Урок математики в 6-м классе по теме "Сложение и вычитание рациональных чисел"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Устинкина Светлана Анатольевна

Урок был дан на конкурсе "Учитель года", который проходил в марте. Поэтому урок был "привязан" к мартовским приметам погоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_6klasse_.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6-м классе «Мартовская мозаика»

по теме

"Сложение и вычитание рациональных чисел"

Предметные цели:

- повышение заинтересованности в изучении предмета математики;

- закрепление  и усовершенствование вычислительных  навыков  работы с положительными и  отрицательными числами;

-  усиление прикладной и практической направленности изученной темы;

Метапредметные цели:

- развитие мотивации в обучении;

- формирование умения проводить анализ и синтез объектов,  наблюдать и делать выводы; - развитие умения искать и обрабатывать необходимую информацию;

- развитие логического мышления, памяти, внимания.

Личностные цели:

- воспитание самостоятельности, самооценки, активности, любознательности.

- привитие любви к природе, музыке, живописи; повышение  интереса к народным приметам. 

Тип урока: Урок закрепления и повторения.

Продолжительность урока: 30 минут.

Учебник: Математика. 6класс: учебник для учащихся общеобразоват. Учреждений

 /Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин. М., Просвещение, 2013г.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  презентация (Microsoft Power Point);

раздаточный материал, карточки для рефлексии.

План урока

  1. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  4. Включение в систему знаний и повторения .
  5. Физкультминутка.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Рефлексия учебной деятельности.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности, целеполагание)

/ Обучающиеся проходят в класс . Звучит музыка. Демонстрация презентации./ слайд 1

– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас! Меня зовут Светлана  Анатольевна. На эти 30 минут я буду вашим учителем математики.

У меня к вам вопрос: «Какой месяц сейчас по календарю?» (Март)

Март – первый весенний месяц. Весну  воспевали в  своих  великих произведениях и творениях  наши талантливые писатели, художники, композиторы. И перед вами картина «МАРТ»  русского художника  Исаака Ильича Левитана, которая написана в марте 1895 года. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Звучит   очаровательная музыка А. Вивальди.  

- Какая связь между мартом и нашей темой прошлых уроков? /температура марта меняется: то положительная (выше нуля), то отрицательная (ниже нуля) /

Чем мы занимались на предыдущих уроках? ( сложением и вычитанием положительных и отрицательных чисел.) слайд 2

– Сегодня мы продолжим работать над  сложением и вычитанием рациональных чисел.

 Задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется – доработать то, что еще не совсем получается. А поможет нам в этом самый первый месяц весны  - МАРТ!  

Кроме того, сегодня  вы узнаете много интересного о первом месяце весны – марте.

 Как бы вы назвали сегодняшний урок? (дети предлагают свои названия)

Давайте остановимся на теме «Мартовская мозаика» (Слайд 2 по щелчку).

2. Актуализация знаний.

 «Разминка для ума» - устный счет / слайды/

Учащиеся в маршрутных листах ставят №1 и записывают вариант. На слайде  приготовлены задания по вариантам. Учащиеся записывают в столбик одни ответы-числа, которые они вставят вместо многоточия, чтобы получилось верное равенство, и пытаются расшифровать слова, закодированные с помощью полученных результатов.

Каждому числу  соответствует определённая  буква  (дешифратор приготовлен наслайде).

1 вариант        2 вариант

1 вариант

2 вариант

-2+…=19

-13+…=8

8+…=3

17+…=-2

5-…=6

6-…=-11

24-…=-1

5-…=-1

…-1=-2

…+14 = -9

Дешифратор:

Учащиеся получили следующий результат:

Результат

-1

-5

6

-17

-19

21

-23

25

Буква

а

д

е

п

с

у

х

ч

1 вариант

2 вариант

21

у

21

у

-5

д

-19

с

-1

а

-17

п

25

ч

6

е

-1

а

-23

х

-Ребята! Давайте проверим результаты. Посмотрите, какие хорошие слова вы расшифровали. Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий, пусть и далее на уроке вам сопутствует успех.

3.         Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  Повторить правила сложения и вычитания рациональных чисел  и придумать свои примеры.  слайд 5,6,7.

4. Включение в систему знаний и повторения

Учащиеся выполняют работу в маршрутных листах.

5. Физкультминутка        

         

В народе говорят: “ Март неверен, то плачет, то смеется”.

 С мартом связано много народных примет. Некоторые дни его имеют свои названия. Давайте сейчас все вместе  составим народный месяцеслов на ближайшие дни  марта. Для этого разделимся на две команды. Каждый участник команды получает свое задание  (ученики сами распределяют задания  в группе с учетом своих возможностей).  Учитель лишь консультирует и координирует работу. Каждой группе предоставляется справочная литература  - «Народный календарь примет на март», из которого ученики, согласно своим ответам,  должны выбрать нужную примету, а затем озвучить ее.

Учащиеся в группе  решают примеры, ответы которых являются числами месяца.

На доске появляется пример, а затем день месяца с названием и народной приметой, которую зачитывают учащиеся. (Слайды 9-12)

1)  к сумме  чисел – 1,2 и -3 прибавьте 16,2

     К числу – 5,2 прибавьте разность чисел 10 и  - 7,2.

12 марта – Прокоп-перезимний дорогу рушит.

2) -0,25+х = -13,25

     -1,2 –х = - 14,2    

13 марта – Василий-капельник: с крыш каплет. Птицы гнезда завивают, а перелетные летят из теплых мест.

3) (-3 

   

14 марта – Евдокия (Авдотья-плющиха) – снег плющит настом. Вторая встреча весны (первая на Сретение). Какова Евдокия – таково и лето. Евдокия красна – и весна красна; на Евдокию снег – к урожаю.

4) (-6-3,6) +(-10+ 4,6)=

    (-6+3,6) -(-10-7,4)=

15 марта – Федот. На Федота ветер и метель – долго травы не будет.

6. Тест- загадка.

-Когда-то в старину на Руси отсчет лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели. Март был “зачинателем” года. Название месяца “март” идет от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из своих богов, узнать, что это за бог, вам поможет тест - загадка

-62,5 + 37,5=

-0,05 – 0,45=

0,34 – 3,34 =

-7,8 +(-2,4) =

-0,7 – 1,3 + 0,4 =

-

3,55 – 3,05 =

у

и

а

р

с

м

т

2

-1,6

-0,5

-3

0,5

-25

-10,2

ОтветМартиус

-У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом.

 На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы (Слайд 13 ).

7. Рефлексия. (на столе лежат листочки разных цветов: красного, зеленого, желтого)

  Украсить дерево знаний. Цвет листочка – это ваше настроение или отношение к уроку, высота расположения листочка – уровень вашего понимания учебного материала на уроке. Слайд 14

8.Домашнее задание:  №  

– Я предлагаю вам подготовить самим месяцеслов до конца марта. Вы должны найти приметы марта и составить примеры с ответами, соответствующими дню месяца

Спасибо за урок!

1)  к сумме  чисел – 1,2 и -3 прибавьте 16,2

     К числу – 5,2 прибавьте разность чисел 10 и  - 7,2.

1)  к сумме  чисел – 1,2 и -3 прибавьте 16,2

     К числу – 5,2 прибавьте разность чисел 10 и  - 3,2.

2) -0,25+х = -13,25

     -1,2 –х = - 14,2    

2) -0,25+х = -13,25

     -1,2 –х = - 14,2    

3) (-3 

   

3) (-3 

   

4) (-6-3,6) +(-10+ 4,6)=

    (-6+3,6) -(-10-7,4)=

4) (-6-3,6) +(-10+ 4,6)=

    (-6+3,6) -(-10-7,4)=

1)  к сумме  чисел – 1,2 и -3 прибавьте 16,2

     К числу – 5,2 прибавьте разность чисел 10 и  - 3,2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы  Рещикова Марина Васильевна....

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 с переходом через разряд»

Урок в 5 классе коррекционной школы. Проводится в нетрадиционной форме, в виде сказочного  математического турнира....

урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"

на уроке в игровой форме (путешествие) совершенствуются вычислительные навыки учащихся, систематизируются знания по данной теме...

Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Конспект урока в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" (урок закрепления знаний в форме урока-сказки)....

Конспект урока и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

При проведении урока используются информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие  технологии,  наглядные методы обучения. Использование презентации позволяет ативизировать де...

Презентация по математике для 6 класса на тему "Сложение и вычитание рациональных чисел."

Урок открытия новых знаний.С данной презентации удобно начать урок....