребята. Садитесь, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Представьте себе, что сегодня наш класс – научно – исследовательский институт. А вы сотрудники этого института и занимаетесь проблемами математики. Девизом нашего сегодняшнего рабочего дня будет лозунг: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

  1. Повторение.

Давайте начнем трудовой день с участия в работе лаборатории теоретиков. В ней много правил, по которым мы будем работать:

1. Как умножить степени с одинаковыми основаниями? (Основание оставить тем же, а показатели

степеней сложить)

2. Что называют одночленом? (Произведение чисел, переменных и их степеней)

3. Что называют многочленом? (Сумму одночленов)
4. Как умножить многочлен на многочлен? (Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить).

  • Переходим в лабораторию практиков

Найдите произведение:

hello_html_7d2c2e0e.gif                           Проверка: hello_html_m5e78b1f5.gif

hello_html_m5e83a7ac.gif                            Проверка: hello_html_m5f314e5b.gif

  1. Тема и цель урока 
  • Сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение многочлена на многочлен». Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножить короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращенного умножения, их несколько. Одна из них квадрат суммы и разности двух выражений
  • Итак, запишите число, классная работа и тему урока «Квадрат суммы и разности двух выражений». Сегодня мы с вами в роли исследователей «откроем» две из этих формул и научимся применять её. А как вы думаете, для чего нужны формулы?
  • Правильно, они упрощают вычисления.
  1. Актуализация опорных знаний 
  • Выполним небольшое задание, оно нам поможет в открытии новых знаний.

Даны два выражения 3а и 4в, вот они на доске (справа от темы на доске), составьте и запишите в стандартном виде:

  1. сумму 3а+4в
  2. разность 3а-4в
  3. сумму квадратов (3а)2+(4в)2
  4. разность квадратов (3а)2-(4в)2
  5. квадрат суммы (3а+4в) 2= (3а+4в) (3а+4в)
  6. возвести в квадрат первое выражение 9а2
  7. возвести в квадрат второе выражение 16в2
  8. произведение первого и второго 12ав
  9.   их удвоенное произведение 24ав

Замените квадрат суммы в прошлом задании на произведение. Найдите получившееся произведение. (3а+4в)2=(3а+4в) *(3а+4в)=9а2+12ав+12ав+16в2=9а2+24ав+16в2.

  1. Сравнительный анализ и вывод формулы 
  • Исследовательская работа

Входим в лабораторию для проведения опытов. Каждая парта – отдельная группа. Вам предстоит найти произведение многочленов: 1 группа – 1 произведение, 2 группа – 2 произведение и т.д., После того как вы проведете опыт, один из вас выходит к доске и записывает в правом столбце таблицы полученный результат. (Средняя часть таблицы закрыта)

Задание: Найти произведение данных многочленов

  1.  (a+ b)(a+ b)                                                  2.  (c + d )(d +c)

               (а+в)2                                                                 (c + d)2

              а2+2ав+в2                                                         c2 + 2 cd + d2

  • Проанализируем результаты проведенных опытов

Вопросы: 1) Можно ли выражения в I столбце записать короче? (Получив ответы, учитель открывает II столбец)

2) Есть ли нечто общее в полученных результатах?

3) Подсчитайте, сколько получилось членов в каждом многочлене? (трехчлен)

4) Что представляет собой 1й, 2й и 3й члены многочлена? 

1-й член – квадрат первого выражения.

2-й член – удвоенное произведение первого и второго выражений.

3-й член – квадрат второго выражения

5) Изменяется ли результат, если возвести в квадрат не сумму, а разность двух выражений?

  • Вывод: Находили произведение двух одинаковых двучленов (1 столбец таблицы), т.е. возводили в квадрат сумму и разность двух выражений (2 столбец таблицы). Получили формулу квадрата суммы и разности двух выражений
  •  Учащиеся записывают общую формулу квадрата суммы и разности двух чисел и дают словесное описание.

(а + b)2 = а 2 + 2аb + b2

(а+ в)2 =а2 +2ав+в2      формулы сокращённого умножения.

  • (подчёркивается, что эта формула в дальнейшем будет применяться для возведения в квадрат суммы и разности двух выражений).
  • Записываем в тетрадь, обводим в рамочку.
  • прочитайте правило по учебнику на стр. 152 – 153
  1. Физкультминутка 

Теперь немного отдохнем.

Будьте внимательны.

1. Хлопнет тот, у кого имя Наташа

2. Топнет тот, у кого маму зовут Маша

3. Встанут те, кто любит математику.

4. Те, кому 13 лет, повернется налево, а кому 14, повернуться направо.

5. Девочки топнут, а мальчики хлопнут.

6. Валеры встанут, а Данилы поднимут руки.

7. А теперь все вместе покиваем.

8. И приступаем к работе.

  1. Закрепление изученного материала 

Решить №799 (а-г), №803 (а-в).

  1. Задание на дом 

Стр. 163- 164 (2 правила, 2 формулы)

№ 799 (е – к), № 803 (г – е)

Если остается время кубик – экзаменатор с заданиями

  • Игра «Кубик – экзаменатор».

На каждой грани, записан квадрат суммы или разности двух выражений. Вызванный по желанию ученик, подбрасывает кубик и комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы, называет многочлен, в который можно преобразовать данный квадрат двучлена.

(4zy – 3р)2

(b – 3)2

(g + 5c)2

(4c2- 5t)2

(1/2x + 1)2

(7c + 5p)2

  • 9 Итог урока
  • Молодцы. Как вы считаете, вы справились с исследовательской деятельностью?
  • Кто может сказать какие формулы вы сегодня вывели?
  • Как звучит правило?
  • Все ли было понятно?

1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения

2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

Презентация к уроку изучения нового материала  в 7 классе  по теме   "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений". Слайды к уроку идут с указанием их применения в ко...

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

Тесты  -  приложения  к уроку  "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений ", выполненные в программе MS PoverPoint . Задания  тестов являются обучающими и...

Формулы сокращённого умножения. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

Конспект урока по алгебре для 7 класса. Тип урока: "открытие" нового знания....

7класс Алгебра Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. Урок 2

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. Урок 2...