Тема 9. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) по теме

Петрунина Светлана Николаевна

Уважаемые коллеги!

Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.

Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.

Тема 9. " Показательные уравнения" содержит теоретические сведения,  систематизированный набор ключевых методов решения типовых задач, сопровождающихся подробным разбором решений. По каждому методу приводятся упражнения с ответами для закрепления изучаемого материала.

Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_9._pokazatelnye_uravneniya.docx89.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 9. Показательные уравнения и неравенства.

Показательные уравнения - это уравнения, содержащие неизвестное в показателе степени.

Преобразование показательных уравнений основывается на следующих известных формулах

                                          где .

Основные методы решения показательных уравнений.

I. Простейшие, то есть уравнения вида , где  (1). При выполнении условий (1) такое уравнение имеет единственное решение .

Примеры.

Решить уравнения.

  1. .  Решение. .
  2. . Решение. .
  3. .

Решение.

Решить уравнения.

  1. .                                                                                   Ответ:      
  2. .                                                                                 Ответ:   
  3. .                                            Ответ:
  4. .                                                     Ответ:
  5. .                                                                                 Ответ:
  6.                                                                           Ответ:

II. Способ приведения к одному основанию.

Способ основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели. То есть уравнения надо попытаться привести к виду

 Отсюда .

Примеры.

Решить уравнения.

1) .

Решение. Приведем все степени к одному основанию 3. Получим уравнение  Оно равносильно уравнению  Отсюда находим

Ответ 1.

2) .

Решение. Заметим, что   Получаем уравнение   Следовательно,  

Решая последнее уравнение, находим

Ответ: х=10.

Решить уравнения.

  1.                                                                  Ответ:
  2. .                                                                 Ответ:
  3. .                                                      Ответ:
  4. .                                            Ответ:
  5. .                                                                             Ответ:
  6. .                                                                    Ответ:

III. Способ введения новой переменной (подстановка).

Введение новой переменной обычно производится после преобразования (упрощения) членов уравнения, в результате чего мы приходим к решению более простого уравнения.

Примеры.

  1. Решить уравнение.

.

Решение. Используя свойства степеней преобразуем исходное уравнение к виду. Полученное уравнение удобнее решать, введя новую переменную , . Тогда уравнение сводится к квадратному относительно . , решая которое, находим

Значение  не удовлетворяет условию , поэтому единственное решение исходного уравнения определяется из соотношения . Отсюда .

Ответ: .

  1. Решить уравнение.

 

Решение. Найдем связь между основаниями степеней. Вообще числа вида  и  называют сопряженными числами. Помимо этого числа  и  являются взаимно обратными, убедимся в этом , а поэтому легко можно выразить одно основание степени через другое  и получить уравнение, в котором все степени имеют одинаковые основания . Введем новую переменную : . Тогда исходное уравнение перепишем в виде . Корни последнего уравнения равны .  Откуда находим значения исходной переменной.

Ответ:

Решить уравнения.

  1. .                                                                Ответ:                      
  2.                                                                Ответ:                                        
  3.                                                                           Ответ:                                                
  4.                                                    Ответ:
  5.                                           Ответ:
  6.                                    Ответ:
  7.                                           Ответ:

IV. Метод почленного деления.

Этот метод применим к уравнениям специального вида - однородным уравнениям. Суть метода в почленном делении уравнения, члены которого представляют собой степени с одинаковыми показателями и различными основаниями, на одну из степеней.

Пример.

  1. Решить уравнение

 

Решение. Это однородное уравнение второго порядка. Для того, чтобы распознать такие уравнения, надо заметить, что основания с одинаковыми показателями степени должны иметь вид  В данном случае это основания:  Разделим каждое слагаемое на  Получим  Обозначим  и решим уравнение  Решение  не удовлетворяет условию  Значит,

Ответ:

Заметим, что аналогичный метод решения можно использовать для решения однородных уравнений более высоких порядков. Надеемся, читателю понятно, что, например, уравнение третьего порядка имеет основания

2) Решить уравнение  где

Решение. Данное уравнение - однородное, так как  Перепишем его в виде  Разделим обе части уравнения на  получим  Обозначим , тогда  Следовательно Первое уравнение совокупности решений не имеет, из второго уравнения получаем

Ответ:

Решить уравнения.

  1.                                             Ответ:
  2.                                                             Ответ:
  3.                                                             Ответ:
  4.                                                 Ответ:
  5.                                      Ответ:

V. Способ группировки.

Поясним сущность способа на примере .

Решение. Преобразуем члены уравнения

Теперь перегруппируем слагаемые

    

 Разделим обе части равенства на  Получим  Отсюда

Ответ:

Решить уравнения.

  1. .                                   Ответ:
  2.                                                  Ответ:
  3.                                                 Ответ:
  4.                                         Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА 1. Рациональные уравнения. Теория. Ключевые методы решения задач.Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 2. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 3. КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ И ПРИЛОЖЕНИЯ ТЕОРЕМЫ ВИЕТА. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Темы 10,11. ПОКАЗАТЕЛЬНО-СТЕПЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ.ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 13. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Теория.Ключевые методы решения задач.Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 14. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория.Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 32. ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...