Уравнения, содержащие переменную в знаменателе дроби
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Преснякова Елена Павловна

Конспект урока в 8 классе на тему: "Уравнения, содержащие переменную в знаменателе дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no2.docx286.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Уравнения, содержащие переменную в знаменателе дроби.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  1. образовательная – научить алгоритму решения уравнений, содержащих переменную в знаменателе дроби
  2. развивающая – развитие мышления, развитие творческого мышления, развитие памяти;
  3. воспитательная – формирование учебно-коммуникативных, учебно-интеллектуальных умений, воспитание интереса к изучению математики.

Задачи урока:

Формировать:

  • умение находить область определения;
  • умение определять посторонние корни;
  • умения высказывать свое мнение, делать выводы;

Развивать: мышление, творческое мышление, память, математический язык, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Методы обучения  

  1. по источнику знаний: беседа, упражнения;
  2. по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
  3.  Формы обучения: фронтальная.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация опорных знаний и способов действий (5 мин).
  3. Изучение нового материала (15 мин).
  4. Первичное применение нового материала (20 мин).
  5. Постановка домашнего задания (1 мин).
  6. Подведение итогов урока (3 мин).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

Учащиеся рассаживаются, слушают учителя.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

- Итак, начнем. Откройте тетради, запишите число, классная работа. На сегодняшнем уроке мы будем изучать новый материал.

- Перед тем, как перейти к новой теме, ответьте на мои вопросы.

- Какое квадратное уравнение является приведенным, и как вы это определяете?

На доске заранее учитель записал уравнения.

1.

2.

3.

4.  

5.

6.

Учитель задает вопросы ученикам.

- Посмотрите на первое уравнение. Какого оно вида?

-Как найти корни в приведенном уравнении?

-Напомните, как звучит теорема Виета.

 

- Как это будет выглядеть математически для первого уравнения?

Учитель записывает на доске формулы, которые проговаривает ученик.

-Чему будут равны корни данного уравнения?

-Обратите ваше внимание на второе уравнение. Какого оно типа?

-Как мы можем решить данное уравнение?

-Посмотрите на уравнение под номером 3. Чем оно отличается от первых двух уравнений?

-Какого оно типа?

-Можно ли такое уравнение привести к приведенному?

-Каким образом?

-Теперь разберем уравнение 4. Какого оно типа?

- Можем ли мы это уравнение привести к приведенному?

-Обратите внимание на уравнение под номером 5. Как видите, данное уравнение является дробным. Как мы можем решить подобные уравнения?

- Чему равен знаменатель в этом уравнении?

- Как будет выглядеть уравнение после умножения на общий знаменатель?

Учитель записывает решение со слов ученика.

-Уравнение какого вида мы получили?

-Как решать такие уравнения вы уже знаете, на этом останавливаться не будем.

-Далее посмотрите на последнее уравнение под номером 6. Чем оно отличается от предыдущего уравнения?

-Как мы можем решить данное уравнение?

-Какой здесь будет общий знаменатель?

- Как вы сказали, в знаменателе этого уравнения находится переменная х. Чему не должен равняться знаменатель в дроби?

-Это особый вид уравнения, которые мы еще не решали.

С этим и будет связана наша новая тема. Поэтому записываем тему урока: «Уравнения, содержащие переменную в знаменателе дроби».

Записывают в тетради число, классная работа.

Слушают и отвечают на вопросы учителя:

- Приведенным является квадратное уравнение вида

, у которого старший коэффициент всегда равен единице.

- Это уравнение полное, приведенное.

- По общей формуле или по теореме Виета.

- Сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному коэффициенту.

- Это уравнение неполное, приведенное.

Все, что с x оставить в левой части, а число перенести за знак равно с противоположным знаком.

-Перед старшим коэффициентом стоит знак минус.

-Неполное и не приведенное.

-Можно.

-Умножив обе части уравнения на минус 1.

- Полное и не приведенное.

- Можем, поделив обе части на 3.

-Нужно найти общий знаменатель и умножить на него обе части уравнения.

-Знаменатель равен 6.

Ученик поднимает руку и проговаривает решение.


-Полное, не приведенное.

-В знаменателе этого уравнения находится переменная x.

- Нужно найти общий знаменатель.

х+18

- Знаменатель не может равняться 0, потому что на 0 делить нельзя.

3. Изучение нового материала

Если на 0 делить нельзя, значит, знаменатель не должен равняться 0. В нашем случае х+18.

Как и в предыдущем примере умножаем обе части уравнения на общий знаменатель, на (x+18).

Уравнение под номером 6 и его решение записываем в тетрадь.

Учитель записывает уравнение на доске, проговаривая решение:

- После того, как мы умножили на общий знаменатель, получилось:

-Раскроем скобки и получим квадратное уравнение:

-Приведем подобные.

-Получилось приведенное полное уравнение. Найдите его корни самостоятельно.

-Какие корни у вас получились?

- Для того, чтобы убедиться в правильности полученных корней, нужно сделать проверку, подставив полученные значения в общий знаменатель. Если при подстановке корня знаменатель исходного уравнения не обращается в 0, то это и будет являться корнем уравнения.

Наш общий знаменатель равен (x+18). Записываем в тетради слово «проверка».

Учитель записывает на доске:

Проверка:

Так как знаменатель не обращается в ноль, значит полученные значения являются корнями уравнения.

Учитель записывает на доске:

Ответ:

- Решим следующее уравнение:

Учитель записывает уравнение на доске:

Учитель вызывает ученика к доске.

- С чего начнем решение данного уравнения?

-Чему равен общий знаменатель?

-Чему не может равняться знаменатель?

-Запиши, как это будет выглядеть для нашего уравнения.

-Что мы будем делать дальше?

-Умножь и запиши полученное уравнение.


-Какие корни получились?

- Для того, чтобы убедиться в правильности полученных корней, сделаем проверку, подставив полученные значения в общий знаменатель. Если при подстановке корня знаменатель исходного уравнения не обращается в 0, то это и будет являться корнем уравнения.

-Подставь оба полученных значения.

-Что ты можешь сказать про эти значения?

-Запиши посторонний корень и ответ. Уравнение решено верно.

Слушают учителя, записывают с доски в тетрадь.

- У нас получились 2 корня: -4 и -5.

Записывают в тетрадях: Проверка:

Записывают в тетрадях:

Ответ:

Один ученик выходит к доске.

Записывает:

-Решение начнем с нахождения общего знаменателя.

-Общий знаменатель равен (2-х).

-Знаменатель не может равняться 0.

-Умножим обе части уравнения на общий знаменатель.

Записывает:

- Получились два корня, 2 и 3.

Записывает:

 1. 2-2=0

  2. 2-3=-1

- Подставляя x=2, знаменатель обращается в 0, значит это посторонний корень. При х=3 знаменатель не обращается в 0, значит это и есть корень уравнения.

Записывает:

x=2-посторонний корень

Ответ: x=3.

Садится за парту.

4. Первичное применение нового материала

-Для закрепления данной темы обратимся к учебнику. Решаем № 470(1,3,5).

Учитель вызывает желающих. Если их нет, сам выбирает, кому выйти к доске.

Учитель по ходу решения задает аналогичные вопросы, что и в этапе изучения нового материала.

Если ученик затрудняется в решении, учитель просит класс подсказать стоящему у доски.

-Следующий №471(1,2,3).

Учитель вызывает желающих. Если их нет, сам выбирает, кому выйти к доске.

Учитель по ходу решения задает аналогичные вопросы, что и в этапе изучения нового материала.

Если ученик затрудняется в решении, учитель просит класс подсказать стоящему у доски.

Ученики поднимают руку, желающие выходят к доске.

Решают у доски по очереди:

Ученики поднимают руку, желающие выходят к доске.

Решают у доски по очереди:

5. Постановка домашнего задания

-Наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание.

Учитель записывает домашнее задание на доске.

П 30. Стр 127.

№ 470(2,4,6).

№ 471 (2,4,6).

Записывают домашнее задание.

6. Подведение итогов урока

- Подводя итоги урока, ответьте на следующие вопросы.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Повторите алгоритм решения таких уравнений.

- На этом наш урок закончен. Ученики, которые выходили к доске, подойдите ко мне с дневниками. До свидания!

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Как решаются уравнения, содержащие переменную в знаменателе дроби

- 1. Ищем общий знаменатель.      

  2.Записываем, что он не может равняться нулю.

  3.Затем обе части уравнения умножаем на общий знаменатель и получаем квадратное уравнение.

  4.Находим корни.

  5.Для того, чтобы убедиться в правильности полученных корней, делаем проверку, подставив полученные значения в общий знаменатель. Если при подстановке корня знаменатель исходного уравнения не обращается в 0, то это и будет являться корнем уравнения.

Прощаются с учителем. Подходят для выставления оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля 9 класс с углубленным изучением математики

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля9 класс с углубленным изучением математикиТип урока:  получение новых знаний (Мозговой штурм)...

Обобщение опыта по теме: "Построение графиков функций, решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля"

В данный материал входит рабочая программа, тематическое планирование элективного курса для 9-го класса, а также элективный курс с презентациями к каждой теме. Курс расчитан для одаренных по математик...

Открытый интегрированный урок Алгебра+Информатика по теме "Построение графиков функций и уравнений, содержащих переменную под знаком модуля"

Результат урока нацелен на овладение учащимися программным и дополнительным материалом по данной теме и рассчитан на выход каждого ученика на свой уровень развития.Построение графиков является основны...

Решение уравнений, содержащих переменную, под знаком модуля

презентация содержит способы решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля....

Конспект урока по теме: "Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля"

Конспект урока алгебры 7 класса по теме "Решеие уравнений, содержащих переменную под знаком модуля"...

Разработка урока по теме "Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля"

Разработка урока алгебры для 9 класса. Тема урока "Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля." Тип урока - урок рефлексии....

N39 Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Уравнения с параметром. за 2.06.20 для группы МЖКХ2

Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить задание №1-№3....