Программа с одаренными детьми
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Шарипова Елена Петровна

Программа работы с одаренными учащимися материал на конкурс  методических проектов и разработок по работе  с одаренными детьми  «Методическая копилка» авторская программа учителя высшей категории Шариповой Елены Петровны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на

заседании МО

протокол   № …..

от ________2013г

Согласовано

Зам. директора по УВР ……..                              Клостер М.А. ________ 2013 г.

Утверждаю

Директор школы…………….

Заньков А.В./

Программа работы

с одаренными учащимися

материал на конкурс

 методических проектов и разработок по работе

 с одаренными детьми  «Методическая копилка»

авторская программа учителя высшей категории

Шариповой

Елены Петровны

п. Кировск 2013г.

Программа  работы с одаренными  учащимися

на 2013-2014 учебный  год

Структура программы  курса

Программа курса содержит следующие разделы:

1 раздел Пояснительная записка,

2 раздел Содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала,

  1. раздел  Планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся

         4 раздел    Анализ результативности

          Приложения

          Литература

                                                      I Пояснительная записка

Программа  работы с одаренными  учащимися разработана на основе

Программа составлена в соответствиями с требованиями следующих нормативных документов:

  • - Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 21.07.2005 № 100-ФЗ);
  • - Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к Приказу Министерства образования России от 18 июля 2002 г. № 2783);
  • - Подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 – 2006 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 № 459);
  • - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ  образования детей».

 

Актуальность

     Школы – мастерские по формированию личности, если они достигают того, что люди становятся действительно людьми.

     Говоря о педагогических ценностях, то я бы назвала три, на мой взгляд, наиболее важные.
      Во-первых,  это любовь к детям,  и речь идет о безграничной любви, когда мы можем сказать: «Сердце отдаю детям…»
      Во-вторых, это  самообразование и самосовершенствование, что означает постоянную и кропотливую работу над собой и невозможность стоять на месте. Учитель должен быть в курсе всех новейших достижений современного общества, он должен интересоваться всем тем, что может представлять интерес для учеников: от результатов чемпионата по футболу и баскетболу, до новинок  в молодежной музыке.

      В-третьих, обучая – воспитывай. Всегда быть примером для учеников, быть в определённой степени лидером, который направляет и активизирует творчество учащихся.
      И ещё очень важно свои ошибки разглядеть  в неудачах детей, а в удаче детей видеть их достоинства.

     Правильно обучать – это не значит вбивать в головы собранную  из различных источников смесь слов, фраз, законов, а это значит раскрывать у учащихся способность понимать, чувствовать, думать. Нельзя воспитывать и образовывать для данного случая. Должна быть последовательно выстроенная концепция обучения и воспитания. Нельзя следовать чужой методике, ведь по справедливому утверждению К.Д. Ушинского, опыт скопировать нельзя, можно взять на вооружение мысль, выведенную из опыта. Для воспитания творческой личности ученика учитель сам должен быть творцом. Если же он останется в плену у самых гениальных и эффективных, но чужих методик, его ученики никогда не обретут качеств творческой личности.

    Учитель…обречен на творчество! Поэтому в педагогике сотрудничества нет,  и не может быть классификаций методов воспитания и обучения, обязательных для всех. Да, их отсутствие затрудняет работу учителя, но оно же и заставляет его постоянно расширять свое творческое поле.

   И в то же время человека нельзя подвести к письменному столу и сказать: садись и пиши – сценарий, стихи, роман; составляй – новую теорему, закон, правило, методику. Для этого он должен обладать не только определенными способностями, но и все теми же пресловутыми знаниями и умениями. Но эти знания сегодня – совсем иного вида и содержания. Это знания о том, как самому выделять, вычленять необходимые для творчества материалы, используя не готовые разработки, а руководствуясь при их создании определенными ориентирами-принципами.

     Наибольший успех в обучении и развитие любого ребенка, может быть, достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности, творчески увлеченных детей весьма отличаются от остальных сверстников, возникает необходимость их дифференцированного обучения по специально разработанным программам.

Цель и задачи программы

Целью программы является: создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых детей.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым  детям  5-9 классов..

         5.   Знакомство с культурно-историческим прошлым и настоящим;

         6.   Расширять кругозор ребят;

         7. Развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности;

         8. Использовать историко-краеведческий потенциал Оренбуржья для воспитания духовной личности и развития её творческих способностей;

           9. Продолжить изучение истории и культуры  России, Оренбуржья, углубляя знания по учебным школьным программам через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);

          10. Активизировать краеведческую работу учащихся по изучению истории и культуры родного края.

2. Развивающие:

           1.   Способствовать формированию активной жизненной позиции.

           2. Способствовать развитию творческой активности и социальной адаптации личности.

3. Воспитывающие:

1. Воспитывать чувство собственного достоинства и значимости в обществе.

2. Воспитывать любовь к родине, гордости за свой народ.

3. Воспитание уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры.

4. Воспитание патриотических чувств.

5. Воспитание патриотов своего оренбургского края.

6. Воспитание жизнеспособной личности, способной к активной жизни, саморазвитию и самосовершенствованию, труду и творчеству в социокультурной среде.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

   Программа предусматривает работу с детьми в возрасте от 10 до 17 лет. Подростковый возраст называют возрастом самоутверждения личности.

   Рост самосознания подростка выражается в том, что у него возникает потребность осознать себя как личность, оценить свои способности. Становление подросткового самосознания включает три основные задачи развития:

- самосознание временной протяженности собственного «я», включающая детское прошлое и определяющая для себя проекцию в будущее;

- осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе;

- обеспечение системы выборов, которая обеспечивает целостность личности (выбор профессии, половой поляризации, идеологических установок).

Реализация программы проходит в 3 этапа

         1 этап – учащиеся 5-6 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени  ведутся  занятия в кружке,   приглашаются  к участию в проектах учащихся старшей ступени на этапе сбора и обработки информации.

        2 этап – учащиеся 7-8 классов. На этом этапе важным является продолжение  развития устойчивого интереса к истории  с помощью кружковых занятий и факультативных. Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня,  занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, успешно выступают в конкурсах, Всероссийской олимпиаде «Олимпус», «Альбус», «Аскиос», «ОПК», «ОПНН».

        3 этап – учащиеся 9, 10, 11 классов. На этой ступени большую роль отвожу  профильному обучению учащихся. На элективных  и консультационных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Учащиеся 9 и 11 классов проходят тестирование, создают и реализуют проекты. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.

   

 II  Содержание работы с одаренными учащимися на успешную социализацию.

      Настоящая программа является профессионально-ориентированной и направлена на развитие творческой личности.

    Процесс по интеллектуальному  и нравственному развитию личности учащихся это:

- выявление потребности и возможности учащихся, имеющих высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности;

- создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ, развития их индивидуальных способностей;

- отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и внеурочной деятельности в условиях реализации разноуровневого обучения;

-оценка  результатов деятельности за прошедший учебный год, разработка задач для нового годового плана работы с мотивированными учащимися;

- определение путей совершенствования работы;

- планирование конкретных мероприятий.

Интеллектуальное и нравственное развитие личности учащихся возможно только тогда, когда усвоенная информация  и способы деятельности становятся не только предметом познания, но и инструментом для самостоятельного приобретения новых знаний. Участие детей в создании проекта предполагает выход на общешкольную научно-практическую конференцию и активную работу научного общества учащихся. Конкурсы дают возможность охватить  большее количество учащихся школы творческой и исследовательской деятельностью, учитывая их интересы, потенциальные возможности, а также привлечь родителей и общественные организации.

Выбор учащимися тем проектных работ показывает разнообразие интересов. Большой интерес проявляют учащиеся к выбору проектов социальной направленности. Это является показателем работы по формированию у школьников гражданской позиции.

    Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании.

   Однако проблема развития мотивированных детей в полной мере еще  не находит пока своего решения. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и мотивированных учащихся. Нуждаются в оказании методической помощи родители. Требуют совершенствования, созданные педагогические условия.

   Для решения этих проблем  и создан целевой план «Организация работы с одаренными  детьми», который предусматривает комплексное решение обозначенных проблем через создание системы работы с мотивированными учащимися.

   Однако следует заметить, что  уже накоплен и  положительный опыт работы по выявлению, развитию и поддержке способных детей. Используются разнообразные методы и формы  работы с мотивированными учащимися: индивидуальные занятия по подготовке детей к олимпиадам школьного и муниципального уровней, организована внеурочная деятельность учащихся по созданию проектов и исследовательских работ  по истории, обществоведению и краеведению, а также  на стыке наук, в социальной сфере.(Приложение№1)

   В школе ежегодно проходят  олимпиады по истории и обществознанию, в них приняло участие 5 -11 классы

   Ежегодно принимаем участие в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады по истории, занимаем призовые места. По итогам регионального  тура предметных олимпиад по истории призовых мест, к сожалению, участники не получили.

   Причиной такого положения дел  является неудовлетворительная подготовка учащихся к участию в олимпиадах (из-за эпидемии гриппа  многие учащиеся болели и даже занятия в ноябре  не проводились в школе), недостаточно эффективная работа  в организации сроков проведения школьного и окружного туров. Статистика показывает, что  участниками олимпиад практически по всем предметам являются одни и те же учащиеся, и чаще всего не одаренные дети, а успешно осваивающие образовательные стандарты. Этот вопрос требует незамедлительной доработки: внеклассная образовательная деятельность должна стать для учащихся поприщем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта.

Мотивированные учащиеся привлекались  к созданию презентаций по  отдельным темам уроков истории и обществознания, к  выполнению презентаций к классным часам  исторической и обществоведческой тематики, к участию в  проектной и исследовательской деятельности, развивались их  навыки использования возможностей сети Интернет. ( Приложение№2) Следует отметить, что темы, выбранные учениками, актуальны, дети хорошо ориентируются  в материале,  используют большой дополнительный материал, качественно оформляют работы, выступления отличаются чёткостью, доступностью, широко  используются компьютерные технологии. Работы отличаются компьютерной грамотностью, основаны на специфических  возможностях

      В 2003г. был создан школьный краеведческий музей, в 2006 получил государственную регистрацию.  (Приложение№3) С учащимися  занимаемся поисковой и исследовательской работой, пополняем фонд музея, сотрудничаем с другими музеями. Ведется целенаправленная     работа с мотивированными учащимися. Однако в ходе анализа выявлены и  нерешенные проблемы: необходимо усилить эффективность работы по подготовке учащихся к олимпиадам.  С этой целью совершенствования работы с мотивированными учащимися: повышать методический уровень в реализации разноуровневого обучения школьников, изучая  и внедряя в практику новые педагогические технологии, в т.ч. разноуровневой дифференциации на всех этапах урока, регулярно в системе работы использовать ИКТ,  планировать и систематически проводить индивидуальную работу с учащимися. В целях развития познавательной активности  необходимо  подобрать такие задания, которые повышают качество знаний учащихся, оказывающие школьникам оперативную помощь в результативном усвоения материала, обучающие приемам  рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.

     Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. Формы ИКТ, которые  использую в своей работе в процессе преподавания:                                                   

- презентация - как сопровождение рассказа учителя (проблема наглядности)                                                         - мультимедийные обучающие диски

 - необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала

- ИКТ как средство контроля знаний учащихся, (тесты) ЦОР                                    

 - средство развития навыков самостоятельного поиска и обработки информации.      

Например, на уроке истории в 7 классе по теме «Северная война 1700-1721 г»   использую такие ЦОРы как, видеофрагмент  из фильма «Слуга государев», анимационную карту Полтавской битвы. Или на уроке истории в 8 классе по теме «Либералы, консерваторы, социалисты »  использую такой ЦОР, как информационные карточки, которые наглядно показывают представителей того или иного течения и их основные идеи.

     При  изучении тем по искусству  на уроках истории учащимся предлагается  виртуальные  экскурсии  по достопримечательностям разных городов. Например по  культуре  России видеофрагмент с экскурсией по Московскому Кремлю,  по Новой истории видеофрагмент с экскурсией по достопримечательностям Рима. Также  используются векторные карты, которые удобны в применении и наглядно показывают то или иное историческое событие.

        Использование ЦОРов на уроке помогает мне повысить мотивацию обучения детей, психологически облегчить процесс усвоения материала обучающимся, расширить общий кругозор детей, повысить интерес к изучению истории и успеваемости.

Таким образом, применение ЦОР способствуют повышению не только мотивации у обучающихся к истории,  но и повышению качества их  обученности.

III Планирование работы с мотивированными на учебу учащимися

в 2013-2014 уч. году.

Задачи на новый учебный год

1. Формирование у мотивированных учащихся потребности в саморазвитии, раскрытие их потенциала

2. Совершенствование педагогического мастерства, применение новых методик обучения, внедрению в практику новых педагогических технологий

3. Использование личностно-ориентированного подхода в организации урочной и внеурочной деятельности по преподаваемым предметам

4. Организация исследовательской  и проектной деятельности учащихся

5. Сохранение здоровья учащихся

Основные направления   работы

  • Создание условий для формирования  познавательных, информационных и коммуникативных компетенций  учащихся, способствующих укреплению сотрудничества учителя и ученика
  • Реализация целевой комплексной программы
  • Использование в своей работе положительного  опыта коллег- педагогов 
  • Индивидуальная работа с мотивированными учащимися
  • Развитие творческих способностей в системе дополнительного образования
  • Система организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, участие школьников в муниципальных, региональных, всероссийских смотрах, конкурсах по историко-обществоведческой тематике 
  • Активная деятельность учащихся в научном обществе
  • Организация участия детей в олимпиадном движении, в конкурсах сети  Интернет.
  • Психолого-педагогическое сопровождение способных и мотивированных учащихся
  • Методическое сопровождение родителей

Использование технологий

     В урочной и неурочной деятельности для достижения результативности используются  новые методические  приемы  и технологии.

1.Техника активно-продуктивного  чтения

  1. Отсроченная отгадка
  2. Оценка текста
  3. Задай вопрос
  4. Составь задание
  5. Кубик Блума
  6. Аналитик
  7. Пометки на полях

2. Техника сжатия полученной информации

  1. Своя опора
  2. Дай определение
  3. Ключевые слова
  4. Сжатая информация (резюме)

3. Техника обратной связи

  1. Матрица контроля
  2. Задание массивом
  3. Базовый лист контроля
  4. Рейтинг-лист
  5. ПОПС- формула
  6. «Пять строчек» (синквэйн)
  7. Буриме
  8. Пресс-конференция
  9. «Угадай слово» («Да - нет»)

4.Техника интерактивного обучения

     1.Проектная деятельность учащихся в условиях модульно - редуктивного обучения

    2.Уроки-модули

    3.  Использование ЦОР, видеоуроки, интернет ресурсы.

                                  Формы работы с одаренными учащимися:

-   творческие мастерские;

-   факультативы;

-   кружки по интересам;

-   конкурсы;

-   интеллектуальный марафон;

-   участие в олимпиадах;

-   спецкурсы;

-   работа по индивидуальным планам;

-   интеллектуальные и творческие конкурсы

 -  исследовательская деятельность учащихся

 - подготовка к участию в предметных олимпиадах

При   всех  существующих трудностях в  системе  общего  среднего образования  сегодня открываются  новые  возможности  для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа развития    предусматривает   целенаправленную   работу   с   одаренными учащимися,  начиная  с  начальной школы  и  до  осознанного  выбора жизненного пути

 

Работа с мотивированными учащимися

в течение всего учебного года

№ п/ п

Содержание деятельности

Организация кружковой и  индивидуальной  работы с учащимися повышенного уровня учебных возможностей

Изучение  методической  литературы по личностно-ориентированному подходу в преподавании общественных дисциплин

Продолжать работу по выявлению группы учащихся, заинтересованных предметами общественного цикла

Совершенствование технологий обучения,  повышение качество образования и интереса к историческим и обществоведческим дисциплинам, используя  при проведении уроков игр, викторин, заданий творческого характера и т. д.

Взаимодействие  с классными руководителями и родителями мотивированных учащихся; рекомендации в ходе бесед родителям уч-ся

Организация исследовательской и проектной работы с учащимися

Организация внеклассных мероприятий по  общественным предметам

Участие в областных,  районных, школьных  смотрах, конкурсах по различной общественной тематике

Организация  и проведение экскурсионной работы по предмету, оформление альбома и презентаций о поездках и экскурсиях

Создание учащимися компьютерных презентаций по отдельным темам к урокам истории и обществознания

Привлечение к работе в школе «ДАР»

 

Циклограмма работы  с мотивированными учащимися

№ п/ п

Содержание деятельности

Сроки

1

Определение  и составление списков мотивированных учащихся по предметам

Август 2013г.

2

Анализ работы за прошедший уч. год  и планирование работы в новом уч. году

Август 2013г.

3

Подготовка памятки и рекомендаций для учащихся по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого-педагогической поддержки

Сентябрь 2013г.

4

Входящая диагностика для  выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся.

Сентябрь 2013

5

Использование приемов, углубления, расширения знаний на уроках истории, обществознания старших  классах.

в течение года

6

Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через кружок «Наследие»

В течении года

7

Отбор, подготовка и участие учащихся 5-11 классов в олимпиадах,  конкурсах

Сентябрь 2013г.

8

Отбор, подготовка и участие учащихся 5-11 классов к школьному туру олимпиады  по истории и обществознанию.

Сентябрь-октябрь 2013г.

9

Проведение школьного тура предметных олимпиад, проверка работ,  анализ  результатов участия

Октябрь – ноябрь 2013г.

10

Организация и проведение внеурочных мероприятий

Октябрь 2013 –май 2014г.

11

Организация работы с учащимися  по участию во    Всероссийских олимпиадах «Наше наследие», « Основам православной культуры». «Всероссийской олимпиаде АСКИОС», «Олимпус», «Альбус».

Октябрь 2013г.

Март 2014г.

12

Подготовка и участие учащихся 5-11 классов к  муниципальному туру олимпиады  по истории и обществознанию.

Ноябрь-декабрь

2013г.

13

Привлечение учащихся к участию в конкурсах и   Интернет проектах: «Закон и порядок», «Олимпиада по истории  Второй мировой и Великой Отечественной войны». Организация  и проведение  консультаций.

Декабрь 2013- апрель 2014г.

14

Проведение предметной недели по истории, обществознанию, краеведению

Январь 2014г.

15

Участие в конкурсах проектов «Имею право», «Я гражданин России» , «Я помню я горжусь» (Приложение 4)

По графику

16

Организация выставки творческих работ учащихся по предметам в День школы,  Школьный конкурс «Компьютерные презентации»

Февраль 2014г.

17

Подведение итогов участия мотивированных учащихся в олимпиадах, конкурсах, смотрах.

Май 2014г.

18

Составление аналитического отчета о работе с мотивированными учащимися за истекший учебный год.  Определение задач  и планирование работы на новый уч. год

Июнь 2014г.

19

Освещение работы и достижения учащихся через школьную газету и районную газету, Размещение работ учеников на сайтах school.historians@gmail.com. http://pravolimp.ru/    

 http://www.openclass.ru/user    http://school.historians.ru     distancionnaya_olimpiada@mail.ru

  http://www.mldv.ru      в интернете

В течении года

20

Выступления на родительских собраниях

По плану Р.С.

    Программа — интегрированная, так как включает сведения из географии, литературоведения, культурологи, археологии, этнографии школьного курса истории, краеведения. (Приложение №5)

   Междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания, используемый при реализации программы, позволяет стимулировать стремление  к творчеству, к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний.

    Изучение проблем «открытого типа» позволяет учитывать склонность к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы. В образовательном процессе в максимальной мере учитываются интересы каждого и поощряются углубленное изучение тем, выбранных ими самостоятельно, а также свободное использование разнообразных источников и способов получения информации.

  Реализация настоящей программы позволяет обучать членов объединения оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творчества.

   Программа включает элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого.

                                  Ожидаемые результаты

Через систему  работы  предполагается  воспитать в будущем гражданине России:

- получение полных прочных знаний;

- формировании навыков получения знаний из разных источников;

- умение работать с различными видами заданий;

- самоутверждение и самореализацию в обществе;

– чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

– высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;

– чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

– способность к творчеству, потребность в углублённом изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания;

– физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.

IV Анализ результативности за прошлые года

Необходимость систематического и тщательно спланированного контроля и учета особенно ощущается в старших классах.  Одна из форм повышения эффективности текущего контроля -рейтинг. Начиная учебный год  я объявляю ученикам, что будет оцениваться любой вид их деятельности: устные ответы, составление кроссвордов, тестов, вопросов для разминки, подготовка рефератов, участие в классных викторинах, школьных и региональных олимпиадах, помощь в проведении предметных вечеров, а также обязательное знание базовых вопросов. Ознакомил их с требованиями по каждому из видов учебной деятельности. Набравший необходимое количество баллов освобождается от зачета по теме или в конце полугодия от зачета по ряду тем.

Во внеурочной работе ведется план карта - участия в традиционных конкурсах и олимпиадах, где можно увидеть объем различных мероприятий на год и подать заявку на участие. Свободные места в карте предназначены для не традиционных конкурсов, связанных с юбилейными конкурсами. (Приложение№6)

Перед началом изучения каждой новой темы объявляю, какое  количество баллов необходимо набрать, чтобы получить оценку «5», «4» и т. д. Как вычислить сумму баллов? Проще всего по «идеалу». В принципе мы хотим, чтобы по каждому из уроков ученик имел отличную оценку. Умножаем количество уроков данной темы на 5. Это будет необходимый минимум для отличной оценки. На оценку «4» убавляем 3-4 балла, на оценку «3» еще 2-3 балла в зависимости от количества уроков по теме.

В классе вывешен рейтинг-лист, куда заносятся результаты работы каждого ученика по всем видам учебной деятельности. Опыт показывает, что ученическая мысль постоянно ищет более легких путей, поэтому учитель вовремя должен реагировать и принимать меры. Лучше всего предусмотреть заранее все ученические «хитрости» и не менять внезапно условия рейтингового контроля. Предупреждаю сразу, что по данной теме ученик может сдать не более одного кроссворда, одного реферата и т. д. Это избавит нас от однобокости в оценивании учебной деятельности. Вот как выглядит рейтинг-лист

№ п/п

Фамилия, имя

Класс

Б

Р

Д

Т

К

В

3

У

О

К\С

С

1

Попова Таня

111

115

10

110

44,4

--

220

44,6,4

110

 10, 50,15

15,20,20, 50,70

343

балла

2

3

Б - базовые вопросы (оценивается в 15 баллов).

   Р - реферат (оценивается в 10 баллов). > Д - доклад (оценивается в 15 баллов).

Т - тест (составление, оценивается в 4 балла).

К — кроссворд (составление, оценивается в 10 баллов).

В - викторина (за 1-е место - 20 баллов, 2-е место - 15 баллов 3-е место - 10 баллов).

3 - задачи (решение исторических задач от 4 до 10 баллов в зависимости от степени трудности).

У - устные ответы на уроках (по факту).

О - участие в олимпиадах (- 10баллов ) всех уровней (победы школьная - 15, районная (городская) - 20, региональная – 50, всероссийская -70).

Конкурсы всех уровней –участие -19 баллов  (победы школьная - 15, районная (городская) - 20, региональная – 50, всероссийская -70).

С - общая сумма баллов.

Одарённые по нашему предмету дети должны всячески поощряться.

Ученики в условиях рейтинга, как правило, уже не стремятся получить единичный высокий результат, а стремятся набрать максимально большее количество баллов. Хотя не один раз случалось что «сильные ученики» вдруг набирали небольшое количество баллов и претендовали на низкую итоговую оценку. Причин может быть много, как объективных, так и субъективных. Таким учащимся предоставляется право сдать зачёт по данной теме. Как правило, они с этим успешно справляются. Таким образом, рейтинг позволяет нам всесторонне проследить учебную деятельность учащихся и добиться качественных итоговых результатов в урочной и внеурочной деятельности. Пополнить свои портфолио грамотами и дипломами. Работы и достижения детей освещаются на страницах школьной газеты, районной газеты  «Степной маяк» (Приложение№7)

Достижения учащихся по истории и обществознанию

2011-2012 учебный год

№ п/п

ФИО учащихся

Конкурс

Результат

Всероссийский уровень

1

Федотова Дарья

Викторина  посвященная  памятным датам истории Отечества

  диплом 3 степени сертификат участника

2

Попова Таня

Викторина  посвященная  памятным датам истории Отечества

диплом 3 степени сертификат участника

3

Попова Таня

Олимпиада «История моей страны».

сертификат участника

4

Стуров Саша

Олимпиада «История моей страны».

сертификат участника

5

Шумков Влад

Олимпиада «История моей страны».

сертификат участника

6

Елисеева Лариса

Олимпиада «История моей страны».

сертификат участника

7

Суходолова Катя

Олимпиада «История моей страны».

сертификат участника

8

Щёлушкина Света

Олимпиада «История моей страны».

сертификат участника

9

Жамангулова Ира

Олимпиада «История моей страны».

сертификат участника

10

Гиль Лана

Олимпиада «История моей страны».

сертификат участника

11

Махмутова Лиля

Олимпиада «История моей страны».

сертификат участника

12

Ваняшева Саша

Олимпиада «История моей страны».

сертификат участника

13

Елисеева Лариса

Конкурс презентаций  «Вклад моей семьи в Победу над Германией»

участник

14

Федотова Даша

Конкурс презентаций  «Вклад моей семьи в Победу над Германией»

участник

15

Попова Таня

Конкурс презентаций  «Вклад моей семьи в Победу над Германией»

участник

16

Жамангулова Ира

Конкурс исследовательских работ «Недаром помнит вся Россия»

сертификат участника

17

Федотова Даша

Дистанционная олимпиада « Имею право»

участник ( сертификат )

18

Козлов Саша

Дистанционная олимпиада « Имею право»

участник(сертификат)

19

Никонорова Ира

Дистанционная олимпиада « Имею право»

участник( сертификат )

Региональный уровень

1

Федотова Дарья

Конкурс проектов «История моей семьи в истории моей  страны»

участник регионального этапа

Районный уровень

1

Козлова Люба

Конкурс творческих работ,  посвященных «Дню матери»

1 место

2

Федотова Дарья

Конкурс проектов «История моей семьи в истории моей  страны»

1 место

3

Елисеева Лариса

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

по баллам 1 место

4

Федотова Дарья

Козлова Любовь

Стуров Саша

Елисеева Лариса

Никонорова Ирина

Шумков Владислав

Интеллектуальная  игра  «Мы граждане России»

1 место в номинации

« Портфолио»

                                                                                  Школьный уровень

1

Козлова Люба

Конкурс творческих работ,  посвященных «Дню матери»

1 место

2

Кошулько Настя.

Шарипов Булат.

Зайферт Регина.

Всероссийская  предметная олимпиада по истории9-11 классы

1

2

3

3

Елисеева Лариса.

Попова Таня.

Нурманова Регина

Всероссийская  предметная олимпиада по истории9-11 классы

1

2

3

4

Федотова Даша.

Козлова Люба.

Козлов Саша

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

1

2

3

5

Федотова Дарья

Викторина  посвященная  памятным датам истории Отечества

1место

6

Попова Таня

Викторина  посвященная  памятным датам истории Отечества

1 место

7

Елисеева Лариса

Конкурс презентаций  «Вклад моей семьи в Победу над Германией»

Победитель

8

Федотова Даша

Конкурс презентаций  «Вклад моей семьи в Победу над Германией»

Победитель

9

Попова Таня

Конкурс презентаций  «Вклад моей семьи в Победу над Германией»

Победитель

Достижения учащихся по истории и обществознанию

2012-2013 учебный год

№ п/п

ФИО учащихся

Конкурс

Результат

Всероссийский уровень

1

Ваняшева Лена

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

2

Махмутов Рим

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

3

Молоносова Олеся

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

4

Абдрахимов Леша

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

5

Латыпова Диана

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

6

Ваняшева Саша

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

7

Махмутова Лиля

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

8

Семенов Андрей

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

9

Жамангулова Марина

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

10

Щукина Наташа

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

11

Русин Леня

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

12

Биктаева Алима

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

13

Садыкбаева Дина

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

14

Сандыбаев Булат

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

5 место

15

Суходолова Катя

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Жамангулова Ира

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Тургумбаева Катя

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Михаэлис Ваня

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

1 место

Молоносова Ира

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Щелушкина Света

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Козлов Юра

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Жакетов Азамат

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Гуренко Юля

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Жимагулова Тоня

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Бикмурзина Дина

Олимпиада «Олимпус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Жамангулова Ира

Конкурс проектных и исследовательских работ «Ассоциации учителей истории и обществознания»

Сертификат участника

Махмутова Лиля

Олимпиада «Альбус» по истории и обществознанию

1 место

Ваняшева Саша

Олимпиада «Альбус» по истории и обществознанию

5 место

Бобудаев Влад

Олимпиада «Альбус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Крицкая Оля

Олимпиада «Альбус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Махмутов Рим

Олимпиада «Альбус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Ярулин Витя

Олимпиада «Альбус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Ваняшева Лена

Олимпиада «Альбус» по истории и обществознанию

Сертификат участника

Михаэлис Иван

vIII Заочная Многопрофильная  Всероссийская Олимпиада-ПСТГУ «Аксиос»

призер

Садыкбаев Булат

vIII Заочная Многопрофильная Всероссийская Олимпиада-ПСТГУ «Аксиос»

призер

Жамангулова Ира

vIII Заочная Многопрофильная Всероссийская Олимпиада-ПСТГУ «Аксиос»

призер

Региональный уровень

Михаэлис Ваня

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

11 место

Махмутова Лиля

Олимпиада «История моей страны».

1 место

Ваняшева Саша

Олимпиада «История моей страны».

1 место

Поляков Саша

Олимпиада «История моей страны».

Суходолова Катя

Олимпиада «История моей страны».

Жамангулова Ира

Олимпиада «История моей страны».

Молоносова Ира

Олимпиада «История моей страны».

Попова Таня

Олимпиада «История моей страны».

1 место

Елисеева Лариса

Олимпиада «История моей страны».

Ваняшева Лена

Олимпиада «История моей страны».

Молоносова Олеся

Олимпиада «История моей страны».

Махмутов Рим

Олимпиада «История моей страны».

Бегеев Артем

Олимпиада «История моей страны».

Михаэлис Ваня

Всероссийская  предметная олимпиада по истории9-11 классы

Районный уровень

Михаэлис Ваня

Всероссийская  предметная олимпиада по истории9-11 классы

3 место

Никонорова Ира

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

2 место

Попова Таня

Конкурс «Судебная власть, как гарантия прав человека»,

2 место

Жамангулова Ира

Козлов Юра

Елисеева Лариса

Никонорова Ирина

Шумков Владислав

 Практическая игра по проектной деятельности «Мы граждане России»

                                                                           Школьный уровень

Дунаева Анна

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

1 место

Ваняшева Лена

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

2 место

Колмаер Лиза

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

3 место

Бегеев Артем

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Махмутов Рим

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Ярулин Витя

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Молоносова Олеся

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Безукладов Ваня

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Латыпова Альбина

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Латыпова Ира

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Трусикова Настя

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Курманбаева Диана

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Храмков Леша

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Герман Юра

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Михаэлис Иван

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

3 место

Никонорова Ирина

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

3 место

Садыкбаева Дина

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

2 место

Семенов Антон

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

1 место

Сандыбаев Булат

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Тургумбаева Катя

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

ЖамангуловаИра

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Елисеева Лариса

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Попова Татьяна

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Суходолова Катя

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Дунаев Егор

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

1 место

Бикмурзина Динара

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

2 место

Гуренко Юля

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

3 место

Махмутова Лиля

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

3 место

Платонова Вика

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Жимангулова Марина

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Русин Леня

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Ваняшева Саша

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Козлова Элла

Всероссийская дистанционная  олимпиада по «Основам православной культуры»

Сертификат участника

Попова Татьяна

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

3место

Никонорова Ирина

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

2 место

Елисеева Лариса

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

Сертификат участника

Шумков Владислав

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

Сертификат участника

Стуров Александр

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

3 место

Сандыбаев Булат

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

1 место

Садыкбаева Дина

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

1 место

Суходолова Екатерина

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

2 место

Михаэлис Иван

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

3 место

Жамангулова Ирина

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

Сертификат участника

Биктаева Алима

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

Сертификат участника

Семянникова Ирина

Всероссийская олимпиада по истории «Наше наследие»

Сертификат участника

Попова Таня

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

II место

Елисеева Лариса

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

Никонорова Ира

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

1 место

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

III место

Шумков Влад

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

Нурманова Регина

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

Садыкбаев Булат

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

II место

Михаэлис Ваня

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

1 место

Суходолова Катя

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

Жамангулова Ира

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

Сандыбаева Дина

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

Шатунов Влад

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

Семенов Антон

Всероссийская  предметная олимпиада по истории 9-11 классы

III место

                                                                                               

                                                                                     

                                          Приложение№1

Использование образовательных технологий на уроке

Организация работы в группах

Выполнение учебной задачи требует соблюдения нескольких условий:

1. Группа получает чётко и конкретно сформулированную учебную задачу с вполне предсказуемым результатом.

  1. Обеспечение оборудованием для решения задачи в виде учебников, документов, дополнительной справочной и историко-обществоведческой литературы.
  2. Заранее задаётся форма отчёта группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы.

У учителя есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4-6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда нескольких слов достаточно, чтобы помочь ученикам найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ. Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить ребят за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным ученикам сделать замечание за их пассивность Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания - это интересно и необходимо.

Группы могут получить одно и то же задание и представляют его на проверку учителю. Лучше всего оставить время на дискуссию. Дать возможность каждой группе высказаться, дополнить друг друга или опровергнуть.

Пример 1. История России б класс § 5. «Правление князя Владимира и крещение Руси».

 Задание  «Продолжите фразу: «При князе Владимире впервые...». Группы работают с учебником. Одна группа докладывает о результатах своих поисков. Остальные дополняют, опровергают.

Пример 2.   10 класс. «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» ранжированные вопросы.

Задание:  «Назовите причины отмены крепостного права. Расставьте их по степени важности», -  в группе начинается всестороннее обсуждение поставленной задачи. Участники дискуссии приводят аргументы и контраргументы, доказывают свою точку зрения. То есть изучение нового материала происходит на качественно более высоком уровне, когда от учеников требуется не репродукция знаний, а их осмысление.

Прием «Дай определение»

Это один из эффективных редуктивных механизмов обучения. Ученикам предлагается дать определение того или иного термина, события, явления. Учитель  объяснил, что определение понятия - это выявление наиболее важных, существенных и повторяющихся признаков предмета или явления. После самостоятельной работы следует обсуждение предложенных определений, выбирается наиболее оптимальное. Мы можем составить целый словарик таких понятий. И ценность такого словаря будет намного выше, чем механически списанных из учебника или справочников, если ученики сами будут работать над составлением определений.

В определении исторического понятия, как правило, обязательным атрибутом должны стать временные рамки, а возможно, и исторические персонажи (или социальные группы), с кем связано данное явление (событие).

Это  способствует организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристической деятельности) учащихся.                                         

Прием «Ключевые слова»    

Учитель предлагает подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Лучше всего указать и количество таких слов. Например, пять. Ученики должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Учитель организует обсуждение, в результате которого на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках учитель может написать их на доске или вывесить таблички, устно произнести «ключевые слова». Ученики должны объяснить, в связи с чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала. Хорошо, если в такой форме учащиеся неоднократно будут обращаться к ключевым словам прошлых тем.

Использование образовательных технологий во внеурочной деятельности

                                        Прием «Сжатая информация»  (резюме)

Резюме, как известно, это краткое изложение чего-либо. Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чём данный параграф. Порой очень непросто одной фразой изложить суть, самое главное. Лаконичности надо учиться.

                                                                     Тренинг

Тема: УСОБИЦЫ. ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД. ВЛАДИМИР МОНОМАХ     (10 класс)

Ты начинаешь изучать важный и противоречивый этап российской истории. Попробуй сформировать свое отношение к нему, выяснить, какое значение он имел для дальнейшей судьбы русского народа. В твоем распоряжении § 11 и 12 учебника. Каждому раздается рабочий лист контроля.

Шаг первый. Работаем с разделом «Половцы». Продолжи фразу: «Половцы - это ...

Шаг второй. Сформулируй к этому же разделу вопрос, который бы начинался бы со слова «Как...».

Шаг третий. Составь альтернативный тест к разделу «Ярославичи против Ярославичей».

Шаг четвертый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг пятый. Используя материалы разделов «Начало военной деятельности Владимира Мономаха» и «Святополк Изяславич», составь к ним задание, начинающееся словом «Сравните...».

Шаг шестой. Используя материал раздела «Битва у Треполя», сформулируй задание, начинающееся вопросом «Почему...».

Шаг седьмой. Используя материал всего § 11, составь тест на соответствие.

Шаг восьмой. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг девятый. Переходим к изучению § 12. Используя материал первых двух разделов, составь тест на восстановление соответствия.

Шаг десятый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг одиннадцатый. Используя материал раздела «Трагедия 1096-1097гг.», составь вопрос, начинающийся со слов «В чем причины...».

Шаг двенадцатый. Используя материал разделов «Письмо Мономаха Олегу» и «Любечский съезд», составь тест на составление последовательности событий.

Шаг тринадцатый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг четырнадцатый. Используя материал раздела «Крестовый поход в степь 1111г.», сформулируй самостоятельное задание к нему.

Шаг пятнадцатый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг шестнадцатый. Ты ознакомился с материалом двух параграфов. Сформулируй свое отношение к изученному по следующей формуле:

Я считаю, что феодальные междоусобицы на Руси...

Потому, что...

Я могу это доказать это на примере...

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что раздробленность на Руси...».

                                                                                                                      Приложение №5

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ

«ОРЕНБУРГСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ» И

«ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ»

  1.   Вставить пропущенные слова:

«… В царствование императрицы Анны киргизский хан Абулхаир, будучи со всех сторон притесняем беспокойными кочующими и некочующими соседями, добровольно вступил в подвластную ему ордою в Российское подданство… Высочайше поручено было статскому советнику … провести по Уралу вооруженную пограничную черту, которая бы совершенно разделяла Башкирию с Киргиз-Кайсацкой степью, и в середине черты сей поставить крепость, долженствующую быть главным пунктом торговых и политических сношений с народами Средней Азии и охранительницею спокойствия всей окрестной страны. … в … году заложил крепость сию при устье впадающей в Урал реки …, где ныне крепость Орьская, и, по господствовавшему тогда обыкновению давать русским городам иностранные, назвал оную ….

                           П.П.Свиньин

(из живописного путешествия по России издателя «Отечественных записок» в 1824 г.)

  1. Исправить допущенные ошибки в тексте:

«Преемник Кириллова, тайный советник Урусов нашел, что место при устье Сакмары, угрожаемое каждый год наводнениями от Сакмары, неудобно для построения на нем большой крепости. По сей причине в 1738 г. Оренбургу положено основаться при урочище красной горы, где ныне крепость Красногорская… Но и сие место в свою очередь было признано неудобным, и Орск основан наконец на нынешнем его месте тайным советником Неклюевым в 1745 году, в царствование кроткой Елисаветы»

  1.    «Морозу он не боится потому, что мороз крепит; … жару не боится потому, что пар костей не ломит; воды, сырости, дождя не боится потому, как говорит, что сызмала к мокрой работе, по рыбному промыслу, приобвык,  что Урал – золотое дно, серебряная покрышка, кормит и одевает его, стало быть, на воду сердиться грех, - это дар божий, тот же хлеб»

        Такой портрет казака нарисовал нам В.Даль в очерке «Уральский казак». Как была обустроена жизнь казаков? Что являлось основной повинностью казака; какие повинности он еще выполнял?        

  1. Установите правильную последовательность:

(   ) – И.К.Кириллов разработал проект – обоснование специальной

        экспедиции, в последствии названной «Оренбургской».

(   ) – Сенат утвердил проект, выделив средства на снаряжение экспедиции.

(   ) – Малая казахская орда во главе с ханом Абулхаиром добровольно вступила в

          Российское подданство.

(   ) – Закладка крепости Оренбург.

(   ) – Закладка города Оренбурга.

                                 Ответ: 2, 3, 1, 4, 5.

5.  Начальником I экспедиции был назначен:

        а) Кириллов И.К.

        б) Неплюев И.И.

        в) Татищев В.Н.

6- Кириллов И.К. заложил целую цепь укрепленных населенных пунктов в:

        а) 1735

        б) 1736

        в) 1737

        г) 1743

7- В 1762 г. на территории Оренбургской губернии проживало:

        а) 472 тыс. человек

        б) 724 тыс. человек

        в) 274 тыс. человек

        г) 427 тыс. человек

8- Первым войсковым атаманом Оренбургских казаков стал сотник самарских городовых казаков:

        а) Владимир Могутов

        б) Василий Мотутов

        в) Василий Могутов

9- В 1855 году корпус казачьего войска насчитывал:

        а) 1094 чел.

        б) 1194 чел.

        в) 994 чел.,

           

10- В.Н.Татищев стал начальником экспедиции после смерти И.К.Кириллова в:

        а) 1837 г.

        б) 1737 г.

        в) 1736 г.

        г) 1738 г.

11   Продолжите предложение:

-         Цепь укрепленных населенных пунктов проходила по рекам …

-         Цепь укрепленных населенных пунктов должна была …

-         Особенностью Оренбургского края было наличие …

Литература

  1. Модульно редуктивное -обучение на уроках истории и обществознании  Волгоград издательство «Учитель»2009г.
  2. «100 заданий по истории» издательство Волгоград издательство «Учитель»2003г.
  3. Внеклассная работа по истории: краеведение. М., 1975.
  4. Вся Россия. Любовь и Восток. М.: Московский писатель, 1994
  5. Гаранькин Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. Улицы Оренбурга //Справочник. Оренбург,1996.
  6. «Губернаторы Оренбургского края»,Оренбургскоекниж. изд.,1999г.
  7. Десятков Г.М. «Легенды старого Оренбурга» Калуга, 1994.
  8. Десятков Г.М. Загадки Оренбургского Успенского женского монастыря», Оренбург, 2000г.
  9. Десятков Г.М. «Казанский кафедральный собор», Оренбург,2000г.
  10. Дорофеев В.В. «Над Уралом – рекой», Южно – Уральское книжное Изд. 1998г.
  11. Дорофеев В.В. «Оренбург», Челябинск,1993г.
  12. Дорофеев В.В. «Пушкинские места Оренбурга», Оренбург,1997г.
  13. Дорофеев В.В. «Улица вела к храму», ИПК» Южный Урал»,1994.
  14. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея.
  15. Иванов П.В.Педагогические основы краеведения. Петрозаводск
  16. Изучаем свой край//Сост. В.Н.Патрушев, В.Ф.Сахаров. Киров, 1979.
  17. История родного края. Учебное пособие для учащихся средних школ.Челябинск, 1988.
  18. Методика историко-краеведческой работы в школе//Под ред. Н.С.Борисова 1982г.
  19. Основы экскурсоведения: Учебное пособие // Под ред. Б.В.Емельянова. М.Д985.
  20. Пушкин и Оренбургский край. Документы. Записки. Письма.Воспоминания. Исследования // Сост. А.Ф.Прокофьева. Оренбург,2000.
  21. Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа // Вестник детско-юношеского туризма в России. 1993, № 5,6
  22. Савильзон В. «Оренбургская история в лицах»50 портретов на фоне эпохи, Оренбург. 2000г.
  23. Сейлекис А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. М.,1994.
  24. Школьный музей. Сборник документов – М 1987

Интернет –рессурсы

  • http://zvezdniydol.ucoz.ru/

news/den_konstitucii_rossii/2009-12-12-75


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                  Приложение№1

Использование образовательных технологий на уроке

Организация работы в группах

Выполнение учебной задачи требует соблюдения нескольких условий:

1. Группа получает чётко и конкретно сформулированную учебную задачу с вполне предсказуемым результатом.

  1. Обеспечение оборудованием для решения задачи в виде учебников, документов, дополнительной справочной и историко-обществоведческой литературы.
  2. Заранее задаётся форма отчёта группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы.

У учителя есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4-6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда нескольких слов достаточно, чтобы помочь ученикам найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ. Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить ребят за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным ученикам сделать замечание за их пассивность Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания - это интересно и необходимо.

Группы могут получить одно и то же задание и представляют его на проверку учителю. Лучше всего оставить время на дискуссию. Дать возможность каждой группе высказаться, дополнить друг друга или опровергнуть.

Пример 1. История России б класс § 5. «Правление князя Владимира и крещение Руси».

 Задание  «Продолжите фразу: «При князе Владимире впервые...». Группы работают с учебником. Одна группа докладывает о результатах своих поисков. Остальные дополняют, опровергают.

Пример 2.   10 класс. «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» ранжированные вопросы.

Задание:  «Назовите причины отмены крепостного права. Расставьте их по степени важности», -  в группе начинается всестороннее обсуждение поставленной задачи. Участники дискуссии приводят аргументы и контраргументы, доказывают свою точку зрения. То есть изучение нового материала происходит на качественно более высоком уровне, когда от учеников требуется не репродукция знаний, а их осмысление.

Прием «Дай определение»

Это один из эффективных редуктивных механизмов обучения. Ученикам предлагается дать определение того или иного термина, события, явления. Учитель  объяснил, что определение понятия - это выявление наиболее важных, существенных и повторяющихся признаков предмета или явления. После самостоятельной работы следует обсуждение предложенных определений, выбирается наиболее оптимальное. Мы можем составить целый словарик таких понятий. И ценность такого словаря будет намного выше, чем механически списанных из учебника или справочников, если ученики сами будут работать над составлением определений.

В определении исторического понятия, как правило, обязательным атрибутом должны стать временные рамки, а возможно, и исторические персонажи (или социальные группы), с кем связано данное явление (событие).

Это  способствует организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристической деятельности) учащихся.

                                         

Прием «Ключевые слова»    

Учитель предлагает подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Лучше всего указать и количество таких слов. Например, пять. Ученики должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Учитель организует обсуждение, в результате которого на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках учитель может написать их на доске или вывесить таблички, устно произнести «ключевые слова». Ученики должны объяснить, в связи с чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала. Хорошо, если в такой форме учащиеся неоднократно будут обращаться к ключевым словам прошлых тем.

Использование образовательных технологий во внеурочной деятельности

                                        Прием «Сжатая информация»  (резюме)

Резюме, как известно, это краткое изложение чего-либо. Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чём данный параграф. Порой очень непросто одной фразой изложить суть, самое главное. Лаконичности надо учиться.

                                                                     Тренинг

Тема: УСОБИЦЫ. ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД. ВЛАДИМИР МОНОМАХ     (10 класс)

Ты начинаешь изучать важный и противоречивый этап российской истории. Попробуй сформировать свое отношение к нему, выяснить, какое значение он имел для дальнейшей судьбы русского народа. В твоем распоряжении § 11 и 12 учебника. Каждому раздается рабочий лист контроля.

Шаг первый. Работаем с разделом «Половцы». Продолжи фразу: «Половцы - это ...».

Шаг второй. Сформулируй к этому же разделу вопрос, который бы начинался бы со слова «Как...».

Шаг третий. Составь альтернативный тест к разделу «Ярославичи против Ярославичей».

Шаг четвертый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг пятый. Используя материалы разделов «Начало военной деятельности Владимира Мономаха» и «Святополк Изяславич», составь к ним задание, начинающееся словом «Сравните...».

Шаг шестой. Используя материал раздела «Битва у Треполя», сформулируй задание, начинающееся вопросом «Почему...».

Шаг седьмой. Используя материал всего § 11, составь тест на соответствие.

Шаг восьмой. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг девятый. Переходим к изучению § 12. Используя материал первых двух разделов, составь тест на восстановление соответствия.

Шаг десятый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг одиннадцатый. Используя материал раздела «Трагедия 1096-1097гг.», составь вопрос, начинающийся со слов «В чем причины...».

Шаг двенадцатый. Используя материал разделов «Письмо Мономаха Олегу» и «Любечский съезд», составь тест на составление последовательности событий.

Шаг тринадцатый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг четырнадцатый. Используя материал раздела «Крестовый поход в степь 1111г.», сформулируй самостоятельное задание к нему. 

Шаг пятнадцатый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг шестнадцатый. Ты ознакомился с материалом двух параграфов. Сформулируй свое отношение к изученному по следующей формуле:

Я считаю, что феодальные междоусобицы на Руси...

Потому, что...

Я могу это доказать это на примере...

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что раздробленность на Руси...».



Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ

«ОРЕНБУРГСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ» И

«ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ»

  1.   Вставить пропущенные слова:

«… В царствование императрицы Анны киргизский хан Абулхаир, будучи со всех сторон притесняем беспокойными кочующими и некочующими соседями, добровольно вступил в подвластную ему ордою в Российское подданство… Высочайше поручено было статскому советнику … провести по Уралу вооруженную пограничную черту, которая бы совершенно разделяла Башкирию с Киргиз-Кайсацкой степью, и в середине черты сей поставить крепость, долженствующую быть главным пунктом торговых и политических сношений с народами Средней Азии и охранительницею спокойствия всей окрестной страны. … в … году заложил крепость сию при устье впадающей в Урал реки …, где ныне крепость Орьская, и, по господствовавшему тогда обыкновению давать русским городам иностранные, назвал оную ….

                           П.П.Свиньин

(из живописного путешествия по России издателя «Отечественных записок» в 1824 г.)

  1. Исправить допущенные ошибки в тексте:

«Преемник Кириллова, тайный советник Урусов нашел, что место при устье Сакмары, угрожаемое каждый год наводнениями от Сакмары, неудобно для построения на нем большой крепости. По сей причине в 1738 г. Оренбургу положено основаться при урочище красной горы, где ныне крепость Красногорская… Но и сие место в свою очередь было признано неудобным, и Орск основан наконец на нынешнем его месте тайным советником Неклюевым в 1745 году, в царствование кроткой Елисаветы»

  1.    «Морозу он не боится потому, что мороз крепит; … жару не боится потому, что пар костей не ломит; воды, сырости, дождя не боится потому, как говорит, что сызмала к мокрой работе, по рыбному промыслу, приобвык,  что Урал – золотое дно, серебряная покрышка, кормит и одевает его, стало быть, на воду сердиться грех, - это дар божий, тот же хлеб»

        Такой портрет казака нарисовал нам В.Даль в очерке «Уральский казак». Как была обустроена жизнь казаков? Что являлось основной повинностью казака; какие повинности он еще выполнял?        

  1. Установите правильную последовательность:

(   ) – И.К.Кириллов разработал проект – обоснование специальной

        экспедиции, в последствии названной «Оренбургской».

(   ) – Сенат утвердил проект, выделив средства на снаряжение экспедиции.

(   ) – Малая казахская орда во главе с ханом Абулхаиром добровольно вступила в

          Российское подданство.

(   ) – Закладка крепости Оренбург.

(   ) – Закладка города Оренбурга.

                                 Ответ: 2, 3, 1, 4, 5.

5.  Начальником I экспедиции был назначен:

        а) Кириллов И.К.

        б) Неплюев И.И.

        в) Татищев В.Н.

6- Кириллов И.К. заложил целую цепь укрепленных населенных пунктов в:

        а) 1735

        б) 1736

        в) 1737

        г) 1743

7- В 1762 г. на территории Оренбургской губернии проживало:

        а) 472 тыс. человек

        б) 724 тыс. человек

        в) 274 тыс. человек

        г) 427 тыс. человек

8- Первым войсковым атаманом Оренбургских казаков стал сотник самарских городовых казаков:

        а) Владимир Могутов

        б) Василий Мотутов

        в) Василий Могутов

9- В 1855 году корпус казачьего войска насчитывал:

        а) 1094 чел.

        б) 1194 чел.

        в) 994 чел.,

           

10- В.Н.Татищев стал начальником экспедиции после смерти И.К.Кириллова в:

        а) 1837 г.

        б) 1737 г.

        в) 1736 г.

        г) 1738 г.

11   Продолжите предложение:

-         Цепь укрепленных населенных пунктов проходила по рекам …

-         Цепь укрепленных населенных пунктов должна была …

-         Особенностью Оренбургского края было наличие …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа с одаренными детьми «Наша надежда».

Программа направленна на то, как развивать одаренных детей....

Программа с одаренными детьми «Наша надежда».

Программа направленна на то, как развивать одаренных детей....

Программа с одаренными детьми "Немецкий с удовольствием"

Цель:- развитие навыков коммуникативного общения, творческой фантазии, инициативы в приобретении знаний. Задачи: - научить учащихся решать коммуникативные задачи (общаться в наиболее распростране...

Рецензия на программу с одаренными детьми по предмету информатика

Программа по работе с одаренными детьми по предмету «Информатика» получила положительную экспертную оценку и опубликована на Всероссийском образовательном портале «Продленка» http://www.prodlenka.org/...

Рабочая программа с одаренными детьми

Программа составлена с учетом практической и теоритической части...

Программа с одаренными детьми

Данная программа рассчитана на уч-ся 10-11классов в количестве 34 часов на 2 года.  Работа с одаренными детьми в основном состоит в открытии специальных классов для одаренных, в проведении олимпи...

программа с одаренными детьми

Данная програама направлена на организацию работы с обучающими, имеющими повышенный уровень мотивации....