Трёхуровневая система упражнений по теме "Решение показательных уравнений"
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Лапотникова Ирина Николаевна

     Трёхуровневая система упражнений позволяет выбрать индивидуальную траекторию обучения и обеспечить прочное усвоение основ математических знаний всеми учащимися. Первый уровень заданий предполагает минимум знаний, необходимый каждому человеку; второй уровень вырабатывает у учащихся более сложные умения и навыки, которые позволяют успешно продолжить  обучение в старшей школе и ВУЗе; третий уровень – задания повышенной сложности для учащихся, проявляющих профессиональный интерес к математике и сознательно овладевающими логикой рассуждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трёхуровневая система упражнений по теме

«Решение показательных уравнений».

     Трёхуровневая система упражнений позволяет выбрать индивидуальную траекторию обучения и обеспечить прочное усвоение основ математических знаний всеми учащимися. Первый уровень заданий предполагает минимум знаний, необходимый каждому человеку; второй уровень вырабатывает у учащихся более сложные умения и навыки, которые позволяют успешно продолжить  обучение в старшей школе и ВУЗе; третий уровень – задания повышенной сложности для учащихся, проявляющих профессиональный интерес к математике и сознательно овладевающими логикой рассуждений.

     Показательные уравнения – это уравнения содержащие неизвестное в показателе степени. Решение показательных уравнений основано на следующей теореме равносильности:

Если при то f

Основные методы  решения показательных уравнений:

  1. Если левая и правая части уравнения – произведения, положительные на области определения уравнения, то приводим обе части уравнения к одному основанию или логарифмируем обе части уравнения по любому удобному основанию;  если показатели степеней являются модули, то модули возводятся в квадрат.

а).   ;    

б).  

в).  ;  х;

г).  ; т.к. 8   ;   8х=-8;  х=-1.

Упражнения. Решите уравнения:

1).                             6).                         

2).                                   7).        

3).                          8).                                

4).                                 9).      

5).                         10).       

                                              11).                

                                              12).                

                                   13).            

                                   14). 27   

                                   15).                  

2). Если левая или правая части уравнения  –  алгебраическая сумма, слагаемые которой степени с одинаковым основанием, то уравнение решается вынесением степени с неизвестным в показателе за скобки:

           а). ;     ;   ;  ;  х=-1.

           б). ;  ;          х=2.

 Упражнения. Решите уравнения:

               

         

                     

4).2                  

5).3         

6).                             

 7)                         

 8)     

 9)                             

 10).                           

Определите , при каких значениях параметра  p  имеет ровно один корень уравнение:   11).                                

                         12).                    

При каждом значении параметра  a определите число корней уравнения: 

                          13).                   

                           14).       

3).  Если левая и правая части уравнения – алгебраическая сумма, то уравнение решается с помощью замены переменной:

а).    Решение:    Пусть  тогда имеем квадратное уравнение относительно  t

или ;     или ;

  или x

б).  Решение:    Пусть  тогда уравнение сводится к уравнению третьей степени    имеющему один положительный корень      ;   х

 в).   Решение:    Пусть     тогда уравнение сводится к уравнению второй степени ,  однородному относительно z и t.

 Делим уравнение на ,   получаем          (  не удовлетворяет, т.к.        логарифмируем по основанию 0,75 и получаем  

   Решение:    Пусть  тогда уравнение сводится к возвратному уравнению     ,  получаем  t       t 

Упражнения. Решите уравнения:

  1.                
  2.                        
  3.              
  4.             
  5.               
  6. 16   
  7.  
  8.      
  9.    

При каждом значение параметра а  решить уравнения:

  1.            
  2.                    

Найти все значения параметра a при каждом из которых не имеет корней уравнение:

  1.     
  2.  

Решить уравнения при каждом значении параметра a:

  1.               
  2.  

4). Если одна часть уравнения является показательной функцией, а другая часть – линейная или любая другая функция, то уравнение можно решить построением графиков двух функций. Координаты точек пересечения графиков будут решением уравнения.

Решить графически уравнение      

Построим графики функций      у    и   у

Графики пересекаются в точке с абсциссой   х         

Упражнения.  Решить графически уравнения:

  1.                             8)     
  2.                                9)           
  3.                   11)            
  4.                   12)         

      6)                                13)                      

      7)                                14)                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по теме: "Уравнения и системы уравнений".

В данном пособии предложена система  упражнений  с решениями по теме : "Уравнения и системы уравнений" для учащихся старшей школы....

Системы показательных уравнений.Недельное домашнее задание 10 класс.

Это задание требуется выполнить на листах. Сдать его в течение недели. Выполнить контролирующую работу по данному содержанию. Ответы возможно принять в электронном виде....

Индивидуальный образовательный маршрут. Показательные уравнения, неравенства и системы уравнений.

                   Содержит инструкцию по самостоятельному изучению темы, примеры, тексты самостоятельных и контрольной работ. Предназначен для...

Урок по алгебре "Системы показательных уравнений и неравенств"

Разработка содержит план урока, презентацию, а также самостоятельную работу на 2 варианта.Цель урока:Обобщение и систематизация способов решения показательных уравнений;Формирование навыков решения си...

Тема 9. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к  единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступител...

Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"

Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция.  Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...