Рабочая программа факультатива по математике "Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Гайсина Альфия Анисовна
Данный факультативный курс поддерживает изучение основных разделов математики и способствует лучшему усвоению её базового курса. Предложенная программа своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке учащихся. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predprofilnaya_podgotovka_po_matematike-9_klass_2017god.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

протокол  ШМО

И.о.зам. директора по УВР

Директор МОБУ СОШ

№__ от ______2018г.

_________/Сафаргалиева И.Р./

с. Тан муниципального

Руководитель ШМО

     Подпись         Расшифровка

района Благоварский район

_______/Гайсина А.А./

Республики Башкортостан

____________Р.Р.Ишметов

  Подпись       Расшифровка

от ______2018 г. №____-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по математике

«Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса»

на 2018/2019 учебный год

Составитель: Гайсина А.А.

МОБУ СОШ с.Тан

Пояснительная записка.

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы факультативного курса «Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике». Авторы программы: В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова, И.Н. Данкова, М. Е. Козина.

Программа рассчитана на количество часов в неделю – 1 ч; количество часов в год – 34 ч.

Данный  факультативный курс поддерживает изучение основных разделов математики и способствует лучшему усвоению её базового курса. Предложенная  программа своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке учащихся. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы.

Выбор тематики первого раздела курса обусловлен тем, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах.

Задания с параметрами включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы  ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что они вызывают затруднения у учащихся, т.к. практических заданий в школьных учебниках мало. Значительная часть раздела, посвященного уравнениям второй степени, содержащим параметр, рассматривает  вопросы о существовании корней уравнений второй степени, их количестве, расположении на числовой прямой. В начале каждой темы приводится необходимый теоретический материал. Имеется достаточное количество упражнений с решениями, заданий для самостоятельной работы.

Тема «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

 Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанных с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Факультативный курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала; расширяются его внутренние логические связи, заметно повышается роль дедукции. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при решении задач.

Цели курса:

  • восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;
  • показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств  квадратного трехчлена и графических соображений;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся о квадратной функции посредством решения задач с параметром;
  • закрепить основные знания о функциях и их свойствах;
  • расширить представления о свойствах функций;
  • сформировать умения «читать» графики и определять их свойства по формулам;
  • формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе;
  • вовлечь учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития;
  • повысить математическую культуру учащихся.

Задачи курса:

  • научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
  • овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
  • приобрести определенную математическую культуру;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
  • преобразовать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);
  • уверенно владеть системой определения, теорем, алгоритмов;
  • проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;
  • решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена;
  • правильно употреблять функциональную терминологию;
  • исследовать функцию и строить ее график;
  • определять по графику функции ее свойства.


Календарно-тематическое планирование

по факультативному курсу в 9 классе.

Номер урока

Дата план

Дата факт

Содержание

Примечания

Глава I. Квадратный трехчлен и его приложения

  1. Квадратный трехчлен

1

07.09

Квадратный трехчлен

2

14.09

Квадратный трехчлен

  1. Корни квадратного трехчлена

3

21.09

Исследование корней квадратного трехчлена.

4

28.09

Исследование корней квадратного трехчлена.

5

05.10

Исследование корней квадратного трехчлена.

6

12.10

Исследование корней квадратного трехчлена.

  1. Решение задач

7

19.10

Решение разнообразных (дополнительных) задач по теме «Квадратный трехчлен и его приложения».

8

09.11

Решение разнообразных (дополнительных) задач по теме «Квадратный трехчлен и его приложения».

Глава II. Уравнение второй степени с параметром

9

16.11

Квадратные уравнения

10

23.11

Неполные квадратные уравнения

11

30.11

Теорема Виета

12

07.12

Знаки корней квадратного уравнения

13

14.12

Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра

14

21.12

Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра

15

28.12

Наибольшее и наименьшее значения квадратичной функции

16

18.01

Решение заданий на нахождение наименьшего и наибольшего значения квадратичной функции

Глава III. Функция: просто, сложно, интересно

Подготовительный этап. Свойства функции.

17

25.01

Подготовительный этап: постановка цели, проверка

 владения базовыми навыками

18

01.02

Историко-генетический подход к понятию «функция»

19

08.02

Способы задания функции

20

15.02.

Четные и нечетные функции.

21

22.02

Четные и нечетные функции.

22

01.03

Монотонность функции.

23

15.03

Монотонность функции.

24

22.03

Ограниченные и неограниченные функции.

25

05.04

Ограниченные и неограниченные функции.

26

12.04

Исследование функции элементарными способами.

27

19.04

Исследование функции элементарными способами.

Графики функций. Применение графиков к решению задач

28

26.04

Построение графиков функций

29

03.05

Построение графиков функций

30

10.05

Функционально–графический метод решения уравнений.

31

17.05

Функционально–графический метод решения уравнений.

Оформление результатов деятельности учащихся.

32-34

24.05

Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний».

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Учебники: Мордкович А.Г. и др. «Алгебра7», «Алгебра8», «Алгебра9». Часть. Учебник. Часть 2. Задачник.  М. : Мнемозина, 2010
  2. Дидактические материалы: Александрова Л.А. Алгебра 7, 8, 9. Самостоятельные работы. М. : Мнемозина,2010
  3. Александрова Л.А. Алгебра7,  8, 9. Контрольные работы. М.: Мнемозина,2010
  4. Мордкович А.Г. Алгебра, 7 -9.Тесты. Мнемозина,2010
  5. Методические материалы: Мордкович А.Г. Алгебра, 7 -9. Методическое пособие для учителей. М.: Мнемозина,2010
  6. Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 7 – 9» Учебник. М. : Просвещение, 2011
  7. Н.Б. Мельникова.  Геометрия 7,  8, 9. Контрольные работы. М.: Экзамен, 2014
  8. А.В. Фарков. Тесты по геометрии 7, 8, 9.  Экзамен, 2014
  9. Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. Дидактические материалы по геометрии 7, 8, 9. М.: Экзамен, 2014
  10. Проблемы реализации ФГОС при обучении математике в основной и старшей общеобразовательной школе: монография / коллектив авторов: Иванюк М.Е., Липилина В.В., Максютин А.А. – Самара: изд-во ООО «Порто-принт», 2014 – 338с.
  11. Тренировочные материалы для подготовки к ГИА по математике-2016: дидактические материалы / сост.: А.А. Максютин, Ю.Н. Неценко, Т.П. Шаповалова. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2013. 142с.
  12. Тренировочные материалы для подготовки к ГИА по математике-2017: дидактические материалы / сост.: А.А. Максютин, Ю.Н. Неценко. -  Самара: , 2017. 140с.
  13. А.А. Максютин. Математика-9. Учебное пособие для подготовки к выпускным экзаменам за 9 класс и вступительным экзаменам в лицеи, гимназии, математические классы. Самара, 2007.-422с
  14. ГИА – 2018: Математика: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.А.Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова и др. – Москва: АСТ: Астрель, 2017
  15. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА. Задания с параметром: теория, методика, упражнения и задачи. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на  Дону, Легион, 2016
  16. Математика. 9 класс. ГИА - 2018. Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на  Дону, Легион, 2017
  17. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2018. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: / учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на  Дону, Легион, 2017
  18. Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ -2018. Учебно-тренировочные тесты по новой демоверсии / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2017
  19. ОГЭ (ГИА-9). Математика. Основной государственный экзамен. Теория вероятностей и элементы статистики / А.Р. Рязановский, Д.Г. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
  20. ОГЭ (ГИА-9) 2018. Математика. 3 модуля. Основной государственный экзамен 30 вариантов типовых тестовых заданий / Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2016.
  21. Интернет ресурсы для подготовки к ГИА

             Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) - www.fipi.ru

http://www.gotovkege.ru.html

http://www.AlexLarin.ru.html

Необходимые ТСО

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы....

Рабочая программа факультатива "Занимательный английский" для 2го класса

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование факультативных занятий по английскому языку для первого года обучения. программа рассчитана на 1 час в неделю....

Рабочая программа факультатива по математике «Подготовка к ЕГЭ». 11 класс

Рабочая  программа   факультатива для учащихся 11 класса общеобразовательной школы...

Рабочая программа факультатива "Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика"

Рабочая программа факультатива "Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика"...