урок алгебры 9 класс по теме "Статистика - дизайн информации"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Часовских Татьяна Сергеевна

Урок составлен из практической жизни, многоинтересных находок, но есть и свои трудности восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_matematiki_v.docx42.53 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по алгебре в 9 классе

по теме «Статистика – дизайн информации»

Подготовила: учитель математики Часовских Т.С.

МБОУ «Савинская школа»

Цели урока: Формировать умение использовать методы обработки статистических данных.

Задачи:о

- Развивать способности обрабатывать статистические данные;

- Развивать абстрактное, логическое, структурное мышление, зрительную память, речь учащихся;

- Развивать познавательные интересы;

- Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное существенное, обобщать, делать выводы;

- Создать условия для формирования коммуникативных умений работы в группе;

- Воспитывать информационную культуру обучающихся, аккуратность, чёткость, точность и ответственность за свою работу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование урока:

  • доска;
  • компьютер;
  • проектор и экран;
  • раздаточный материал.

Технологии: ИКТ - технологии, здоровьесберегающие технологии, дифференцированное обучение,.

Формы работы: работа в группах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель: Закончилась зимняя олимпиада в Южной Корее в г. Пчёнчхан. Мы все с особым вниманием и любовью следили за выступлением наших фигуристов. Особые чувства вызвало выступление вашей ровесницы Алины Загитовой (18 мая 2002 г) и 18-ти летней Евгении Медведевой (19 ноября 1999).  Вы задавали себе вопрос, как формируется оценка фигуриста на соревнованиях? В составе арбитров есть группа технических специалистов, которые определяют, какие элементы выполнил спортсмен, и начисляют за них баллы, исходя из таблицы стоимости элементов. В этих таблицах чётко закреплено, сколько баллов спортсмен получает за исполнение каждого элемента своей программы. Также в задачу технических специалистов входит выявление всех ошибок, допущенных при исполнении элемента: недокрутов, падений, заходов на прыжки с неверного ребра и так далее. Ряд данных измерения обработан, и мы зрители уже видим результат этой работы, выраженный в оценке, полученные фигуристом в произвольной программе. Среди вас тоже есть те, кто любит и увлекается спортом. А поможет мне провести урок обучающиеся 10 класса Валерия Спирина, с которой много времени вы проводите на баскетбольной площадке, к тому же Валерия  недавно была на областной конференции «Юность Поморья» с работой «Дневник марафонца через призму математической статистики», где заняла 3 место.

Валерия Спирина: Сегодня у нас в гостях учитель физкультуры Истомин Валерий Яковлевич, проработавший в Савинской школе много лет. На своих уроках он воспитывал в учениках  характер, силу воли, стремление к достижению целей,  а для себя решил – стать настоящим марафонцем. К этой цели он шёл на протяжении всей жизни, делая  уникальные записи своих тренировок и фиксируя их в дневнике. Валерий Яковлевич обратился к нам с просьбой.

Валерий Яковлевич: К сожалению, старая тетрадка потрепалась, информация, собранная о моих тренировках трудно читается: она не наглядна, занимает много места, никак не упорядочена.

Учитель: Как же можно помочь Валерию Яковлевичу?

Валерия Спирина: Единственный разумный выход каким-то образом преобразовать данные, уменьшив их общее количество, наглядно представить информацию.

Обучающиеся: это применить методы математической статистики.

Учитель: тема нашего урока?

Обучающиеся: Статистика – дизайн информации

Учитель: Цель сегодняшнего урока?

Обучающиеся: систематизировать,  группировать, наглядно представить и частично проанализировать имеющуюся информацию.

Ознакомить учащихся с технологией урока.

За каждым столом есть эксперты - судьи, которые будут осуществлять контроль над работой каждого в группе. Оценочный лист обучающегося:

Ф. И. обучающегося:

Вид работы:

Самооценка

Оценка эксперта

Оценка учителя

Средний балл

«Блюдо  с прищепками»    

«Экспресс – тренировка»

Марафонский забег № 1

Отдых

Марафонский забег № 2

Домашнее задание

Выбор медали, поставить +

Золотая

Серебряная

Бронзовая

Итоговая оценка:

  1. Актуализация знаний и повторение изученного материал

Задание № 1: Спортсменам надо правильно питаться. Предлагаем попробовать следующее блюдо  с прищепками. Дать определение терминов.

Проверьте свои ответы, оцените свою работу, эксперты – судьи оцените работу своей группы.

Числовые характеристики данных измерения:

  1. Один из результатов данного измерения - варианта
  2. Среди всех данных конкретного измерения одна из вариант встретилась ровно k раз, то число k - кратность варианты
  3. Деля кратность варианты на объём измерения и получают  - частота варианты
  4. Если сложить все кратности, то получится количество всех данных измерения - объём измерения
  5. Построенные точки  графика распределения выборки для наглядности соединяют отрезками: эту ломаную называют - многоугольник или полигон распределения данных. 
  6. Разность между максимальной и минимальной вариантами - размах измерения
  7. Варианта, которая встречается чаще других -  мода
  8. При графическом представлении больших объёмов информации многоугольники распределения заменяют - гистограммами или столбчатыми диаграммами
  9. Чтобы найти эту наиболее важную характеристику числового ряда данных нужно: а) Просуммировать все данные измерения, б) Полученную сумму разделить на количество вариантов - среднее  значение

Задание № 2: «Экспресс - тренировка».   Подтвердить или опровергнуть следующие утверждения.

 На каждом  столе  находится  лист  с утверждениями.  Лист перевернут.  По команде учителя листы переворачиваются, и учащиеся приступают к выполнению задания. После выполнения задания лист с ответами проверяются экспертами.

Утверждение

Да

Нет

1.

 Моду можно найти всегда.

22.

Для того, чтобы видеть статистические данные в динамике, их полезно оформить с помощью полигона (многоугольника распределения данных)

3.

Круговые и столбчатые диаграммы не являются наглядными представлениями информации

4.

 В информатике, географии, химии, биологии встречаются диаграммы, гистограммы, полигоны.

5.

Бывает статистика успеваемости, посещаемости обучающихся

6.

Средняя температура людей, лежащих в одной больнице - очень полезная характеристика измерений.

7.

 Паспорт данных  измерений – это набор основных числовых   характеристик.

Проверьте свои ответы, оцените свою работу, эксперты – судьи оцените работу своей группы.

  1. Закрепление.

Марафонский забег № 1 /практическая работа/

1 группа спортсменов.  Задание: обработать данные километража.

2 группа спортсменов.  Задание: обработать данные времени.

3 группа спортсменов.  Задание: обработать данные пульса до тренировки

4 группа спортсменов.  Задание: обработать данные пульса после тренировки.

  1. Составить ряд данных измерения.
  2. Составить сгруппированный ряд данных измерения.
  3. Составить таблицу распределения данных, распределения частот, частот в процентах.
  4. Построить многоугольник распределения данных.
  5. Проанализировать полученные результаты.

Оцените свою работу в группе, эксперты – судьи оцените работу каждого.

  1. Физкультминутка

В тренировках нужен отдых (проводит Валерий Яковлевич)

В.Я. покажет, как правильно измерять пульс.

  1. Домашнее задание:

Каждый измеряет свой пульс, произносит результат. Все  данные заносятся в таблицу домашнего задания.

Выполните статистическую обработку данного материала (сгруппируйте информацию, постройте таблицу распределения данных и график распределения данных, постройте соответствующие круговые и столбчатые диаграммы, составьте паспорт данных). Результат выполнения задания нужно оформить на отдельных листах формата А4. Диаграммы можно построить с помощью табличного процессора Excel и распечатать на принтере. Рисунки для оформления работы можно найти в интернете и распечатать.

  1. Закрепление (продолжение).

Марафонский забег № 2  /практическая работа/

1 группа спортсменов.  Задание: составить паспорт данных километража.

2 группа спортсменов.  Задание: составить паспорт данных времени марафонца.

3 группа спортсменов.  Задание: составить паспорт данных пульса до тренировки.

4 группа спортсменов.  Задание: составить паспорт данных пульса после тренировки.

Проверьте свои ответы, оцените свою работу, эксперты – судьи оцените работу своей группы.

  1. Заключение.

Учитель: На основании проведённой работы можно сделать следующее заключение.

Целью урока было обработать информацию с помощью разных методов статистики.  Урок достиг поставленной цели?  Вся информация систематизирована, сгруппирована и наглядно представлена?

Валерия Спирина: Каждый опытный профессиональный тренер свои методики расчёта тренировок держит в секрете. Для создания такой системы требуются годы тренировочной деятельности, и она должна быть подкреплена результатами и успехами спортсменов.

Последовав примеру Валерия Яковлевича, кто-то из вас начнёт серьёзно заниматься спортом, используя математику.  А она вас приведёт к хорошим результатам, возможно даже к олимпийским рекордам. В 1986 году Валерий Яковлевич участвуя в марафонском забеге «Гандвиг» вошёл в десятку лучших.

Мы дарим ему альбом с обработанными данными.

Валерий Яковлевич: А в графиках я значительно красивее.

  1. Рефлексия

Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

Выразите свое отношение к уроку, выбрав медаль:

Золотая – на уроке было интересно, я все понял!

Серебряная медаль – урок был обычный, я запомнил частично.

Бронзовая медаль – мне было трудно, нужно поработать ещё.

Спасибо огромное Валерию Яковлевичу, он, несомненно, заслужил эти медали.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статистика- дизайн информации

В данном уроке рассмотрены приемы обработки статистических данных, основные числовые характеристики случайных величин....

Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"

В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания"  и "полиго...

Статистика - дизайн информации

"Статистика знает все", - утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе "Двенадцать стульев". Материал данного факультативного занятия помогает показать ребятам обработку статистической информаци...

Презентация к уроку ( 6 класс). Тема: Организация хранения информации

Организация хранения информации. Действия с информацией....

Презентация к уроку "Статистиука и дизайн информации"

Презентация к уроку  "Статистиука и дизайн информации"...