Приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики 5-6 класс
статья по алгебре (5 класс) на тему

Бабаева Нина Андреевна

Активизация познавательной деятельности учащихся c ОВЗ– это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков с учетом последних технологий в педагогике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

 Приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики 5-6 класс

Учитель математики:

 Бабаева Нина Андреевна

г. Санкт-Петербург,

ГБОУ школа  №7

Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ.

В V-VI классах очень важно не только дать детям твердые знания начал математики, но и не отпугнуть школьников холодной строгостью царицы наук, увлечь их этим предметом. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без строгости и понуканий?

Я часто провожу оргмомент в виде математической зарядки.

Заранее готовлю  несколько карточек с простейшими примерами. На одних карточек ответы верные, на других неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из 2х движений. Учитель показывает классу карточки, а ученики в ответ делают определенное движение. Например: ответ верный руки вверх, ответ неверный руки  вперед. Сначала дети не могут собраться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются, а темп зарядки убыстряется. И в результате через 2-3 мин мы получаем класс, полностью подготовленный к работе.

Определенно, что ребенок в состоянии интереса усваивает материал быстрее и точнее. От того насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависит в дальнейшем их полноценное развитие и успешная адаптация в социуме.

Для развития  мотивационной среды существуют множество приемов. Эти приемы используются в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Разнообразные работы активизируют учебную деятельность учащихся, воспитывая у них активность, самостоятельность мышления, умение применять знания в процессе обучения.

Очень помогают активизировать учащихся во время урока так называемые быстрые диктанты. От обычных математических диктантов их отличают три особенности. Первая – задания не одинаковые по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее. Второе отличие – изменяющийся темп диктанта. Сначала он медленный  затем убыстряется. Третья особенность – одновременно с классом у доски работают два ученика.

На уроках математики применяются разнообразные приемы и методы работы.

Одним из эффективных средством  пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, является дидактическая игра. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность учащегося с привычкой и делает менее заметным для умственно отсталого ребёнка переход к серьёзной учебной работе.

После изучения темы «Тождества сокращенного умножения» для закрепления и проверки знаний, обучающихся по данному материалу можно предложить игру;

«Смотри не ошибись».

Для проведения игры необходимо сделать предварительно записи на доске или на экране.

НАПРИМЕР:

ПРАВИЛА ИГРЫ 

Учитель вызывает поочередно по одному ученику из каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи. Далее закрывается вначале правая часть тождества и требуется воспроизвести левую сторону, затем наоборот. Затем игра усложняется: закрываются все записи, и требуется по памяти воспроизвести их. Для воспроизведения одной – двух записей вызывается один ученик. Желательно, чтобы записи выполнялись в той последовательности, в которой они предлагались на доске. Игру ведет учитель. К доске вызываются ученики поочередно из каждой команды. Выполнивший задание участник игры приносит команде 5 очков, не справившийся с заданием участник лишает команду 3 очков. Результаты соревнований записываются на доске. За нарушение дисциплины снимается 1 очко. Отдельным ученикам в конце игры выставляются оценки в журнал.

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого учащегося.

Из накопленного   опыта  можно выделить следующие виды дидактических игр:

- игры – упражнения;

- игры – путешествия;

- сюжетная (ролевая) игра;

- игра – соревнование.

Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.

Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами 

При применении разных коррекционных игр на уроках математики у ребят значительно повысился интерес к предмету. Использование занимательного материала способствует возникновению положительных эмоций, активизации деятельности ребенка, развитию произвольного внимания, памяти, мышления, систематизации жизненного опыта, а также общему развитию речи, расширению кругозора и обогащению словаря.

Обязательный условием создания развивающей среды на уроках является этап рефлексии. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используются рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется прием с различными цветовыми изображениями.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c ОВЗ– это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков с учетом последних технологий в педагогике. Что требует компетентности от учителя, творческого подхода, а также знания уровня развития общих способностей детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Граборов, А.П. Игра и её значение в развитии дитя/ А.П. Граборов. - М., 1916.
  2. Перова, М.П. Дидактические игры и упражнения по математике/ М.П. Перова. – М.: «Просвещение», 1996.
  3. Соловьев, И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы/  И.М. Соловьев. -  М., 1953.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

Развитие познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики с использованием ИКТ

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы   с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных процессов на уроках математики....

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Методический семинар "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики"...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Презентация к выступлению "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Формирование мотивации учебной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Формирование у учащихся с ограниченными возможностями положительного отношения к процессу обучения....