"Питайся правильно и экономь с математикой"
творческая работа учащихся по алгебре (7 класс) на тему

Объектом   исследования  стало молоко и творог, купленные в крестьянско-фермерском хозяйстве «Возрождение», по адресу Талдомский район д. Бабино и бочечное молоко, купленное в г. Талдом. В данной исследовательской работе, используя имеющиеся знания по математики, ученик 7-го класса Дроздов Иван  попытался  на собственном опыте доказать или опровергнуть   предположение о том, что выгоднее покупать сырой продукт и в домашних условиях при соответствующей обработке получать, то что семье необходимо, чем покупать уже готовый.  Расчет сделан как, практический так и теоретический. В своей работе  он  раскрывает соотношение стоимости готового продукта и затраты на приготовление в домашних условиях, точно такого же. Данное сопоставление полученных  фактов позволяет сделать выводы  о том, как сэкономить  в наше трудное время на деньгах, но не на здоровье

Данная работа является  практическим обоснованием выгоды и пользы от   умения вовремя сделать правильный расчет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou_n-krop.oosh_._proekt_drozdov_i.docx727.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Николо-Кропоткинская основная общеобразовательная школа

Предмет: математика

Тема: «Питайся правильно и экономь с математикой»

Автор:  Дроздов  Иван Сергеевич, 7 класс

Научный руководитель:  Хинев Дмитрий

                                                                                                      Евгеньевич

2018 год

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………….…………………..3

2. Основная часть…………………………………………………………………….……4

2.1. Теоретическая часть …………………………………………………………...…….4

2.1. 1. Пищевая ценность творога и творожных изделий………………………………4

2.2. Экспериментальная часть ………………………………………………...………....7

2.2.1. Экономь с математикой ……………………………………………………..…….7

2.2.2.  «Контрольная закупка»…………………………………………………………..11

3. Заключение…………………………………….……………………………………....12

4. Использованная литература………...…….….……………………………………….14

5. Приложения  

                                   

  1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в умении в ходе практических действий и расчёта показать и доказать правильность или ошибочность теории. В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию в подрастающем поколении ответственного отношения к своему здоровью. Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального развития человеческого организма. При его нарушении в школьном возрасте происходит отставание в физическом и психическом развитии ребёнка, которое, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшей жизни. Но качественные продукты стоят довольно дорого. Проводя собственные исследования, появляется возможность понять то, как можно правильно и экономно питаться.  

Объекты исследования:

Первым объектом исследования стало фермерское молоко, купленное в крестьянско-фермерском хозяйстве «Возрождение», по адресу Талдомский район             д. Бабино.

Вторым объектом исследования стало молоко, купленное в г. Талдоме из «бочки», привозимой из одного из совхозов Талдомского района.

Цель моей работы: с помощью математических расчётов доказать  как можно экономно и правильно питаться, показав питательную ценность творога.

Задачи: 

  • Изучение теоретического материала о питательной ценности творога.
  • Приготовление творога и сметаны в домашних условиях.
  • Узнать и углубить свои знания в области расчётов.
  • Изучить и сравнить состав творога, полученного в домашних условиях и покупного.
  • Познакомить со своим опытом обучающихся школы и родителей.
  • Показать связь знаний и расчётов по математике с повседневной жизнью.

Методы исследования:

  • практический анализ цен на готовый продукт и затрат на приобретение сырого сырья;
  • встреча и беседа с работниками хозяйства о рентабельности такого хозяйства;
  • работа с литературой и интернет ресурсами.

Предполагаемое практическое применение:  

Материал интересен тем, что он касается непосредственно нашей жизни, каждый человек может воспользоваться моими расчётами для экономии семейного бюджета. Математические расчёты можно использовать на уроках  математики при изучении темы «Проценты. Пропорции», на уроках биологии при изучении тем: «Пищеварение. Питание», «Обмен веществ», на уроках обществознания «Товарооборот и прибыль».

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Теоретическая часть

2.2.1. Пищевая ценность творога и творожных изделий

Творо́г или тво́рог (в нормированной речи, в частности на радио и телевидении, ряд справочников рекомендует только вариант творо́г; от общеслав. тварогъ –  от той же основы, что и творить, буквально – «сделанное твёрдым молоко»  – кисломолочный продукт, традиционный для Восточной и Северной Европы, получаемый сквашиванием молока с последующим удалением сыворотки. Прочитав об этом  на сайте «Википедия»,  я обратился к  словарям русского языка Сергея Кузнецова и  Толковому словарю  С. И. Ожегова, где к своему удивлению узнал, что правильным являются оба произношения слова.

Посмотрев много статей о пользе творога и даже в сравнении с молоком, можно уверенно сказать, что стоит отдать предпочтение тому продукту, который лучше усваивается организмом.

Изучив различные источники по пищевой ценности творога, можно сделать выводы:  в состав творога входит 14-17% белков, до 18% жира, 2,4-2,8% молочного сахара. Он богат кальцием, фосфором, железом, магнием - веществами, необходимыми для роста и правильного развития молодого организма. Белки творога частично связаны с солями фосфора и кальция. Это способствует лучшему их перевариванию в желудке и кишечнике. Поэтому творог хорошо усваивается организмом. Самое замечательное, что все эти вещества находятся в твороге в идеально сбалансированном состоянии и, причём в более концентрированной форме, чем, например, в молоке  (Приложение 1).

Творог и изделия из него очень питательны, так как содержат много белков и жира. Белки – это высокомолекулярные вещества, скрученные в цепочки, состоящие из сотен аминокислотных остатков. Ферменты, которые тоже содержатся в твороге, также относятся к белкам. Они ускоряют биохимические реакции в организме, причем каждый из них выполняет строго определенную функцию.

Белки – это очень важные вещества. Недостаток белков ведёт к анемии, малокровию, болезням внутренних органов, в частности, печени, поджелудочной железы, различным воспалениям кожи, снижению веса, быстрой утомляемости, снижению сопротивляемости к инфекциям.

В твороге находятся аминокислоты. Некоторые виды аминокислот не производятся самостоятельно человеческим организмом, они должны поступать только вместе с пищей. Эти аминокислоты, являющиеся незаменимыми, отвечают за ограничение усвоения пищи, их недостаток ведет к ограничению усвоения человеческим организмом других аминокислот. Основным поставщиком именно этих аминокислот и служит творог.

Содержание легкоусвояемого молочного жира в твороге также очень важно в питании человека, так как возможности накопления и синтезирования жира человеческим организмом весьма ограничены. Жиры делятся на протоплазмические и резервные. Те, которые входят в состав клеток, называются протоплазмическими, те, которые накапливаются в результате потребления пищи, называются резервными.

В молочных продуктах, в частности твороге, находится метионин - незаменимая кислота, обладающая липотропным действием, то есть она способствует уменьшению накопления жира в печени. Данная аминокислота входит в состав веществ, участвующих в обмене жиров в организме.

Углеводы служат источником энергии. Творог содержит только небольшое количество галактозы и молочного сахара.

Минеральные вещества, которые человек получает с пищей, имеют очень большое значение для его жизнедеятельности. Что касается творога, то в нем содержатся в первую очередь кальций, железо, потом магний, фосфор и некоторые другие, но их количество уже не так велико.

Кальций является важнейшим строительным материалом скелета человека. В соединении с фосфора и фтора кальций составляет 98 % костной ткани и зубов. Недостаток кальция может служить причиной  болезней, связанных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ещё кальций участвует в возбудимости нервной системы и сокращении мышц, в ферментном обмене.

Однако для производства костной ткани кальций соединяется еще с одним минеральным веществом, которое также находится в избытке в твороге - фосфором. Фосфор очень важен для того, чтобы созданная костная система находилась на должном уровне, он активно участвует в строении костной ткани и профилактике её разрушения.

Очень много, по сравнению с молоком, в твороге находится железа. Количество железа определяет уровень гемоглобина в крови, а, точнее, количество в крови красных кровяных телец. Человек, который не получает с пищей определённое количество железа, может заболеть различными формами анемий, а эта болезнь очень опасна, особенно для растущего организма. Таким образом, нахождение в твороге этих веществ позволяет настойчиво рекомендовать его в детском питании, а также в питании беременных и кормящих матерей.

Источниками витаминов является и растительная пища, и животная.

Витамины – это органические вещества, которые регулируют обмен веществ в человеческом организме. Они поступают преимущественно с пищей и не вырабатываются самими внутренними органами и железами. При нехватке какой-либо группы витаминов наступает авитаминоз. При этом заболевании расшатываются все системы организма, включая кровеносную, желудочно-кишечную, нервную. В твороге содержатся витамины группы А, В, С, D и многие другие.

Витамин А влияет на развитие роста, зрение, состояние кожных и слизистых покровов. Недостаток его в питании может привести к так называемой «куриной слепоте» - ослаблению зрения в сумеречное время суток.

Витамин С, находящийся в твороге, тоже весьма важен для жизни человека. Недостаток одного этого витамина может привести к цинге - болезни, когда воспаляются слизистые оболочки, расшатываются и выпадают зубы, опухают суставы, наблюдается общая слабость и похудание, и если вовремя не обеспечить поступление этого витамина в организм, возможен летальный исход.

Витамины группы В также находятся в твороге. Витамин В1 участвует в обмене углеводов, содержание его в твороге не очень велико. Витамин В2 нужен для нормального обмена белков и углеводов, он очень важен для правильного роста организма, заживления ран. Витамин В12 играет очень важную роль в процессе кроветворения. При его недостатке может развиться малокровие. Никотиновая кислота (витамин РР) участвует в составе ферментов, которые производят окислительные процессы в организме. Витамин D, который хоть и не содержится в твороге, однако может вырабатываться человеческим организмом под действием солнечных лучей из провитаминов, которыми творог богат.

Творог представляет собой концентрат молочного белка и некоторых других составных частей молока.

2.2. Экспериментальная часть

2.2.1.Экономь с математикой

 «Нужно объединить под старым, всем известным понятием всеобщей математики всё, что нужно привести в порядок, либо измерить меру. И неважно, чем будут проводиться измерения, числами или звуками, звёздами или фигурами» – Рене Декарт.

Математику не зря называют «Царицей всех наук», давайте посмотрим вокруг математика всюду, где только не встретишь математические числа: на часах, в телефоне, на домах, квартирах, автобусах и машинах. Да все и не перечислишь. Как только утром встаешь, смотришь на часы- пора в школу, бежишь по ступенькам, начинается урок, перемена, да вся наша жизнь тесно связана с числами,  а значит и с математикой.

Главная цель моей работы: с помощью математических расчётов доказать  как можно экономно и правильно питаться.

  Первоначально было решено купить по три литра молока у разных производителей и в домашних условиях  вместе с  родителями сделать свой творог и сметану, посчитав затраты и стоимость выхода продукта. Затем пришла мысль о том, что после производства творога получается побочный продукт –  сыворотка, которую так же можно рентабельно использовать, например, при приготовлении блинов, мариновки шашлыка и т. д.  Данный эксперимент заинтересовал всех моих родных. Далее пришла мысль сравнить фермерское молоко с более дешёвым, которое  более доступно большинству населения и подсчитать, что выгодней, а что вкуснее.  Работа закипела.

Вместе с мамой мы доехали до фермерского хозяйства «Возрождение», что находится недалеко от нас в деревне Бабино, (такой деревни на самом деле нет, осталось только название.) Это хозяйство развивается на нашей территории с 2001 года. Само хозяйство включает в себя несколько производств это: животноводство и непосредственно производство продуктов из молока, картофелеводство,  производство пиломатериалов, пчеловодство, рыболовство и туризм.   В самом хозяйстве есть небольшой магазин, где производители продают свою продукцию. Мы познакомились с продавцом Мариной, посмотрели цены на молочные продукты: Молоко - 60 рублей за литр, мы купили три литра. Итого затратили 180 рублей. Стоимость одного килограмма творога 300 рублей, 1 кг сметаны 300 рублей. Здесь нам рассказали, как готовить правильно творог.   По совету фермеров на один день поставили молоко в холодильник, затем три дня держали на окошке, пока не прокиснет. После сквашивания на поверхности трёхлитровой банки появилась сметана, в народе её ещё называли вершок. Собрали 400 грамм, на 120 рублей. На четвертый день банку с простоквашей поставили в кастрюлю с водой и на медленном огне варили примерно около часа. Получившийся свежий творог собрали в марлю и повесили над тарой для стекания жидкости  на ночь.  

Утром взвесили, получилось 450 граммов творога на сумму 135 рублей. Таким образом, в 450 граммах творога – 427 мг кальция.

120 + 135=255 рублей стоимость творога и сметаны по рыночной цене.

  1. - 180 = 75 руб. чистой прибыли.                            

Из получившегося продукта бабушка предложила испечь запеканку, в состав которой вошла манка 100 грамм – 9 рублей 40 копеек, два яйца – 0 рублей (в нашем случае это домашние яйца),  1 пакетик ванилина – 5 рублей,  творог.

Итого: 75 – 9.40 – 5 = 60.60 рублей прибыли. Получилась очень вкусная запеканка со своей сметаной с выгодой в 60.60 рублей (ингредиенты бесплатно). А из получившейся части сыворотки моя мама напекла блинов (муку, соль и сахар приобрела на 60 руб.) и замариновала шашлык, используя данный продукт вместо майонеза (сэкономив на майонезе 48 руб. На данные деньги (48 руб.) был куплен лук и пакет чёрного перца. Рецепт ресурсы интернета.

Проведя нехитрые расчёты, мы получаем:  

Трёхлитровая банка молока стоимостью – 180 рублей.

Из них мы получили: творог 450 граммов – 135 рублей.

Сметана – 400 г – 120 рубля.

Побочный продукт сыворотка – бесплатно.

Мы использовали  данную прибыль на приобретение всех ингредиентов для запеканки, всего маринада для шашлыка и  продуктов для блинов кроме масла (на него не хватило).

Если в первый раз мы решили купить молоко непосредственно на фермерском хозяйстве, то второй раз решили сэкономить и приобрели 3 литра молока продаваемого в г. Талдоме из «бочки», привозимой из одного из совхозов Талдомского района.

Стоимость трёхлитровой банки молока обошлась нам в 135 руб.

Изготовили продукт по аналогичной технологии.

В итоге получили 460 граммов творога, на 138 руб. и 160 граммов сметаны на 48 руб.

Чистая прибыль (138+48)  - 135 = 51 руб.

Сыворотка бесплатно.

Расчёты показаны в таблице.

 

Совхоз

Фермер

Молоко 3 литра

135 руб.

180 руб.

Сметана

0,16 кг

0,4 кг

Творог

0,46 кг

0,45 кг

Цена за 1 кг на рынке

300 руб.

300 руб.

Сметана + творог

300 руб. · 0,62 кг = 186 руб.

300 руб. · 0,85 кг. = 255 руб.

Прибыль

51 руб.

75 руб.

Проанализировав данные таблицы, мы доказали математически пословицу:

«Скупой платит дважды».

При одинаковых временных затратах прибыль от дорогого молока больше.

На какое количество больше?

0,62 кг – 100%

0,85 кг – X%

X = 137,1 (% )  - готовый продукт из дорогого молока относительно дешёвого

  1. 137,1 – 100 =  37,1  (%)

Ответ: на 31,7 % готового продукта больше из дорогого молока.

Казалось бы выгода небольшая, но сделаем расчёты на одном продукте (молоко) 1 раз в неделю на один год (52 недели).

Молоко

Совхоз

Фермер

Затраты за 1 год

135 руб. · 52 нед. = 7020 руб.

180 руб. · 52 нед. = 9360 руб.

Стоимость готового продукта

300 руб. · 0,62 · 52 = 9672 руб.

300 руб. · 0,85 · 52 = 13260 руб.

Прибыль

9672 - 7020 =  

2652 руб.

13260 - 9360 =

3900 руб.

  1. Разница прибыли между полученными продуктами из фермерского молока и совхозного.

3900 – 2652 = 1248 (руб.)

Прибыль больше при использовании фермерского молока.

  1. Разница веса  готового продукта  из фермерского молока и совхозного.

0,85 x 52 – 0,62 x 52 = 11,96 (кг)

          Готового продукта больше на 11,96 кг из дорогого молока.

  1. «Контрольная закупка»

Со своим  проектом я выступил на школьной экологической конференции, где в конце выступления присутствующие смогли оценить вкусовые качества творога, поученного в домашних условиях из купленного в магазине фермерского хозяйства. По вкусовым качествам «победу одержал», творог, приготовленный мною, но стоит быть справедливым, что творог, купленный в фермерском хозяйстве, то же набрал большое количество голосов.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По данному проекту можно сделать выводы:

  1. Творог содержит много  необходимых компонентов для нормального развития и роста человеческого организма.
  2. Мои расчёты показали, что прибыль, полученная при использовании дорогого молока, больше на 1248 руб. за год, но самое главное готового продукта получается на 11,96 кг больше, чем  при использовании дешёвого молока, но не забывайте о побочном продукте – бесплатной сыворотке, полезной и питательной. В ходе проекта подтвердилась народная мудрость: «Скупой платит дважды».

Я думаю, что смог заинтересовать вас в том, какая замечательная наука математика, и как она тесно связана с нашей жизнью и другими науками. Так же в том, как можно правильно питаться и экономить с помощью математики. В следующем году я перейду в 8 класс и хочу продолжить проект с учителем химии.

Я планирую провести химический анализ готового продукта. До встречи в следующем году.

  1. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобазоват. организаций / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2015. – 280 с.
  2. Волков В.Н., Солодова Р.И., Волкова Л.А. Определение качества молока и молочных продуктов. // Химия в школе. 2002г. № 1. – с.57-63.
  3. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2015. – 255 с.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наукИнститут русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999. –  944 с.
  5. Справочник по диетологии / Под ред. А.А. Покровского, М.А. Самсонова. – М.: Медицина, 1981. – 704 с.
  6. Что и Почему? Когда и Зачем? Большая детская энциклопедия /Ю.В. Феданова. –  Ростов н/Д: Владис, 2015. – 448 с.
  7. Ресурсы интернет:

https://www.youtube.com/watch?v=T7qeF9DgyS0

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/issliedovatielskiiproiektizghotovlieniietvoroghavdomashnikhusloviiakh

https://ru.wikipedia.org/wiki/Творог/ 

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/10/29/issledovatelskaya-rabota-tayny-edy-tvoro

https://gufo.me/dict/kuznetsov/творог

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                           

  Приложение 1.

Массовый состав и энергетическая ценность

творог жирный

творог полужирный

творог нежирный

творог диетический

вода

0,647

0,710

0,777

0,700

белки

0,140

0,167

0,180

0,160

жиры

0,180

0,090

0,006

0,0011

углеводы (лактоза)

0,013

0,013

0,015

0,010

зола

0,010

0,010

0,012

0,010

натрий (10-5)

41

41

44

41

калий (10-5)

112

112

115

112

кальций (10-5)

150

164

176

160

магний (10-5)

23

23

24

23

фосфор (10-5)

217

220

224

224

железо (10-5)

0,4

0,4

0,3

0,3

витамин A (10-5)

0,10

0,05

Следы

0,06

β-каротин (10-5)

0,06

0,03

Следы

0,03

витамин B1 (10-5)

0,05

0,04

0,04

0,04

витамин B2 (10-5)

0,30

0,27

0,25

0,27

витамин PP (10-5)

0,30

0,40

0,64

0,40

витамин C (10-5)

0,5

0,5

0,5

0,5

витамин E (10-5)

0,38

витамин B12 (10-7)

1,0

фолиевая кислота (10-7)

35,0

медь (10-7)

74

цинк (10-7)

394

фтор (10-7)

32

энергетическая ценность (ккал/кг)

2260

1560

860

700

энергетическая ценность (кДж/кг)

9450

6520

3600

2930

Приложение 2

C:\Users\1\Desktop\проект\IMG_2365.JPG

Магазин фермерских продуктов

C:\Users\1\Desktop\проект\IMG_2367.JPGC:\Users\1\Desktop\проект\IMG_2382.JPG

Продукты, производимые в хозяйстве.

C:\Documents and Settings\admin\Мои документы\image-0-02-05-caf64142dc4cb70c29fe8781fee858d7e9986f5f5c14a9969ea25b61dea14640-V.jpg

Бочка с молоком из совхоза.

Приложение 3.

Расчёт себестоимости продуктов, полученных из разного молока

 

Совхоз

Фермер

Молоко 3 литра

135 руб.

180 руб.

Сметана

0,16 кг

0,4 кг

Творог

0,46 кг

0,45 кг

Цена за 1 кг на рынке

300 руб.

300 руб.

Сметана + творог

300 руб. · 0,62 кг = 186 руб.

300 руб. · 0,85 кг. = 255 руб.

Прибыль

51 руб.

75 руб.

Молоко

Совхоз

Фермер

Затраты за 1 год

135 руб. · 52 нед. = 7020 руб.

180 руб. · 52 нед. = 9360 руб.

Стоимость готового продукта

300 руб. · 0,62 · 52 = 9672 руб.

300 руб. · 0,85 · 52 = 13260 руб.

Прибыль

9672 - 7020 =  

2652 руб.

13260 - 9360 =

3900 руб.

Приложение 4.

http://gorkunova.ucoz.ru/GIA-2012/Probnik/27var/10.jpg

Приложение 4.

Аннотация на работу

«…Питайся правильно и экономь с математикой»

Дроздов Иван в своей исследовательской работе, используя имеющиеся знания по математике, попытался  на собственном опыте доказать или опровергнуть   предположение о том, что выгоднее покупать сырой продукт и в домашних условиях при соответствующей обработке получать, то что семье необходимо, чем покупать уже готовый.  Расчет сделан как, практический так и теоретический. В своей работе  он  раскрывает соотношение стоимости готового продукта и затраты на приготовление в домашних условиях, точно такого же. Данное сопоставление полученных  фактов позволяет сделать выводы  о том, как сэкономить  в наше трудное время на деньгах, но не на здоровье

Данная работа является  практическим обоснованием выгоды и пользы от   умения вовремя сделать правильный расчет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 4 классов «Питаться кубанскими продуктами – питаться правильно»

Его цели:1) продолжить просветительскую работу по правильному питанию.2) познакомить учащихся с качественными продуктами  кубанских  производителей; 3) познакомить детей с краевой прог...

Памятка "Как питаться правильно"

ПамяткаКак питаться, чтобы быть здоровым, чтобы дети были умными и  успешными!Изменение структуры питания, недостаточное потребление рыбы, кисло-молочных продуктов, растительных масел, овощей и ф...

Квест-игра «Питаемся правильно!»

План-конспект внеклассного мероприятия  - Квест-игра «Питаемся правильно!»...

Классный час на тему: "Питайся правильно и будь здоров!"

Классный час на тему: "Питайся правильно и будь здоров!"...

Методическая разработка воспитательного мероприятия познавательная игра «Питаемся правильно»

   Использование данной методической разработки воспитательного мероприятия рассчитано на проведение с учащимися младшего школьного возраста, на одно занятие длительностью 45 минут; в...

Питаемся правильно

презентация к уроку...

Разработка урока по ОБЖ 5 класс: "Питаемся правильно"

Урок разработан в соответствии с требованием ФГОС 3-го поколения....