Урок математики
план-конспект урока по алгебре на тему

Джиоева Фатима Ильинична

Систематизация и обобщение знаний учащихся о производной, ее геометрическом и физическом смысле, повторение правил дифференцирования, формул производных, подготовка к контрольной работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Вычисление производных».

Цель урока: Систематизация и обобщение знаний учащихся о производной, ее геометрическом и физическом смысле, повторение правил дифференцирования, формул производных, подготовка к контрольной работе.

Задачи:

  • Закрепить формулы и правила вычисления производных, рассмотреть решение задач, связанных с этой темой, базового и повышенного уровней сложности; обобщить теоретические знания по теме: «Производная. Геометрический и физический смысл производной. Уравнение касательной», выяснить степень готовности учащихся к выполнению контрольной работы по теме;
  • Воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе, стремление преодолевать трудности на пути улучшения собственных результатов;
  • Развивать самоконтроль и самооценку, творческие способности в изучении математики.

Ход урока:

I Орг.момент

Сообщение темы и задач урока

II Актуализация опорных знаний.

  1. Заполнить таблицу производных.
  2. Правила вычисления производных.
  3. Устный работа по нахождению производных.

III Разминка

На столе разложены карточки с заданием на применение правил дифференцирования «Найдите производную функции». Учащиеся по парам, выполняют и комментируют решение, следят за правильностью, корректируют пробелы.

Примеры карточек:

Задание № 1

        подсказка        ответ

1) ;        y= x4-x3        y´=4x3- 3x2

2) ;        y=x4-1        y´=4x3

3) ;                                                                                               y´=

4) ;        y=1        =0

5) ;        y=cos2x        y´=-2sin2x

6) ;        y=x3-8        y´=3x2

Проверка решения примеров у доски, одним учащимся из пары.

Задание 2.

  1. Найдите производную функции

 в точке х0 = 0

2. Найдите производную функции:

а) ;   б)    в) ;

Решение:

1. Найдите производную функции

 в точке х0 = 0

2. Найдите производную функции:

а);

б)

в);

IV Устная работа.

В чем заключается геометрический и  физический смысл производной?

Задание № 3.

  1. Напишите уравнение касательной к графику функции у= f(x) в точке х0:   f(x)=2x+х2 , х0=-3.
  2. Напишите уравнение касательной к параболе у=х2 -2х-8,   параллельной  прямой 4х+у+4=0.
  3. Координата тела меняется по закону:  S(t) = 5 - 3t2 + 2t3(S – путь в метрах, t – время в секундах).

       Определите скорость и ускорение данного тела в момент времени 2 секунды?

 Решение: 1. у  = 3 + (-4)(х – (-3)) = - 4х – 9

                  2. у =  -5 – 4(х+1) = -4х – 9

                  3. v(t) = 12 м/сa(t) = 18 м/с2

V Работа у доски.

Решение заданий с комментированием

VI Самостоятельная работа: (8 мин)

Учащимся предлагается решить тест на применение правил дифференцирования:

Вариант 1

  1. Найти производную функции

f(x)=3х4 – 7х3 + х + π

А) 12х4 - 21х3 + х + π В) 12х3 – 21х2 + π

Б) 12х3 – 21х2 +1 Г) 9х3 – 14х2 + 1

Вариант 2

  1. Найти производную функции

f(x)=2х4 – 7х3 + х + 6

А) 8х4 - 21х3 + х + 6 В) 8х3 – 21х2 + 6

Б) 8х3 – 21х2 +1 Г) 6х3 – 14х2 + 1

2. Найти производную функции

f(x)=2 sin x - 3 cos x + 5

А) 2 cos x - 3 sin x В) 2 cos x + 3 sin x

Б) 2 cos x - 3 sin x +5Г) cos x + sin x +5

2. Найти производную функции

f(x)=2 sinx + 3 cosx + 4

А) 2 cos x + 3 sin x В) 2 cos x - 3 sin x +4

Б) 2 cos x - 3 sin x Г) cos x - sin x +4

3. Точка движется прямолинейно по закону

S (t)= 2t3 – 0,5t2 + 3t (S – путь в метрах, t – время в секундах). Вычислить скорость движения точки в момент времени t=1с.

А) 8 м/с       Б) 7 м/с        В) 10 м/с        Г) 4,5 м/с

3. Точка движется прямолинейно по закону S (t)= 2t3 – 0,5t2 + 3t (S – путь в метрах, t – время в секундах). Вычислить скорость движения точки в момент времени t= 2с.

А) 25 м/с         Б) 22 м/с      В) 20 м/с Г) 18 м/с

  1. Найти производную сложной функции

f(x)= (3 – 2х)3

А) 3 (3 - 2х)2В) 6 (3 – 2х)2

Б) -3 (3 – 2х)2 Г) -6 (3 –2х)2

4. Найти производную сложной функции

f(x)= (4х – 9)7

А) 7 (4х - 9)6В) -63 (4х - 9)6

Б) 6 (4х - 9)7Г) 28 (4х - 9)6

5. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у= 3х3 – 2х + 1 в точке с абсциссой х0 = 1

А) 5Б) 7         В) 9               Г) 11

5. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у= 3х2 – 2х + 1 в точке с абсциссой х0 = 1

А) 4Б) 1               В) 2         Г) 5

Проверка теста по кодам

1

2

3

4

5

1 вариант

Б

В

А

Г

Б

2 вариант

Б

Б

А

Г

А

VII Подведение итогов урока

Задание на дом:

Учащимся предлагаются карточки  трех уровней сложности с заданиями на вычисление производной функции. Каждый выбирает карточку или карточки по своему усмотрению, оценка за домашнюю работу выставляется с учетом уровня сложности:  

Карточка  А

Вариант1  Найти производную функции: а)  f(x)=х9     б) f(x)=2х7 -3х2 +2     в) f(x)=4sinx  

                                                                        г) f(x)=(5x+1)/𝑥     д) f(x)=(3x+7)12

Вариант2 Найти производную функции: а)  f(x)=х2    б) f(x)=3х7 -х2 +2     в) f(x)=tgx-sinx

                                                                          г) f(x)=(5+6x)/(2х-3)     д) f(x)=(5x+4)6

Карточка В

Вариант1 Найти производную функции: а)  f(x)= -2х3 +3х2 -х        б) f(x)=3cos2 2x        в) f(x)=4sinx              

                                                                       г) f(x)=(8x+1)/(𝑥 −2)      д) f(x)=(2+7x)12

Вариант2 Найти производную функции: а)  f(x)=х9     б) f(x)=х5 -3х3 +5x     в) f(x)=4sin2 x  

                                                                      г) f(x)=(x3-3x  )/(1+4𝑥)     д) f(x)=(9x+5)4

Карточка С

 Вариант1 Найти производную функции: а)  f(x)=√4х+5     б) f(x)=2х7 -3х2 +2     в) f(x)=sin3xcos3x  

                                                                        г) f(x)=(5x+1)(5𝑥 −1)      д) f(x)=(3x+7)12

Вариант 2 Найти производную функции: а)  f(x)=(х9-1)/х2     б) f(x)=(2х7 -3)(х2 +2)  

в) f(x)=sin5xsin2x+cos5xcos2x    г) f(x)=(5x+1)/𝑥д) f(x)=(3x+7)12

VIII  Рефлексия."АНКЕТА" 

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 

 

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

«ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу  работу сегодня



Предварительный просмотр:

Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе.

(к учебнику А.Н. Колмогорова)

Тема: Решение логарифмических уравнений и неравенств.

Тип урока: Введение нового материала. (Урок 1)

Цели:

  • Познакомить со способами решений логарифмических уравнений.
  • Отрабатывать  умение решать логарифмические уравнения.

План урока:

  1. Орг. момент                                                 2мин
  2. Актуализация знаний                                  3мин
  3. Введение нового материала                        32мин
  4. Итоги урока                                                  2мин
  5. Домашнее задание                                        1мин

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Организовать учащихся на лекционное занятие.

Сообщить тему и цель занятия.

Записать число и тему урока.

  1. Актуализация знаний

Повторить с учащимися основные теоремы о логарифмах.

Основные теоремы о логарифмах.

  1. http://festival.1september.ru/articles/576163/img1.gif
  2. http://festival.1september.ru/articles/576163/img2.gif
  3. http://festival.1september.ru/articles/576163/img3.gif
  4. http://festival.1september.ru/articles/576163/img4.gif
  5. http://festival.1september.ru/articles/576163/img5.gif
  6. http://festival.1september.ru/articles/576163/img6.gif
  7. http://festival.1september.ru/articles/576163/img7.gif
  8. http://festival.1september.ru/articles/576163/img8.gif
  9. http://festival.1september.ru/articles/576163/img9.gif

(С  6 по 9 свойство записать в тетради.)

  1. Введение нового материала

1. Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим. Простейшим логарифмическим уравнением служит уравнение вида  (где a>0, )

2. Решение логарифмического уравнения вида основано на том, что такое уравнение равносильно уравнению  при дополнительных условиях

3. Проверка найденных значений неизвестного по условию уравнения в общем случае является необязательной. Можно выявить посторонние корни и с помощью нахождения области определения исходного уравнения Эта область задается системой неравенств ().

4. При решении логарифмических уравнений часто бывает полезен метод введение новой переменной.

5. При решении уравнений, содержащих переменную и в основании, и в показателе степени, используется метод логарифмирования. Если при этом в показателе степени содержится логарифм, то обе части уравнения надо прологарифмировать по основанию этого логарифма.

6. Решить уравнение.(показать решение)

1)  Ответ: 7

2)  

Решение:

  Ответ: 8

3) Рассмотреть пример 1 на стр. 242 учебника и пример 2 (два способа решения). (самостоятельно)

4) Решить уравнение: (показать решение)

Решение:     Ответ: 4

5)Решить уравнение: (один ученик у доски)

 

        Ответ:3

6)  Решить уравнение  

Решение:

ОДЗ: . Обозначим , получим  ;

Если , тогда ; ;

Если , то ;                Ответ:

7) по учебнику разобрать примеры 5 и 7 на стр. 243

(самостоятельно)

8) Решить уравнение (совместно)

 

Решение:

Прологарифмировав обе части уравнения по основанию 2, получим:  ;  

Обозначим

Значит

             

Проверка:

1)            верно

2)                  верно

Ответ:

9)  Решить уравнение:

Решение:

Перейдем к основанию 5.

  ,     , то  

или   

     

Проверка подтверждает что   корни данного уравнения.

Ответ:  5; 15

10) Самостоятельно разобрать решение примера 3 на стр.243.

  1. Итоги урока

Сегодня на уроке мы познакомились со способами решения логарифмических уравнений. Они пригодятся вам на ЕГЭ.

Оценить работу учащихся, выставить отметки.

  1. Домашнее задание:

п. 39; Решить: №512-515; №519(в,г) №520(в,г).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение логарифмических уравнений и неравенств.

Слайд 2

Основные теоремы о логарифмах.

Слайд 3

Простейшее логарифмическое уравнение (где a>0, )

Слайд 4

Обязательно! Проверка или ОДЗ.

Слайд 5

Решите уравнение: 1) 2)

Слайд 6

Учебник: страница 242 Пример 1 Пример 2 (два способа решения).

Слайд 7

Решить уравнение: Решение: Ответ: 4

Слайд 8

Решение:

Слайд 9

Решение: ОДЗ: . Обозначим П олучим Если , тогда ; ; Если , то ; Ответ :

Слайд 10

Учебник стр. 243 Пример 5 и 7

Слайд 11

Прологарифмируем по основанию 2 Проверка: 1) верно 2) верно Ответ:

Слайд 12

Перейдем к основанию 5. или Ответ: 5; 15

Слайд 13

Домашнее задание П 39; № 512-515; № 519(в,г) № 520(в,г).

Слайд 14

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...