Программа с одаренными детьми
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс) на тему

Данная программа рассчитана на уч-ся 10-11классов в количестве 34 часов на 2 года.  Работа с одаренными детьми в основном состоит в открытии специальных классов для одаренных, в проведении олимпиад различных уровней и т. п. Однако, массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми является работа в обычном классе средней школы и внеурочные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ma.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                                        Утверждаю

На заседании                                                                            Директор МБОУ «СОШ №23»

Методического совета

Протокол №1                                                                                   __________О.Г. Клюева

От «31» августа 2014г.                                                                   05.09.2014г.

ПРОГРАММА

работы с одарёнными

(мотивированными к математике) детьми.


Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №23» п. Айхал
на 2014-2016 г.г

Пояснительная записка

     Данная программа рассчитана на уч-ся 10-11классов в количестве 34 часов на 2 года.  Работа с одаренными детьми в основном состоит в открытии специальных классов для одаренных, в проведении олимпиад различных уровней и т. п. Однако, массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми является работа в обычном классе средней школы и внеурочные занятия.

        Если в ранний период жизни учитываются все повышенные потребности одаренных детей, то результат – одаренность взрослого. Если же обучение становится слишком легким или же нет условий для развития творческих способностей ребенка, то результат – исчезновение одаренности.

        Работать с одаренными детьми в обычном классе можно только тогда, когда известна природа одаренности. Что такое «одаренность» и как она проявляется в ребенке? Проанализировав психологическую и педагогическую литературу, я пришла к выводу, что понятие «одаренность» можно условно разбить на пять групп:

1) изучение и развитие способностей; (я работаю с этими детьми 4-ый год)

2) умственный потенциал или интеллект; (изучен мною)

3) совокупность задатков;

4) талантливость;

5) качественное сочетание способностей.

        При этом центральным понятием является понятие «способности», которые обеспечивают успешность деятельности.

        Человек от природы наделен общими способностями. Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Общая одаренность – это качественное сочетание способностей; одаренность математическая – «оперативная форма общих способностей».

        Способности - продукт специального формирования, причем определяющая роль в этом процессе принадлежит обучению, которое ведет за собой развитие.

        Главная моя задача как  учителя – это раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания.

         

Цель курса – дать учащимся знание законов и логических форм мышления, а также сформировать навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике (на уроках математики, информатики, физики и других) и в повседневной деятельности.

Задачи курса:

  1. Дать чёткие научные знания и навыки по основным темам логики, в том числе:

а) формам мышления (понятиям, суждениям, умозаключениям);

б) законам (принципам) мышления: закону тождества, закону непротиворечия, закону исключённого третьего, закону достаточного основания и другим);

в) сформировать у учащихся практические навыки аргументации, доказательства и опровержения, показать встречающиеся в этом процессе правила и логические ошибки, различные уловки, применяемые в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога.

  1. Акцентировать внимание учащихся на разделах логики, связанных с обучением, научить учащихся применять полученные логические знания в процессе  изучения математики, информатики и других школьных предметов.
  2. Увязать изучение логики с эристикой (искусством спора) и риторикой (ораторским искусством), а также с эстетикой. Эта задача может быть выполнена в процессе факультативных занятий по указанным темам.
  3. Выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач; научить их иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными ими в художественной и учебной литературе.
  4. Предложить учащимся оптимальное сочетание традиционной формальной логики и элементов символической (математической) логики.

                               

 

 I Содержание

        

        Основными и наиболее важными задачами работы с одаренными детьми на современном этапе развития школы являются:

  1. Развитие устойчивого интереса учащихся к     математике и ее приложениям.
  2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
  3. Развитие математических способностей и мышления у учащихся.
  4. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике и т. д.
  5. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно – исторической ценности математики, о роли ведущих ученых - математиков в развитии мировой науки.
  6. Разностороннее развитие личности.

        При работе с одаренными детьми предлагается включить вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т. п.

В старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся.

        Работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.

  1. Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, работа с консультантами, подготовка некоторых учащихся к олимпиадам и т. п.
  2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся.
  3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы соревнования и т. п.

На практике все эти виды работы тесно связаны друг с другом.

        На сегодня наиболее распространенными формами работы с одаренными детьми  являются факультативы, кружки, олимпиады и т. д. Появились спецкурсы и элективные курсы как разновидность факультативов.

                На дополнительных тематических курсах учащиеся:

        -знакомятся  с общими проблемами применения математики в будущей профессии;

        - изучают дополнительные главы по элементарной математике, углубляющие и расширяющие основную программу, например логические основы математики, плоские кривые в пространстве, неевклидова геометрия и т. п.;

        - готовят свои рефераты (учитель читает сначала небольшую лекцию, затем проводится самостоятельное изучение учащимися материала, консультации). При проведении дополнительных тематических курсов учитель может применять и нетрадиционные методы занятий.

        Одной из форм проведения занятий являются:

        - соревнования на лучшее решение задачи  по физике (химии) с применением математики;

        - соревнования на лучшее решение прикладной математической задачи средствами физики, информатики, черчения;

        - соревнования на лучшее решение нестандартной (комбинированной) задачи по смежным предметам школьного курса, например физика – химия. В профильных классах будут иметь особенности и другие формы работы.

                II Организация работы с одаренными детьми

                

        В основе работы с одаренными детьми лежит принцип  добровольности. Она может быть организована как для проявляющих определенные признаки одаренности, так и для всех желающих.

        На одном из первых занятий надо рассказать учащимся о том, чем они будут заниматься, что нового и интересного они узнают, в чем польза  занятий, как они будут проходить, выявить желающих заниматься. Необходимо указать и основные требования, которым должны подчиняться занимающиеся дополнительно ученики.

        Возможным считаю подход  к организации работы с детьми, увлекающимися математикой при малом числе учащихся.        

        В этом случае секцию невозможно организовать, а интересы учащихся все же разнообразны. Поэтому надо проводить занятия в различных формах.

        Основные формы проведения занятий при данном подходе.

           А) Комбинированное тематическое занятие.

        Примерная структура данного занятия может быть следующей:

        1. Выступление учителя по избранному вопросу на 10 – 20 минут.

        2. Основная часть – самостоятельное решение задач по определенной теме участниками группы, причем в числе этих задач должны быть задачи повышенной сложности. Число задач: 3-5 (зависит от темы и продолжительности занятия). После решения первой из задач всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор для всех членов группы. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.

        3. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, фокусов. Проведение математических игр и развлечений.

        4. Ответы на вопросы учащихся.

        При этом некоторые наиболее трудные задачи, предложенные для самостоятельного решения, иногда прорешивает  сам учитель. Выступление учителя, основная часть в тематическом занятии должны занимать 70-80% времени.

        Остальное время распределяется на решение задач занимательного характера, устных упражнений, игры, фокусы и т.п. Также в это время можно:

        - заслушать небольшие сообщения (рассказ) учителя или ученика по некоторому вопросу (биографии видных математиков, интересные факты из истории математики (например, изобретение логарифмов), интересные приемы счета, сообщение о новой интересной книге по математике для учащихся, краткое изложение некоторого математического вопроса (например, «циклоида»). Время и место этой части занятия определяет учитель.

        Б) Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры.

        Такого рода занятия лучше проводить систематически, через 4-6 тематических занятий, это будет своеобразный итог работы за 1-2 месяца.

        При такой форме организации занятия все оно посвящается какому-то соревнованию, конкурсу.

        В качестве примера можно провести такие соревнования, как:

        - нестандартная олимпиада (драка, хоккей и т.п.),

        - математическая карусель,

        - математический бой,

        - устная олимпиада,

        - математическая регата и т. д.

        Много разработок такого рода опубликовано в газете «Математика», журнале «Математика в школе», книге «Предметные недели в школе. Математика» Волгоград: Учитель, 2002.

        В) Заслушивание рефератов, защита электронных проектов и презентаций 

        Г) Разбор заданий районной олимпиады; анализ ошибок.

( Применяется потому, что на районной олимпиаде не практикуется та ой разбор после ее проведения).

        Д) Решение задач на разные темы (чаще при подготовке к олимпиадам, конкурсам, на повторение).

Также могут быть и другие формы, менее получившие распространение  в практике, например:

- Разбор задач, заданных домой. Так получилось, что дома ученики испытали затруднения все или почти все. В этом случае все занятие посвящается разбору домашних и решению аналогичных задач.

- Изготовление моделей для уроков математики (например, многоугольников, многогранников).

- Доклады, беседы по математике (чаще в неделю математики, к юбилеям известных математиков).

          - Сообщение учащегося о результате, который им получен, о задаче, которую он сам  придумал и решил. (Такие занятия проводятся, конечно, вне плана).

        -Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой. Например, из книги И. Ф. Шарыгина «Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы».

        - Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.

Также могут быть и другие формы организации работы с одаренными детьми.

                   III Подготовка к занятию

Для подготовки к занятию учителю необходимо изучить все вопросы, намеченные на данное занятие.

  1. Решить все подобранные задачи вновь.
  2. Выяснить, что в подобранном материале является наиболее интересным и наиболее трудным.
  3. Расположить задачи для решения на занятии по сложности (или по трудности). При этом задач с большими выкладками на занятие не брать. Акцент сделать на задачах с интересной идеей.
  4. Формулировки задач лучше отпечатать на отдельных листочках для каждого ученика. Иногда можно предложить учащимся переформулировать текст задач, придумать самим.
  5. В случае затруднений у учащихся в решении задачи, надо предусмотреть более простую задачу (подготовительную).
  6. Для реализации дифференцированного подхода применять и задачи «двойники» (т. е. задачи с одной идеей, но разного уровня трудности).
  7. Применять и задачи с ошибками; задачи содержащие материалы сегодняшнего дня.
  8. Использовать предварительные задачи к будущим занятиям (как на самом занятии, так и дома).
  9. Иметь всегда в запасе интересный занимательный материал.

Желательно, чтобы все ученики приняли участие в подготовке занятий.

Примерное тематическое планирование курса.

              Всего 34 часа

п/п

Содержание занятия

Кол-

Во часов

Дата про-

ведения

1.

Все задачи « Кенгуру» 2007 на 4-5 баллов

1

2.

Все задачи «Кенгуру» 2009 на 4-5 баллов

1

3.

Великий мастер индукции Леонард Эйлер

1

4.

Гениальный дилетант  Пьер Ферма

1

5.

Генераторы простых чисел. Простые числа в миллиарде

1

6.

Диафантовы уравнения. В ответе только целые числа

1

7.

Математический турнир.

1

8.

Любимцы богов. Нильс Абель

1

9.

Любимцы богов. Эварист Галуа

1

10.

Группа перестановок

1

11.

Алгебра Буля - алгебра высказываний. Доклад уч-ся

1

12.

Алгебра помогает геометрии, физике, химии и т.д. Доклад уч-ся

1

13.

Траектория ракет. Нитки, гвозди, карандаши. Практическое занятие

1

14.

Геометрия. Кривые поверхности. Тела Платона. Сферы с ручками

1

15.

Все задачи «Кенгуру» 2010 на 4-5 баллов

1

16.

Простейшие операции над абсолютными величинами

1

17.

Графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины. Итоговое занятие в 10 классе.

1

                      11 класс

18/1.

Графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины. У=׀f(x)׀ и у=± ׀f(x)׀

1

19/2.

Графики некоторых простейших функций, заданных явно, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины

1

20/3.

Графики некоторых простейших функций, заданных явно, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины. Самостоятельная работа

1

21/4.

Графики некоторых простейших функций, заданных явно, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины

1

22/5.

Графики некоторых простейших функций, заданных неявно, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины

1

23/6.

Графики некоторых простейших функций, заданных неявно, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины. Практическая работа

1

24/7.

Уравнения вида ׀k x+b׀ ±׀k x+b ׀±…±׀k x+b ׀=a

1

25/8.

Уравнения вида ׀k x+b ׀±׀k x+b ׀±…±׀k x+b ׀=a. Практическая работа

1

26/9.

Неравенства с одним неизвестным

1

27/10.

Неравенства с одним неизвестным. Практическая работа

1

28/11.

Неравенства с двумя неизвестными

1

29/12.

Неравенства с двумя неизвестными. Самостоятельная работа

1

п/п

Наименование темы

Кол-

Во часов

1.

Все задачи «Кенгуру»

3

2.

За страницами учебника математики

13

3.

Абсолютная величина

17

4.

Итоговое занятие

1

 

Литература:

 

Виленкин Н.Я., Шибасов Л.П. «За страницами учебника математики 10-11» Москва «Просвещение» 1996;

«Все задачи «Кенгуру» Санкт-Петербург 2008 Российский оргкомитет «Кенгуру»;

Гайдуков И.И. «Абсолютная величина» Москва «Просвещение» 1964;

 Сканави М.И. «Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы» Москва «Высшая школа» 1988

  Сергеев И.Н., Панфёров В.С. «ЕГЭ 1000 задач с ответами и решениями. Всезадания группы С» Издательство «Экзамен» Москва 2014

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа с одаренными детьми «Наша надежда».

Программа направленна на то, как развивать одаренных детей....

Программа с одаренными детьми «Наша надежда».

Программа направленна на то, как развивать одаренных детей....

Программа с одаренными детьми

Программа работы с одаренными учащимися материал на конкурс  методических проектов и разработок по работе  с одаренными детьми  «Методическая копилка» авторская программа учителя высшей...

Программа с одаренными детьми "Немецкий с удовольствием"

Цель:- развитие навыков коммуникативного общения, творческой фантазии, инициативы в приобретении знаний. Задачи: - научить учащихся решать коммуникативные задачи (общаться в наиболее распростране...

Рецензия на программу с одаренными детьми по предмету информатика

Программа по работе с одаренными детьми по предмету «Информатика» получила положительную экспертную оценку и опубликована на Всероссийском образовательном портале «Продленка» http://www.prodlenka.org/...

Рабочая программа с одаренными детьми

Программа составлена с учетом практической и теоритической части...

программа с одаренными детьми

Данная програама направлена на организацию работы с обучающими, имеющими повышенный уровень мотивации....