Развитие познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики с использованием ИКТ
статья на тему

Шестова Ольга Юрьевна

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы   с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных процессов на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnykh_protsessov.doc501 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья  на уроках математики с использованием информационно – коммуникационных технологий

Шестова Ольга Юрьевна

учитель математики

Муниципального бюджетного

образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 33»

стаж работы 29 лет

город Дзержинск, 2014 год

Содержание

Название

Страница

I

Актуальность выбора темы

3

II

Основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях

5

III

Применение информационно – коммуникационных технологий на уроках математики для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

9

IV

Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья

23

V

Литература и Интернет - ресурсы

29

VI

Приложения

32

I

Актуальность выбора темы

В системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время трудности в обучении, по данным разных авторов (М.М.Безруких, В.И.Лубовский, С.Г.Шевченко и др.), испытывают от 15 до 40 % обучающихся.

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, по данным Института коррекционной педагоги РАО РФ, составляют дети с ограниченными  возможностями здоровья.

МБОУ «СОШ № 33» расположена на окраине города, в отдаленном районе, где располагается большое предприятие  «Завод им Я.М Свердлова», на котором работает  большинство родителей обучающихся школы. Анализируя внешние и внутренние проблемы микросоциума,  можно выделить основные:

  1. Рост социальной незащищённости учащихся и их семей.
  2. Снижение жизненного уровня учащихся.
  3. Ухудшение физического и нервно – психического здоровья учащихся.
  4. Девальвация жизненных ценностей.
  5. Рост психологических проблем, связанных с взаимодействием с окружающим миром (отсутствие жизненного идеала, оптимизма, уверенности в завтрашнем дне, неблагоприятный климат и наличие конфликтных отношений в семьях).
  6. Падение социального престижа семьи.

Одним из социальных партнёров МБОУ «СОШ № 33» является ДОУ      № 80, имеющее   логопедические группы, выпускникам которых необходима коррекционная поддержка и в школе. На территории, закреплённой за  МБОУ «СОШ № 33» проживают дети, посещающие коррекционные группы        ДОУ  № 92,  № 131. Каждый год среди детей, поступающих  в 1 класс, есть   2 - 4 ребёнка, которые не посещали ДОУ перед поступлением в школу и имеют низкий уровень развития познавательных процессов.

По рекомендации Центра Диагностики и консультирования                     г. Дзержинска с согласия родителей такие дети направляются в классы для детей с ограниченными возможностями здоровья  общеобразовательных школ, где обучение ведётся в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

 В  МБОУ «СОШ № 33» данный контингент обучающихся получает образование с 1 по 9 класс, начиная  с  1994 года. Численность таких  обучающихся составляет 11 - 15 % от общей численности обучающихся школы  (48 - 63 человека).  

Сложившаяся в нашей школе система коррекционно – развивающего обучения способствует достижению основной цели школы – cозданию образовательной среды, обеспечивающей получение основного общего образования каждым учеником с ограниченными возможностями здоровья с учетом его индивидуальных особенностей и его дальнейшей социализации.

II

Основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях

Среди наиболее существенных условий, обеспечивающих эффективность обучения данного контингента детей, можно выделить уменьшение состава обучающихся до 12 человек (что, в частности, способствует изменению общего психологического климата), отказ от авторитарного стиля общения, осознание учителем специфических трудностей в работе с такими учащимися.

Второй исключительно важный фактор – построение учебного процесса на основе учёта актуальной зоны развития и максимальной активизации зоны ближайшего развития учащихся, что обеспечивает реальную возможность индивидуального подхода, оказание помощи каждому ученику, как на этапе сообщения новых знаний, так и на этапе их закрепления и самостоятельно применения.

Введение понятия коррекционно – развивающее обучение связано с необходимостью обозначить психолого – педагогический аспект образовательного и воспитательного процесса, имеющего целью развитие общих способностей учащихся к учению и коррекцию индивидуальных недостатков развития (Шевченко С.Г.)

В этой системе обучения строго определены и логически взаимодействуют диагностико – консультативное, коррекционно – развивающее, лечебно – профилактическое и социально – трудовое направления работы с детьми. Помимо образовательных задач в учебно – воспитательном процессе на всех уроках  решаются развивающие и коррекционные задачи.

Структура и содержание образования имеют специфические особенности, а характер усвоения учебного материала учащимися данных классов несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих  с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определённые сложности в организации учебного процесса и учебно-познавательной деятельности. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в методику обучения различных школьных предметов. Вышеназванное и обусловило выбор проблематики и цели данной работы.

В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в специальных (коррекционных) классах, необходим качественно новый подход к их обучению.

Обобщение литературных источников и собственного опыта позволило выделить основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

1. Создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.

Собственный опыт показал, что полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ.

2. Постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания).

3. Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.

4. Усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка.

5. Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика и т. п.).

6. Для облегчения работы обучающихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках заданных объектов геометрического материала. При этом учебный материал вначале нужно разобрать с обучающимися по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради. Чтобы не снизить познавательную мотивацию, рисунки учебника и тетради должны отличаться.

7. Ещё одним немаловажным моментом является использование при письменной формулировке задания минимального числа буквенных символов и как можно большего числа знакомых условных обозначений.

8. Исходя из психологических особенностей данного контингента обучающихся  на уроках необходимо использовать задания, направленные на развитие мелкой моторики учащихся.

Реализация принципов КРО, требует постоянного поиска и создания новых средств обучения. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, применяя элементы информационно – коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ). Организуя работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, одновременно необходимо создавать положительную мотивацию. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, на которых применяется компьютер не только как электронная доска, но и для индивидуальной работы школьников.

Учащимся с ограниченными возможностями здоровья чаще всего присуще безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, отсутствие или низкий уровень учебной мотивации, что приводит к недостаточному освоению базовых знаний. Поэтому необходимо обеспечить формирование и развитие учебных мотивов у таких школьников. Один из путей формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования положительных мотивов является ИКТ – компонент.

III

Применение информационно – коммуникационных технологий на уроках математики для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Применять элементы ИКТ на уроках я начала с 2004 года после обучения на курсах «Интернет – технологии для учителя – предметника». Начала создавать цикл собственных презентаций для уроков по изучению нового материала, что  позволило иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами (приложение № 1 – «Куда идём мы с Пятачком»). С педагогами, занимающимися на данных курсах, мы обменивались презентациями и в дальнейшем. Много  материала для проведения уроков математики собрала, пользуясь сайтами сети ИНТЕРНЕТ: презентации уроков, программы, тренажёры, интерактивные тесты, тесты по темам и проч. Но и здесь обнаружились некоторые проблемы: 

  • большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего,
  • большинство презентаций для проведения уроков содержат материал «слишком сложно» оформленный для данного контингента обучающихся.

В связи с этим, практически все презентации адаптирую. При проведении уроков я имею возможность работать в кабинете информатики и поэтому использую компьютер не только как электронную доску для демонстрации, но и ПК для индивидуальной работы обучающихся.

  • Материал презентаций ориентирован на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития.
  • Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.
  • Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему. 
  • Презентации, тренажёры позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д.
  • Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы.
  • Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.
  • Применение презентаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Собрана  система мультимедийных  презентаций:

5 класс

6 класс

7 класс

геометрия

8 класс

геометрия

Устный счёт

Устный счёт ко всем темам

Введение основных понятий (с образцами решения задач)

Устные упражнения на готовых чертежах

Кроссворды,                 5 вариантов                 (в программе Excel)

Медианы, высоты и биссектрисы треугольника (с обратной связью)

Смежные и вертикальные углы (с обратной связью)

Сумма углов треугольника

Задачи на построение

Интерактивные таблицы по геометрии (обобщение)

Тест «Начальные геометрические сведения»

5 класс

6 класс

Итоговый тест по математике

 (по результатам учебного года)

Тесты «Сложение отрицательных чисел»,    4 варианта

Тренажёр «Деление»

Тесты «Сложение чисел с разными знаками», 5 вариантов

Тренажёр

«Сложение обыкновенных дробей»

Тренажёр «Сложение чисел с разными знаками»

Тренажёр устного счёта

(тема: «Сложение и вычитание»)

Электронный практикум «Координатная плоскость»

Программа – тренажёр «Устный счёт»

Тренажёр

«Умножение и деление десятичных дробей»

При проектировании будущего мультимедийного урока (как и любого другого) продумываю какие цели и задачи он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников. Необходимо проводить  анализ содержания учебного материала на возможность использования ИКТ, форм и способов подачи информации на экран. Следует учитывать предназначение урока:

  • для устной работы (приложение № 2);
  • для изучения нового материала, предъявления новой информации (приложение № 3,4);
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков (тренажёры) (приложение № 5);
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков (приложение № 6);
  • для обобщения, систематизации знаний (приложение № 7);
  • для контроля знаний, умений, навыков (тесты) (приложение № 8).

Такая система мультимедийных презентаций, обеспечивает методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.

 Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. В процессе обучения математике оно чаще всего связано с решением проблем, возникающих при изучении математических понятий, предложений и доказательств.

Можно при этом выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем, разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися, либо отработан школьниками самостоятельно. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий, утверждений и доказательств.

В работе с обучающимися использую два первых способа. Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения школьниками с ограниченными возможностями здоровья, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес. Пример № 1 

При изучении темы «Медианы, биссектрисы, высоты треугольника» повторяю со школьниками понятие биссектрисы угла, которое помогает лучше разобраться с определением биссектрисы треугольника. Вспоминаем середину отрезка для лучшего восприятия медианы треугольника. Понятие перпендикуляра к прямой подводит к лучшему усвоению высоты треугольника. Вся информация по актуализации опорных знаний представлена на одном слайде, в определенной последовательности подачи изображений на экран с использованием анимации. Продумана цветовая гамма (приложение 9).

Пример № 2 (пропедевтика введения понятия положительного и отрицательно числа, сложения и вычитания чисел с разными знаками)

Понятие положительных и отрицательных чисел, выполнение действий с данными числами (особенно сложение и вычитание) являются одними из самых важных в курсе математики и одновременно самыми сложными для осознания обучающимися. За 5 – 6 уроков до введения понятия положительного и отрицательного числа мы с обучающимися с помощью ПК отправляемся …в казино (приложение № 1) в течение трёх уроков во время устной работы, где известные герои Винни –Пух и Пятачок играют в кости. Выигрышные кубики – это плюс «+». Такие кубики имеют красный цвет. Проигрышные кубики – это минус « - ». Эти кубики синего цвета. Пчёлка приносит задания от простого к более сложному, кубики вращаются, меняются цвета (синий и красный). Затем герои бросают фишки: если  синего цвета, то двигаются по координатному лучу влево; а если выпадает красная фишка - то вправо. Яркая презентация позволяет запомнить надолго обучающимся, что означает «проигрыш и проигрыш», «выигрыш и выигрыш», «проигрыш и выигрыш». Дети пытаются сами сделать вывод, предполагают, что получится. Свои предположения проверяют, выходя к доске, щёлкают мышкой. Когда по тематическому планированию подходим к действию с положительными и отрицательными числами, обучающиеся уже готовы к осмысленной работе.

Разработанные презентации для изучения нового материала дают возможность использовать их для дальнейшего закрепления знаний. Это большое подспорье для учеников, пропустивших урок по данной теме. При проведении коррекционных занятий в режиме ГПД также можно использовать эти презентации.

Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его освоением, т.е. пониманием, запоминанием, умениями его применять. Для понимания изучаемого большое внимание уделяю актуализации опорных знаний, пошаговому введению нового материала, так как большой объем информации трудно воспринимается учащимися с ОВЗ. Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений с постепенным возрастанием уровня сложности (приложение № 10).

После введения понятия вертикального угла отрабатывается умение его применять. Обучающиеся находят среди пяти углов искомый. Один ученик на ПК педагога щёлкает мышкой. Если правильно – появляется надпись «Умница».

Обучающиеся фронтально находят для угла 3 смежный угол. Другой ученик выходит к доске и на ПК учителя щёлкает мышкой.

Для угла 1 обучающиеся находят вертикальный угол, но уже среди восьми углов и при другом расположении прямых. Следующий ученик отвечает у доски.

Это задание обучающиеся стараются выполнять самостоятельно, высказывают предположения. Затем по очереди щёлкают мышкой, выходя к доске – правильные ответы высвечиваются.

Интерактивный тест. Задание обучающиеся выполняют индивидуально – каждый за своим компьютером.

Управление деятельностью учащихся при изучении нового материала должно осуществляться с учетом психолого-педагогических закономерностей. Особое внимание при этом следует обратить на то, что при пассивном участии многое ускользает от внимания обучающегося. К более же полному, богатому восприятию приводит активная мыслительная деятельность, которая по ходу ознакомления с материалом возрастает, если соблюдаются условия:

  • учащийся, знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;
  • это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности (сравнения, конкретизации и т.д.)
  • данный прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность;
  • учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, и навыками применения данного приема;
  • материал не является чрезмерно легким или очень трудным.

При проведении урока необходимо позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими школьников на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Например, при введении понятия медианы треугольника сначала появляется отрезок с его серединой. Затем достраиваем его до треугольника, и соединяем середину отрезка с противоположной вершиной треугольника. Все это в движении, в цвете, и дети, глядя на изображение отрезка в треугольнике, который делит противоположную сторону пополам, сами пытаются дать определение медианы треугольника. Аналогичная работа проводится при введении понятий его биссектрисы и высоты.

При использовании мультимедийных презентаций, тренажёров, интерактивных тестов  есть  возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Большую организационную помощь оказывают презентации по геометрии на построение: на экране циркуль чертит «сам», есть возможность остановить показ на нужном месте. Учитель в это время не стоит спиной к классу, а может направить УВП в нужное русло (приложение № 11).

При изучении темы «Задачи на построение» очень помогают средства ИКТ. Моторика обучающихся С(К)К  развита слабо, чертежи школьники выполняют  очень медленно и неуверенно. Учитель постоянно оказывает консультирующую и стимулирующую помощь. При нажатии «Показ» - анимация работает только на одно действие циркуля. Педагог в это время имеет возможность не стоять спиной к детям, а помочь в выполнении необходимого чертежа. Выполнив первый шаг, класс одновременно начинает построения дальше. Это снимает стресс, непонимание школьников и организует процесс.

Доказательство проходит поэтапно, с обсуждением  каждого шага. Запись на экране появляется только после совместных обсуждений. Учитель имеет возможность проверить качественную запись в тетрадях школьников.

 Особенно это важно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением информационно – коммуникационных технологий, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.

В качестве примера приведу проектирование обобщающего урока по теме «Треугольники» в 7 классе. Продумывая данный урок, который подводит итог изучения одной из главных тем курса геометрии, определила его задачи:

  1. Образовательные: повторить и обобщить изученный материал по теме; выявить уровень усвоения школьниками знаний по данной теме, умений применять эти знания при решении задач.
  2. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности.
  3. Коррекционно-развивающие: продолжать работу по развитию памяти, внимания, проводить коррекцию аналитико-синтетической деятельности учащихся.

Задачи для школьников:

1. Знать:

  • признаки равенства треугольников;
  • понятие медианы, биссектрисы, высоты треугольника;
  • свойства равнобедренного треугольника.

2. Уметь

  • применять эти знания при решении задач.

Этапы урока:

  • Организационный, этап психологического настроя.
  • Повторение и обобщение основных вопросов темы с применением теоретических знаний в задачах первого и второго уровня сложности.

Физкультминутка (20 - 22 мин после начала урока)

  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.

Методы обучения:

  • По источнику передачи и восприятию информации: словесный метод -беседа, наглядный (ИКТ), практический.
  • По степени самостоятельности учащихся: репродуктивный метод, частично – поисковый.
  • По логике подачи материала - дедуктивный.

Формы организации учебной деятельности школьников: индивидуальная и фронтальная.
      При создании презентации необходимо выстроить  в систему тот материал, который нужно было повторить и обобщить, разбить его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составил определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумать, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.

Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение.

Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, формирование познавательной активности. В устной работе можно применить следующие упражнения.

Упражнения для развития памяти:

а) попытайтесь воспроизвести на слух числовой ряд, представленный на экране;

б) повторите за учителем любую теорему или определение (затем на экране появляется формулировка);

в) перечислите предметы, изображённые на экране, и рассматриваемые в течение 15 с.

    Упражнения для развития внимания, наблюдательности:

а) воспроизведите увиденное на экране (время просмотра −10 с);

б) найдите различия на двух похожих картинках (рисунках, чертежах);

в) называйте цифры от 1 до 20 и в то же время записывайте их в убывающем порядке;

г) рисование глазами различных объектов;

д) сортировка предметов, фигур, слов, чисел и т. д.;

е) концентрация взгляда в течение указанного времени на одном предмете, в одной точке;

ж) определение на взгляд количества букв, слов, размеров, объема и т. д. (изображения на экране).

     Упражнения для развития воображения:

а) составьте рисунок из треугольников, квадратов и кругов;

б)  составьте узоры, рисунки из геометрических фигур – практическая работа на ПК;

в) мысленное путешествие (с закрытыми глазами) по линиям, геометрическим фигурам и т. д.

    Упражнения для развития ощущений:

а) счет на ощупь (фигуры, фишки и т. д.);

б) определение предмета на ощупь;

в) укалывание кончиков пальцев обратной стороной ручки или карандаша.

    Упражнения для развития устной и письменной речи:

а) обязательное ежедневное чтение на уроке: про себя, хором, цепочкой;

б) знакомство с математическими терминами и знаками (их происхождение и значение);

в) математический диктант;

г) комментированное решение;

д) упражнения «Продолжите определение, теорему».

   Упражнения для развития творчества:

а) составление задач, примеров, кроссвордов;

б) выполнение рисунков, чертежей;

в) уроки фантазии «Путешествие с окружностью» (треугольником, квадратом, лучом и т. д.);

г) сочинение математических сказок.

 

 Упражнения для развития мышления:

а) ежедневный устный счет (приложение «Устный счёт»);

б) игры «Не сбейся», «Считаем пятерками от 100 до 200» и т. д.;

в) выявление закономерностей «Что общего?», «Чем отличаются?»;

г) логические задачи;

д) ребусы, кроссворды и т. д.

Каждодневное применение развивающих упражнений учит детей подмечать общее, делать обобщения, переносить известные приемы рассуждений в нестандартные ситуации, обучает приемам организации мыслительной деятельности, что в итоге приводит к повышению качества знаний учащихся и развитию у детей познавательных процессов.

Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу школьников в знакомом видеть новое.

Применение ИКТ на уроках математики в 5 – 9 классах показало, что у школьников повысилась мотивация к учению. Факт просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение нескольких лет. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету, а у меня появилась возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.

IV

Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Совместно с педагогом – психологом школы проводились диагностические исследования, целью которых было выявление и изучение познавательных процессов учащихся с ОВЗ  в двух классах.

  • обозначим класс  А
  • обозначим класс  Б

Учитывая специфику учебного процесса, важно иметь информацию об уровне развития познавательных процессов обучающихся:

  •  уровне объема памяти;
  • уровне логической памяти;
  • уровне развития внимания, его характеристик – концентрации и устойчивости;
  • уровне развития наглядно – образного мышления;
  • уровне развития словесно – логического мышления;
  • уровне развития мотивации учения.

Для проведения диагностики и мониторинга применены следующие диагностические методики:

  • «Десять слов» Лурия А.Р.;
  • «Кратковременная зрительная память»;
  • «Память на образы»;
  • «Память на числа»;
  • «Смысловая память» методика Выготского Л.С.;
  • «Осмысленность в запоминании»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Классификация понятий»;
  • «Простые аналогии»;
  • Корректурные пробы (тест Бурдона)

Результаты мониторинговых исследований обучающихся класса А приведены в следующих диаграммах.

  1. Особенности памяти (объём)

Из представленной диаграммы видна положительная динамика развития данного показателя: 30% обучающихся имеют уровень ниже среднего, остальные 70 %  - среднего и выше среднего.

  1. Особенности логической памяти

Данная диаграмма показывает увеличение доли школьников с низким уровнем развития логической памяти – с 0% до 20% (2 человека), но повысился средний уровень и есть 1 ученик с уровнем выше среднего.

3. Особенности внимания

Можно говорить о  положительной динамике по развитию внимания: возросло количество обучающихся со средним и ниже среднего уровнем развития внимания.

  1. Особенности логического мышления

Видна слабая положительная динамика в развитии логического мышления

Результаты мониторинговых исследований обучающихся класса Б приведены в следующих диаграммах.

  1. Особенности памяти (объём)

Из представленной диаграммы видна стабильно низкая результативность развития данного показателя.

  1. Особенности логической памяти

Данная диаграмма показывает повышение результативности в работе по развитию логической памяти: уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем, а увеличилось количество обучающихся с уровнем развития логической памяти выше среднего.

3. Особенности внимания

Можно говорить об очень слабой положительной динамике по развитию внимания: возросло количество обучающихся  с уровнем развития внимания ниже среднего.

4.Особенности логического мышления

Видна положительная динамика в развитии логического мышления обучающихся данного класса: увеличилось количество обучающихся с уровнем развития выше среднего, со средним уровнем – стабильное количество обучающихся.

Результативность обучения в данных классах за все годы обучения составляет 100%. Качество в классе  А по алгебре  - 10 % (1 ученик). Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает, что развитие познавательных процессов происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, на коррекционно – развивающих занятиях, в быту и т.д. Поэтому нельзя однозначно сказать, что на наличие положительной динамики в развитии познавательных процессов повлияло применение ИКТ на уроках математики, но совершенно определённо можно сказать, что информационно - коммуникационные технологии позволяют:

  • повышать мотивацию учения за счет использования средств привлечения внимания и развития интереса;
  • оптимально использовать время на уроке;
  • развивать мышление, внимание, память, учащихся;
  • улучшать результативность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ

По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Методический семинар "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики"...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Презентация к выступлению "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ.

Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ. Определенно, что, ребенок в состоянии интереса усваивает материал быст...

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики 5-6 класс

Активизация познавательной деятельности учащихся c ОВЗ– это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых сп...