Математический квест как современная форма игровой технологии
статья по алгебре (9 класс)

Корыбко Ольга Геннадьевна

Квест по математике. В статье речь идет о современной форме игровой технологии. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных игровых уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korybkoog_borisovaln_kovalevskayaon.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Корыбко Ольга Геннадьевна,

учитель математики

МОУ «СОШ № 76» г. Саратов,

Борисова Любовь Николаевна,

учитель математики

МОУ «СОШ № 76»г. Саратов,

Ковалевская Ольга Николаевна,

учитель математики

МОУ «СОШ № 76»г. Саратов.

Математический квест как современная форма игровой технологии.

Реализация Федерального государственного общеобразовательного стандарта требует расширения методического потенциала через использование активных форм обучения, к которым относят игровые технологии. Выдающийся педагог В.А.Крутецкий отмечал, что лучшим способом завладеть вниманием ученика является организация такой учебной деятельности, чтобы не было желания и возможности отвлечься, а игровая технология позволяет это реализовать. 

Одной из форм интерактивной игры в образовательном процессе является квест-технология. «Квест» - в переводе с английского языка означает «целенаправленный поиск». История появления квестов связана с одним из жанров компьютерных игр, представляющих управление главным героем, которые выполняет проблемное задание в виде головоломок, задач, требующих умственных усилий. Условия игры могут быть различными: могут соревноваться как команды, так и отдельные ученики. Сам термин «квест» как образовательная технология был применен профессором университета Сан-Диего Берни Доджем в значении поисковой системы, которая призвана находить решение поставленной главной задачи прохождением промежуточных станций, где необходимо выполнить задание, чтобы добыть ключ, или перейти на следующую станцию.

Квест помогает развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение работать в команде. Образовательные квесты мотивируют учеников на учебную деятельность, дают возможность развивать творческие способности, проявлять себя в нестандартных ситуациях, взаимодействовать в микросоциуме.

Квест можно использовать в различных областях образовательных наук: история, география, литература, иностранный язык и другие. В своей практике мы разработали и провели математический квест «Мы вместе».

Цель – развить коммуникативные навыки (умение работать в малой социальной группе, принимать ответственность, создавать алгоритм действий), привить интерес к математике,  повторить и систематизировать знания учащихся по алгебре и геометрии, подготовиться к сдаче ОГЭ в неформальной обстановке.

Задачи: закрепление техники решения расчетных задач по предметам; приобщение учащихся к исследовательской деятельности; развитие творческого мышления, обобщить и расширить знания учащихся, продолжить развитие умений обобщать, сравнивать, анализировать, воспитывать мотивацию к учению.

Экзамены в формате ОГЭ – это очень важный и сложный момент в жизни каждого выпускника девятого класса. И поэтому мы, учителя математики,  решили подготовить и провести нестандартное интегрированное мероприятие, которое назвали математический квест «Мы вместе!». Квест как игра очень популярен среди современной молодежи. При выборе формы мероприятия мы учитывали тот факт, что учащиеся 9-х классов нашей школы  с удовольствием включаются в различные игры, имеющие элемент состязательности, проявляют при этом активность и любознательность.

Для проведения данного квеста мы сформировали 3 команды  из обучающихся  9-х классов по 6 человек.  Игра состояла из нескольких этапов. Необходимо пройти все этапы, выполнив все задания, найти подсказки и прийти к финишу. Квест проходит в здании общеобразовательного учреждения. Выигрывает команда, которая первой пройдет все этапы квеста. Во время игры командам запрещается общаться между собой и пропускать этапы. Прохождение этапов командами контролируют независимые наблюдатели. На финише команду – победителя встречают организаторы игры и награждают победителей. У каждой команды   свой маршрут, о котором участники не знают. В течение минуты команды должны придумать название и выбрать капитана.

Первый этап – «Мозговой штурм». Командам, находящимся в одном кабинете, предлагается решить по одной задаче. Ответом будет являться номер кабинета для прохождения следующего этапа. Задачи необходимо было найти в кабинете, в котором начиналась игра. Задачи были размещены на листе, свернутом в виде кораблика, самолетика и гармошки. Игрушки лежали в коробке с новогодними шарами. Правильно следовав по маршруту, указанному на карте, ребята доходили до коробки и наугад брали игрушку. Задания содержали задачи на смеси и растворы, на движение (22 задание ОГЭ). Полученный ответ – номер кабинета, в котором проходит следующий этап. Надо отметить, что задействованы несколько кабинетов школы.

Второй этап – «Бесценный опыт». Результаты экспериментов - ключи к следующему этапу. Задание на данном этапе - определить площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда в квадратных сантиметрах. Результат – дальнейший путь, номер следующего кабинета. Измерительный прибор необходимо найти, выполняя, например, следующие задания: остановитесь у двери, когда зайдете в кабинет; пройдите два шага вперед, поверните налево пройдите четыре шага вперед, остановитесь и выберите необходимый измерительный прибор для выполнения задания (были предложены транспортир, циркуль, линейка и т.д). Среди предложенных фигур следует выбрать необходимый предмет, площадь боковой поверхности которого следует найти. Стоит заметить, что поскольку учащиеся выбирают разные фигуры, то и путь следования – различный. Быстрота реакции будет играть на пользу ребят!

Третий этап – «Разгадайка». Команды разгадывают кроссворды по предметам, находят кодовые слова, являющиеся ключами к следующему этапу. Кроссворды были составлены из геометрических терминов.

Четвертый этап - «Загадочная пони…». Командам предстоит отгадать слово, используя текст – подсказку, найти этот предмет (или его изображение) в кабинете и ключ к следующему этапу. Например, был предложен текст: «В современном мире Он считается великим математиком и космологом древности. О нем писали: «Его философия распространилась, вся Эллада стала восхищаться им, и лучшие и мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая слушать его учение. Сограждане, однако, принуждали его участвовать во всех посольствах и общественных делах. Он чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией, и видел, что все прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав всё это, отойдя от общественных дел и, как говорят некоторые, считая недостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей.» Его имя, значит «тот, о ком объявила Пифия». В частности, Пифия сообщила Мнесарху, что их ребенок принесёт столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесёт в будущем никто другой. О ком идет речь?» В кабинетах были развешены портреты математиков, а за портретом Пифагора находился ключ от двери кабинета, где с нетерпением ждали победителей грамоты и призы.

При выборе содержания мероприятия мы учитывали следующее: отработка заданий из ОГЭ по математике в командной атмосфере. Мы стремились сделать содержание мероприятия доступным и увлекательным для школьников. С небольшим преимуществом победила команда 9а класса.

Цели и задачи мероприятия были достигнуты. Игра вызвала явный интерес детей, что проявилось в виде бурного обсуждения в командах, живой включенности в игру. Мероприятие было тщательно продумано. Время было распределено рационально. Был подготовлен материал для проведения игры: наборы карточек с заданиями для команд в виде игрушек, свитков, писем, презентация, сопровождающая игру, эмблемы, м т.д. Это способствовало созданию должного эмоционального настроя на мероприятие. Все участники игры получили заряд бодрости и много положительных эмоций. Данное мероприятие было положительно охарактеризовано другими учителями и администрацией школы, которые присутствовали на нем.

Данный квест может быть проведен в любой возрастной группе: как с 5 по 8 классы, так и в 10 - 11 классах. Структуру можно оставить, а задания заменить заданиями из любых тем, которые необходимо повторить, отработать, обобщить и систематизировать с учащимися конкретных классов. Подобные мероприятия следует проводить чаще, это способствует положительному настрою учащихся.

Список литературы:

  1. Осяк С.А. и др. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015г. - №1 (2)
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Семенов А.Л., Ященко И.В., Рослова Л.О., Кузнецова Л.В. и др. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2013. -399.
  5. Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 1991. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Методические рекомендации по организации «Квест-игра – современная игровая технология»

В настоящее время в образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Мы с вами поговорим о технологии проведения квест-игр. Ниже приведена методика составления и проведения кве...

Квест как альтернативная форма организации образовательного процесса на примере познавательно-игровой досуговой программы «Петербургские окраины» по Шуваловскому парку Санкт-Петербурга

Данная методическая разработка содержит опыт проведения познавательно-игровой досуговой программы для учащихся восьмых классов «Петербургские окраины», которая реализуется с 2009 года в ра...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Игра по станциям (Одна из форм игровой технологии)

Интелектуально -позновательные игры предназначены для умственного развития детей, совершенствования и тренировки памяти, мышления, воображения. Они способствуют лучшему усвоению, закреплению и расшире...

Роль культурологической драматизации как формы игровой технологии для достижения высокого уровня развития речи.

В настоящее время большое внимание уделяется достижению нового качества образования. Использование такой формы работы как культурологическая драматизация на уроках можно рассматривать как плодотворное...