Выступление по теме: "Активизация творческой деятельности учащихся"
статья по алгебре (5, 6, 7 класс) по теме

Штрайхерт Екатерина Андреевна

Выступление из опыта работы по активизации творческой деятельности учащихся содержит основные направления работы,приведены приемы математики, способствующие активизации исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Видновский художественно-технический лицей»

Из опыта работы учителя математики  Штрайхерт Е.А.

по теме:   «Активизация творческой деятельности учащихся»

      Главная задача школы - из каждого школьника вырастить и воспитать конкурентно способную личность. А значит важны самостоятельность мышления, желание творить, тяга к самообразованию. Поэтому школа должна :

  1. формировать такую среду, которая мотивирует учащихся искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть быстро ориентироваться в информационном пространстве;
  2. создавать  условия, которые развивают  способности учащихся. Учитель должен  научить учащихся думать, делать открытия, и тогда исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм работы с учащимися в этом направлении.

    Исследовательская деятельность помогает поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся. Творческая деятельность учащихся придает образовательному процессу диалоговый характер.

       Творческая работа учащихся позволяет решить проблемы:

1) мотивация обучения – учащимися осознается личностная значимость обучения, у них возникает потребность в получении и расширении своих знаний;

2) сам учебный процесс становится активным и творческим;

3) значительно улучшается результативность обучения – знания становятся действенными, человек умеет их применять в жизненных профессиональных условиях. Творчество создает эмоциональный настрой.

Основными направлениями работы считаю:

1)создание условий, которые позволяют учащимся добиваться успеха на пути от незнания к знанию, в учебной программе,  от неумения к умению;

2)приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их исследовательской деятельности;  

3)развитие исследовательских умений: анализа, сравнений, обобщений, построения гипотез, установления связей, аналогии, экспериментирования ,выводов, умозаключений.

Одной из сложнейших задач в педагогической практике является проблема развития ученика. Чтобы пробудить мыслительный процесс ученика применяю  разные приемы и методы, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала изучаемого, темы, особенностей класса. Часть этих методов заимствовано из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий, часть придумана мною.

         Приведу примеры некоторых приемов математики, определенных как возможность для творчества. 

1.Исправь ошибку.

В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

Решаю быстро уравнение, допускаю ошибку:

Например,(3х + 7) ∙ 2 – 3 = 17,

6х + 14 – 3 = 17,

6х = 17 – 14 – 3 (умышленная ошибка)

6х = 0,

х = 0.     Ответ:0    

Предлагаю сделать проверку. При проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.

Одним из важных моментов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является процесс решения нестандартных, логических задач, задач – головоломок, на соображение и догадку. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. И наличие занимательных моментов создает положительную эмоциональную обстановку.

2.Занимательные моменты

В учебнике есть номера, выполнение номера которых можно «обыграть». Задание: в кружочках напишите числа и выполните указанные действия.

Такие задания даются дети с большим удовольствием выполняют, оформляя их на альбомных листах. На следующем уроке выделяются лучшие работы, оцениваются и  вывешиваются на стенде  в кабинете.

3.Дидактические игры. 

Для  активизации мышления учащихся использую   дидактические игры.

 Можно взять задание из школьного учебника и подать его как игру.

Обычная форма задания:

Функция задана формулой у= 2х+3. Найдите значение функции  х=-1, х=-2,  х= 0, х=2, х=3,и другие значения х.

Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написана функция, заданная формулой. На доске заготовлена таблица:

Х

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

 

 

 

 

 Любой ученик  класса называет какое-нибудь значение Х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, считает значение У. Затем другой ученик из класса называет другое значение Х и ученик у доски проделывает те же операции. Нужно “угадать” формулу, записанную на карточке. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.

            Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление.

              Смекалка – это один из видов  проявления творчества. Она выражается в результате анализа сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Эти качества можно и нужно развивать в процессе обучения.

            В своей практике я использую такие занимательные элементы урока:

Задачи типа:

1. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в семье?

2. Кирпич весит 1,5 кг и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?

А также задачи на внимание и сравнение.

1. Определите, сколько треугольников вы видите на рис.

2.. Определите, что общего в данных фигурах, а в чём различие?

3. Уберите лишнюю фигуру. Ответ обоснуйте.

4.Различные самостоятельные графические построения. 

В 6 кл. при изучении темы “Масштаб” предлагаю нарисовать план своего дома или комнаты. Такие задачи вызывают интерес и мотивируют ученика на изучение математики.

В 5кл. –“Путешествие по координатному лучу”.

В 6 классе на «Наглядной геометрии» -изготовление учащимися геометрических фигур,  тел и иллюстраций к задачам по геометрии. Лучшие работы учащихся используются в качестве наглядного пособия или украшения кабинета! Это вызывает восторгу школьников!

5.Небольшие “математические” сочинения 

Дети составляют задачи с иллюстрациями, математические загадки , мини-сочинения, сказки. Некоторые задачи мы решаем на уроке, а некоторые -используются при проведении внеклассных мероприятий, на занятиях кружка.

6.Поиск вариантов решения задач и примеров.

Решать задачи различными способами, с помощью выражений, пользоваться свойствами сложения и вычитания при решении уравнений. В старших классах поиск более простого или короткого (рационального) способа.

 7.Составление кроссвордов .

В виде решения кроссворда предлагаю тестовые задания на знание определений ,правил, свойств. Или даю возможность детям самим составлять их.

8.Творческие  проекты, изготовление презентаций.

Проекты по математике мои ученики начинают выполнять в 5 классе. Эти проектные задания всегда объявляются, как конкурс. Например, по темам «Проценты», «Задачи на движение», «Задачи на части».

       При изучении многих тем геометрии «Симметрия относительно точки», «Симметрия относительно прямой», «Поворот», «Параллельный перенос», «Подобные фигуры» и др., учащимся даются творческие домашние задания. Выполнять работы можно как угодно: начертить, нарисовать.

      Учениками  подготовлены проектные работы по теме: «Симметрия кристаллов» «Архитектурные с шедевры прошлого», «Золотое сечение», «Удивительный мир многогранников», «Соборы и залы Кремля», «Спирали в природе», «Математическое моделирование в экологии».

Проектные работы учащиеся защищают  на школьной конференции с участием учителей, учащихся, их родителей, посвященная выработке социально значимых ключевых компетенций как результатов школьного образования.

 Проведены школьные конференции

1)«Роль семьи в формировании выдающейся личности».

 Ученики защищали исследовательские работы по темам: С.Ковалевская, Л.Эйлер, А.Н. Колмогоров, Н.И. Лобачевский, Пифагор, Л.Ф. Магницкий.

При подготовке учащиеся пользуются с научной, публицистической литературой по заявленной теме, посещают элективные курсы, предметно-ориентированные курсы, интеллектуальные кружки.

2)« Всем - равные возможности».

 Были представлены проектные работы по темам: «Загадочное кружения», «Математика на шахматной доске», «Обложка к учебнику математики 6 кл.», «Проценты вокруг нас», «Центральное проектирование. Перспектива», «Вычислительные машины», «Лист Мебиуса», «Драгоценности алмазного фонда в задачах математики», «Движение свободного тела с постоянным ускорением»

По итогам работы школьной научной конференции оформлялись фотоматериалы, выпускалась электронная газета «Эврика», осуществлялась подготовка к участию в международном конкурсе «Математика и проектирование».

В ходе работы над проектом ребята учатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Работая над проектом, учащиеся получают навык ускоренного поиска необходимой информации, в том числе с использованием современных информационных технологий - электронных образовательных ресурсов, использование различных сервисов сети Интернет, научных библиотек.

Я считаю, что, обучаясь в школе, каждый ученик может испытать радость успеха. Учитель должен найти «площадку», где ученик раскроет свои таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация творческой деятельности учащихся (На примере работы над творческим проектом "Все для детского сада"

В работе автор делится опытом  организации работы над одним проектом, который  назван «Все для детского сада». О творческом проекте «Все для детского сада».     Это проект ...

Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.

Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий....

Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке

Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Как показывает практика,организация творческой деятельности учащихся на уроке- наиболее сложная и трудно реализуемая з...

Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"

Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...

Стендовый доклад по теме "Активизация социально-значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через реализацию проектов"

Стендовый доклад по теме «АКТИВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО - ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ ОТДЕЛЬНОГО КЛАССА через реализацию проектов"  поможет классным руководителям активизир...

Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"

Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"...

Выступление по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"

Выступление на районном методическом семинаре по теме "Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"...