Рабочая программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Севостьянова Наталья Равильевна

Алгебра 9 класс, учебник Макарычев Ю.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_algebre_9_klass.docx56.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУХОЛОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Бухоловская СОШ»

____________Болотина Л. Б.

«_____»______________2017 г.

Рабочая программа

по математике (алгебра)

9  класс

Составитель:

Севостьянова Наталья Равильевна,

учитель  математики

2017 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена  на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бухоловская СОШ»;
  • учебного плана МБОУ «Бухоловская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
  • авторской программы по математике к учебнику Ю.Н. Макарычева и др.  «Алгебра 7-9 классы. Программы  общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009 г.

Цель: развивать  вычислительные и формально-оперативных алгебраических умений  до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и  смежных предметов.

Задачи:

  • повторить и закрепить знания, умения и навыки полученные в 5-8 классах: вычислительные навыки, умения решать линейные уравнения и неравенства, их системы, умения строить графики функций и др.
  • изучить квадратичную функцию и её график, решение квадратных неравенств графическим методом и методом интервалов;
  • научить решать уравнения и их системы разными способами;
  • изучить арифметическую и геометрическую прогрессии, научить решать задачи с прогрессиями;
  • ознакомить со степенной функцией, корнем n-ой степени, тригонометрическими функциями любого угла, основными тригонометрическими формулами, элементами теории вероятностей и комбинаторики;
  • качественно подготовиться к выпускным экзаменам.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа  в год.

Содержание

1.Свойства функций. Квадратичная функция

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, ее свойства и график. Степенная функция.

Основная цель — расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.

В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции  у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции — функций у = ах2 + b, у = а (х - m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных   переносов.   Приемы   построений   графика   функции ах2 + bх + с отрабатываются  на  конкретных   примерах.   При этом  особое внимание следует уделить формированию у учащихся  умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак. Учащиеся   знакомятся   со   свойствами   степенной   функции y=xn при четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится понятие   корня   n-й   степени.   Учащиеся   должны   понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

2.Уравнения и неравенства с одной переменной

Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида aх2 + bx + с > О или aх2 + bx + с < О, где а a≠0.

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

Расширяются сведения о решении дробных рациональных лишений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.

Формирование умений решать неравенства вида aх2 + bx + с > О или aх2 + bx + с < О, где а≠0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).

Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

3.Уравнения и неравенства с двумя переменными

Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.

Основная цель — выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее  применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.

Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.

Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.

Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.

4.Прогрессии

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Основная цель — дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работа с формулами n-го члена и суммы первых п членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

5.Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Основная цель — ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.

При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся  на   различие   понятий   «размещение»   и   «сочетание», формировать у них умение определять, о каком виде комбинаций  идет речь в задаче.

В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная  частота»,   «вероятность  случайного  события. Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности  случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в  которых все исходы являются равновозможными.

6.Повторение

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество контрольных работ

1.

Квадратичная функция

22

2

2.

Уравнения и неравенства с одной переменной

14

1

3.

Уравнения и неравенства с двумя  переменными

17

1

4.

Арифметическая и геометрическая прогрессии

15

2

5.

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

13

1

6.

Повторение

21

1

Итого

102

8

Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование разделов и тем урока

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректи-рованные сроки прохождения

Квадратичная функция (22 часа)

1-2

Функция. Область определения и область значений функции

1

01.09.17

04.09.17

3-5

Свойства функций

3

05.09.17

08.09.17

11.09.17

6-7

Квадратный трехчлен и его корни

2

12.09.17

15.09.17

8-9

Разложение квадратного трехчлена на множители

2

18.09.17

19.09.17

10

Контрольная работа №1 «Свойства функций»

1

22.09.17

11-12

Функция y = ax2, ее график и свойства

2

25.09.17

26.09.17

13-14

Графики функций y = ax2 + n,

y = a(x – m)2

2

29.09.17

02.10.17

15-18

Построение графика квадратичной функции

4

03.10.17

06.10.17

16.10.17

17.10.17

19

Функция y = xn

1

20.10.17

20

Корень n-ой степени

1

23.10.17

21

Степень с рациональным показателем

1

24.10.17

22

Контрольная работа №2 «Квадратичная функция»

1

27.10.17

Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов)

23-26

Целое уравнение и его корни

4

30.10.17

31.10.17

03.11.17

07.11.17

27-30

Дробные рациональные уравнения

4

10.11.17

13.11.17

14.11.17

17.11.17

31-32

Решение неравенств  второй степени с одной переменной

2

27.11.17

28.11.17

33-35

Решение неравенств методом интервалов

3

01.12.17

04.12.17

05.12.17

36

Контрольная работа №3 «Уравнения и неравенства с одной переменной»

1

08.12.17

Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов)

37-39

Уравнение с двумя переменными и его график

3

11.12.17

12.12.17

15.12.17

40-42

Графический способ решения систем уравнений

3

18.12.17

19.12.17

22.12.17

43-46

Решение систем уравнений второй степени

4

25.12.17

26.12.17

29.12.17

12.01.18

47-49

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

3

15.01.18

16.01.18

19.01.18

50-51

Неравенства с двумя переменными

2

22.01.18

23.01.18

52-53

Системы неравенств с двумя переменными

2

26.01.18

29.01.18

54

Контрольная работа №4 «Уравнения и неравенства с двумя переменными»

1

30.01.18

Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 часов)

55

Последовательности

1

02.02.18

56-57

Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии

2

05.02.18

06.02.18

58-61

Формула суммы первых  n членов арифметической прогрессии

4

09.02.18

12.02.18

13.02.18

16.02.18

62

Контрольная работа №5 «Арифметическая прогрессия»

1

26.02.18

63-65

Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии

3

27.02.18

02.03.18

05.03.18

66-68

Формула суммы первых  n членов

 геометрической прогрессии

3

06.03.18

12.03.18

13.03.18

69

Контрольная работа №6 «Геометрическая прогрессии»

1

16.03.18

Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов)

70-71

Примеры комбинаторных задач

2

20.03.18

23.03.18

72-73

Перестановки

2

26.03.18

27.03.18

74-75

Размещения

2

30.03.18

31.03.18

76-77

Сочетания

2

02.04.18

03.04.18

78-79

Относительная частота случайного события

2

06.04.18

16.04.18

80-81

Вероятность равновозможных событий

2

17.04.18

20.04.18

82

Контрольная работа №7 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

1

23.04.18

Итоговое повторение.

Итоговая контрольная работа. Подготовка к ОГЭ (20 час)

83-84

Квадратичная функция

2

24.04.18

27.04.18

85-86

Уравнения и неравенства с одной переменной

2

04.05.17

07.05.18

87-88

Уравнения и неравенства с двумя переменными

2

08.05.18

11.05.18

89-90

Арифметическая и геометрическая прогрессии

2

14.05.18

15.05.18

91-92

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

2

18.05.18

21.05.18

93-102

Подготовка к ОГЭ

10

22.05.18

23.05.17

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения алгебры выпускник должен:

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь:

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

-описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

  1. Алгебра. 7-9 классы. Программы  общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009.
  2. Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2016.
  3. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс. В. И. Жохов и др. - М.: Просвещение, 2017.
  4. Алгебра. Тематические тесты. 9 класс. Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. - М.: Просвещение, 2014.

        

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель РМО        СОГЛАСОВАНО:

учителей математики                                                         Зам. директора по УВР

                                                                     

______________________________        __________  Мошненко Т.Г.

Протокол №    от_______________        «___»  ____________ 2017 г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

рабочая программа по алгебре - 9класс

В рабочей программе имеются разделы: пояснительная записка, цели и задачи курса , требования к математической подготовке, содержание программы, календарно- тематическое планирование, средства контроля...

Рабочая программа по литературе 9класс по программе Г.И.Беленького

Рабочая программа курса "Литература 9класс" на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по алгебре 9класс Макарычев Ю.Н

Рабочая программа по алгебре в 9 классе учебник Ю.Н.Макарычев, календарно тематическое планирование....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по алгебре. 9класс. УМК Мерзляк, Полонский

Данная рабочая программа рассчитана на изучение алгебры в 9 классе  по УМК Мерзляк, Полонский на базовом уровне при 3 часах в неделю...

рабочая программа по алгебре, 9класс

Программа составлена на основе  авторской программы  И..Е. Феоктистова.  / Программа для общеобразовательных  учреждений. Планирование учебного материала. Алгебра. 7-9 классы. И. Е...