Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

Сухорукова Елена Викторовна

Рабочая программа по алгебре 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Планирование составлено на основе программы к УМК Ю.Н. Макарычева и др. из сборника рабочих программ для 7-9 классов, составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение от 2011 года с учетом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algebra_7_fgos_2015.docx394.37 КБ

Предварительный просмотр:

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _______________________алгебре_____________________________________

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_____7 класс, основное общее образование_____________________________________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов______102 ч._________

Учитель____Сухорукова Елена Викторовна_____________________________________

        ФИО

Программа разработана на основе авторской программы к УМК Ю.Н.Макарычева и др., сборник рабочих программ для 7-9 классов, составитель Т.А.Бурмистрова, издательство Просвещение от 2011 года.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Планирование составлено на основе программы к УМК Ю.Н. Макарычева и др. из сборника рабочих программ для 7-9 классов, составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение от 2011 года.

Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Изучение алгебры в 7 классах направлено на достижение следующих целей:

·               продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

·               продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

·               продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

·               продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

 Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.

Задачи:

  • развить вычислительные и оперативно- алгебраические умения до уровня,  позволяющего использовать их в смежных предметах;  
  • усвоить аппарат уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач;
  • научить использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • получить представление о роли статистики и заложить основы вероятностного мышления;
  • изучить свойства геометрических фигур на плоскости для формирования пространственного представления необходимого при изучении курса стереометрии;
  • развить логическое мышление и речь - умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания образования по математике в 7 классе связаны с преемственностью целей образования, логикой  внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Обязательный минимум обеспечивает развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач; использование функционально-графического метода.

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1)  в направлении личностного развития:

•   формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

•   развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

•   формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

•   воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

•   формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

. •  развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2)  в метапредметном направлении:

•   развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

•   формирование общих способов интеллектуальной деятельности* характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3)  в предметном направлении:

•   овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Алгебра является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место алгебры среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметикаалгебрагеометрияэлементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логикиВ своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Логика и множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание линии «Арифметика» служит  базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.

Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.

Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.

 Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  •            сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  •            овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  •           изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  •            развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  •             сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение алгебры в 7—9 классах основной школы отводит 3 часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 315 уроков. Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 3 часа в неделю, общий объем 102 часа.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. Алгебра изучается в 7 классе 3 ч в неделю,  всего 102 ч; 8 класс 3 ч в неделю, всего 102 ч; 9 класс 3 ч в неделю, всего 102 ч.

Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета «Алгебра»

Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, использовать практические приемы геометриче- ских измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять не- сложные алгоритмы и др. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации. Таким образом, практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.

Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как все больше специальностей связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многие другие). Следовательно, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

 В современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. С помощью объектов математических умозаключений и правил их конструирования вскрывается механизм логических построений, вырабатываются умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается логическое мышление.

Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умения действовать по заданным алгоритмам и конструировать новые. В ходе решения задач - основной учебной деятельности на уроках математики - развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную устную и письменную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Ее необходимым компонентом является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, понима- нию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них пред- ставления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

4. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения алгебры в 7 классе

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1.  сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  2.  сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  3.  сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4.  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  5. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  6.  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  7.  креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
  8.  умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  9.  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

  1.  умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2.  умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  3.  умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4.  осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  5.  умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  6.  умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7.  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить обшее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  8.  сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентно- сти);
  1. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  2. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

L1) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  1.  умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  2.  умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  3.  умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  4.  понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  5.  умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  6.  умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

  1.  умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
  2.  владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

 умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  1.  умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  2.  умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
  3.  овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
  4.  овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
  5.  умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

5. Содержание учебного предмета

1. Выражения, тождества, уравнения (22 ч)

Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки > и <, дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формальнооперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах — b при различных значениях а и Ь. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

2. Функции (11 ч)

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.

Основная цель — ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.

Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kx, где k ≠ 0, как зависит от значений k и Ъ взаимное расположение графиков двух функций вида у = kx + Ъ.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

3. Степень с натуральным показателем (11 ч)

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычисле нием значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств ат * ап = ат + ", ат : ап = ат- п, где т> п, (ат)п = атп, (аЪ)п = апЪп учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.

4. Многочлены  (17 ч)

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом со ставления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

5. Формулы сокращённого умножения  (19 ч)

Формулы (а ± Ъ)2 = а2 ± 2ab + Ъ2, (а ± Ъ)3 - а3 ± 3а2Ь + ЗаЬ2 ± Ь3, (а ± b) (а2 + ab + Ь2) = а3 ±Ь3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам  - Ь) (а + Ъ) = а2 - Ь2,  ± Ъ)2 = а2 ± 2аЪ + Ъ2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».

Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± 3а2Ъ + 3аЪ2 ± Ь3, а3 ± Ъ3 = (а ± Ъ) (а2 + аЪ + Ь2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

6. Системы линейных уравнений  (16 ч)

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Основная цель — ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения а + Ъу = с, где аф 0 или Ъ Ф 0, при различных значениях а, Ъ, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

7. Повторение. Решение задач (6 ч)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).

В настоящей программе за основу принят вариант тематического планирования учебного материала, согласно которому на изучение алгебры отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа.

Список контролирующих работ:

Раздел

Контролирующие работы

Выражения, тождества, уравнения

Контрольная работа №1 по теме "Выражения. Преобразования выражений"

Контрольная работа №2 по теме "Уравнения с одной переменной"

Самостоятельная работа №1 «Выражения».

Самостоятельная работа №2 «Преобразование выражений»

Самостоятельная работа №3 «Уравнения»

Функции

Контрольная работа №3по теме "Линейная функция"

Самостоятельная работа №4 «Линейная функция и ее график»

Тест №1 «Линейная функция и ее график»

Степень с натуральным показателем

Контрольная работа №4 по теме  " Степень с натуральным показателем"

Тест №2 «Действия со степенями»

Тест №3 «Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень»

Многочлены

Контрольная работа №5 по теме  " Многочлены "

Контрольная работа №6 по теме "Произведение многочленов"

Самостоятельная работа №5 «Сложение и вычитание многочленов»

Самостоятельная работа №6 «Произведение одночлена на многочлен»

Самостоятельная работа №7 «Произведение многочленов»

Формулы сокращённого умножения  

Контрольная работа №7 по теме " Формулы сокращенного умножения "

Контрольная работа №8 по теме "Преобразование целых выражений"

Самостоятельная работа №8 «Квадрат суммы и квадрат разности»

Самостоятельная работа №9 «Разность квадратов. Сумма и разность кубов»

Тест №4 «Формулы сокращенного умножения»

Системы линейных уравнений  

Контрольная работа №9 по теме "Решение систем линейных уравнений"

Самостоятельная работа №10 «Решение систем линейных уравнений способом подстановки»

Самостоятельная работа №11 «Решение задач с помощью систем уравнений»

Повторение. Решение задач

Итоговая контрольная работа

6. Тематическое планирование по алгебре 7 класса на 2015-2016 учебный год

№ урока

Радел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Оборудование

Виды контроля

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

План

Факт

Глава I. Выражения, тождества, уравнения (22 часа)

1.

Выражения

 (5 уроков)

Числовые  выражения

1

Фронтальный опрос

Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

Находить значения числовых выражений, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных. Использовать знаки >, <, ≥, ≤, читать и составлять двойные неравенства.

Выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений.

Решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и Ь, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним.

Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. Использовать простейшие статистические характеристики (среднее арифметическое, размах, мода, медиана) для анализа ряда данных в несложных ситуациях

2.

Вычисление числовых выражений.

1

Устный опрос

3-4.

Выражения с переменными.

2

Фронтальный опрос.

С.р.№1

5.

Сравнение значений выражений.

1

Фронтальный опрос

6-7

Преобразование выражений

(4 урока)

Свойства действий над числами.

2

Фронтальный опрос

8-9

Тождества. Тождественные преобразования выражений.

2

Устный опрос

С.р.№2

10

Контрольная работа №1 по теме "Выражения. Преобразования выражений"

1

К.р.№1

11

Уравнение с одной переменной

(7 уроков)

Уравнение и его корни.

1

Устный опрос

12-13-14

Линейное уравнение с одной переменной.

3

Устный опрос

Фронтальный опрос

15-16-17

Решение задач с помощью уравнений.

3

Устный опрос

С.р.№3

18

Статистические характеристики (4 урока)

Среднее арифметическое, размах и мода.

1

Устный опрос

19

Медиана как статистическая характеристика.

1

Устный опрос

20

Решение задач по теме «Статистические характеристики»

1

21

Обобщающий урок по теме «Уравнения с одной переменной»

1

22

Контрольная работа №2 по теме "Уравнения с одной переменной"

1

К.р.№2

Глава II. Функции (11)

23

Функции и их графики

(5 уроков)

Понятие функции.

1

Таблица «Графики»

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.

Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции. По графику функции находить значение функции по известному значению аргумента и решать обратную задачу. Строить графики прямой пропорциональности и линейной функции, описывать свойства этих функций. Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции у = кх, где к ≠ 0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+ b. Интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых формулами вида у = кх, где к≠0му=кх+Ь

24-25

Вычисление значений функций по формуле.

2

Устный опрос

26-27

График функции.

2

Устный опрос

С.р.№4

28

Линейная функция

(5 уроков)

Прямая пропорциональность и её график

1

Таблица «Графики функций»

Устный опрос

29-30

Линейная функция и ее график.

2

Фронтальный опрос

31

Взаимное расположение графиков линейных функций.

1

Устный опрос

Тест№1

32

Обобщающий урок по теме «Линейная функция»

1

33

Контрольная работа №3по теме "Линейная функция"

1

К.р.№3

Глава III. Степень с натуральным показателем

34

Степень и ее свойства

(5 уроков)

Определение степени с натуральным показателем

1

Таблица «Свойства степеней»

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Вычислять значения выражений вида аn, где а — произвольное число, п — натуральное число, устно и письменно, а также с помощью калькулятора. Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем. Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночленов в степень. Строить графики функций у = х2 и у = х3. Решать графически уравнения х2 = кх + b, х3 = кх + b, где к и b — некоторые числа

35-36

Умножение и деление степеней.

2

Устный опрос

37-38

Возведение в степень произведения и степени.

2

Устный опрос

Тест.№2

39

Одночлены

(5 уроков)

Одночлен и его стандартный вид.

1

Устный опрос

40-41

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

2

Устный опрос

42-43

Функции y=x2 и y=x3 и их графики.

2

Таблица «Квадратные уравнения»

Устный опрос

Тест.№3

44

Контрольная работа №4 по теме " Степень с натуральным показателем."

1

К.р.№4

Глава IV. Многочлены (17)

45

Сумма и разность многочленов

(3 урока)

Многочлен и его стандартный вид.

1

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен. Выполнять разложение многочленов на множители, используя вынесение множителя за скобки и способ группировки. Применять действия с многочленами при решении разнообразных задач, в частности при решении текстовых задач с помощью уравнений

46-47

Сложение и вычитание многочленов.

2

Устный опрос

С.р.№5

48-49-50

Произведение одночлена на многочлен

(6 уроков)

Умножение одночлена на многочлен.

3

Таблица «Свойства степеней»

Устный опрос

51-52

Вынесение общего множителя за скобки.

2

Устный опрос

С.р.№6

53

Обобщающий урок по теме «Многочлены»

1

Устный опрос

54

Контрольная работа №5 по теме " Многочлены "

1

К.р.№5

55-56-57

Произведение многочленов

(6 уроков)

Умножение многочлена на многочлен.

3

Таблица «Свойства степеней»

Устный опрос

58-59

Разложение многочлена на множители способом группировки.

2

Фронтальный опрос

 

С.р.№7

60

Обобщающий урок по теме «Произведение многочленов»

1

Устный опрос

61

Контрольная работа №6 по теме "Произведение многочленов"

1

К.р.№6

Глава V. Формулы сокращенного умножения (19 часов)

62-63

Квадрат суммы и квадрат разности

(5 уроков)

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

2

Таблица «Формулы сокращенного умножения»

Устный опрос

Формулы (а ± Ъ)2 = а2 ± 2ab + Ъ2, (а ± Ъ)3 - а3 ± 3а2Ь + ЗаЬ2 ± Ь3, (а ± b) (а2 + ab + Ь2) = а3 ±Ь3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Доказывать справедливость формул сокращённого умножения, применять их в преобразованиях целых выражений в многочлены, а также для разложения многочленов на множители. Использовать различные преобразования целых выражений при решении уравнений, доказательстве тождеств, в задачах на делимость, в вычислении значений некоторых выражений с помощью калькулятора

64-65-66

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

3

Устный опрос

 С.р№8

67

Разность квадратов. Сумма и разность кубов.

(6 уроков)

Умножение разности двух выражений на их сумму.

1

Устный опрос

68-69

Разложение разности квадратов на множители.

2

Устный опрос

70

Разложение на множители суммы и разности кубов.

1

Устный опрос

С.р.№9

71

Куб суммы и куб разности.

1

Устный опрос

72

Обобщающий урок по теме «Формулы сокращенного умножения»

1

Устный опрос

73

Контрольная работа №7 по теме  " Формулы сокращенного умножения "

1

К.р.№7

74-75

Преобразование целых выражений

(6 уроков)

Преобразование целого выражения в многочлен.

2

Устный опрос

76-77-78

Применение различных способов для разложения на множители.

3

Устный опрос

Тест.№4

79

Обобщающий урок по теме "Преобразование целых выражений"

1

Фронтальный опрос

80

Контрольная работа №8 по теме "Преобразование целых выражений"

1

К.р.№8

Глава VI. Системы линейных уравнений (16 часов)

81

Линейные уравнения с двумя переменными и их системы

(5 уроков)

Линейное уравнение с двумя переменными.

1

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Находить путём перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными. Строить график уравнения ах + by = с, где а ≠ 0 или Ь≠ 0. Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными. Применять способ подстановки и способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений. Интерпретировать результат, полученный при решении системы

82

График линейного уравнения с двумя переменными.

1

Таблица «Графики функций»

Устный опрос

83-84-85

Системы линейных уравнений с двумя переменными.

3

Устный опрос

86-87-88

Решение систем линейных уравнений

(10 уроков)

Способ подстановки.

3

Устный опрос

89-90

Способ сложения.

2

Устный опрос

С.р.№10

91-92-93-94

Решение задач с помощью систем уравнений.

4

Устный опрос

С.р.№11

95

Обобщающий урок по теме "Решение систем линейных уравнений"

1

96

Контрольная работа №9 по теме "Решение систем линейных уравнений"

1

К.р.№9

Повторение (6 уроков)

97

Повторение курса 7 класса

(6  уроков)

Повторение темы «Выражения, тождества, уравнения»

1

Знать материал, изученный в курсе алгебры  за 7 класс

Уметь применять полученные знания на практике.

Уметь логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, работать в команде.

98

Повторение темы «Функции»

1

99

Повторение темы «Степень с натуральным показателем. Многочлены»

1

100

Повторение темы «Формулы сокращенного умножения»

1

101

Итоговая контрольная работа

1

К.р.№10

102

Работа над ошибками

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Учебник: Алгебра. 7 класс/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. – М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература: 

  1. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей: учеб. пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений /   Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк;  под ред. С.А. Теляковского. -6-е изд. – М.: Просвещение, 2008
  2. Ерина Т. М. Поурочное планирование по алгебре к учебнику Ю. Н. Макарычева «Алгебра 7». – М.: Экзамен, 2006.
  3. Жохов В. И., Крайнева Л. Б. Уроки алгебры 7 класс. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 7 класс. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Звавич А. И., Шляпочник Л. Я. Контрольные и проверочные по алгебре7-9 классы. М.: Просвещение, 2003.
  6.  П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, М. Илекса 2011 г.
  7. Алгебра. Тематические тесты. 7 класс / Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  8. Алгебра. 7 класс. Практикум. Готовимся к ГИА: [учебное пособие] / Л.Б.Крайнева. – Москва: Интеллект-Центр, 2013.

Интернет-ресурсы:

  1.  Я иду на урок математики (методические разработки). - Режим доступа : www.festival. 1september.ru
  2.  Уроки, конспекты. - Режим доступа : www.pedsovet. ru
  3. Презентации.  -Режим доступа : http://teachershelper.ru

http://urokimatematiki.ru

http://intergu.ru/   

http://www.openclass.ru/

http://www.uchportal.ru/load/23

http://easyen.ru/ 

http://karmanform.ucoz.ru 

Наглядные пособия:

  1. Портреты великих ученых-математиков.

2) Демонстрационные таблицы по темам: «Выражения, тождества, уравнения»,  «Функции»,  «Степень», «Многочлены», «Формулы сокращенного умножения».

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Рациональные числа

Ученик научится:

  1. понимать особенности десятичной системы счисления;
  2. владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
  3. выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
  4. сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
  5. выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
  6. использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.

Ученик получит возможность:

  1. познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
  2. углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
  3. научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

Ученик научится использовать начальные представления о множестве действительных чисел;

Ученик получит возможность:

  1. развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
  2. развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Алгебраические выражения

Ученик научится:

  1. владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
  2. выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями;
  3. выполнять разложение многочленов на множители.

Ученик получит возможность научиться выполнять многошаговые преобразования целых выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

Уравнения

Ученик научится:

  1. решать основные виды линейных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
  2. понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
  3. применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Ученик получит возможность:

  1. овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
  2. применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Описательная статистика

Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по алгебре 7 ФГОС по учебнику Макарычева Ю.Н.

Программа по алгебре, составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

8 класс рабочая программа по алгебре (по ФГОС)

Рабочая программа по алгебре по ФГОС 8 класс...

7 класс рабочая программа по алгебре (по ФГОС)

Рабочая программа по алгебре 7 класс (по ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    алгебра       Класс          11 Учитель      Асессорова Е.М...