урок по теме " Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Кошелева Светлана Владимировна

Квадрат суммы и квадрат разности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx67.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Возведение в квадрат суммы и разности

двух выражений»

Цель урока :  вывести формулы сокращенного умножения  и показать их применение к решению задач.

Задачи урока:

образовательные: вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности  двух  выражений; научить применять их в преобразованиях выражений; рассмотреть тождества: https://lh5.googleusercontent.com/VbFduc7aYWsGmNHQsi-BFnOShTvzW_6ylS4rcSZf-xJbnyNgTCxk464LcFO6GuvOnIm8jUH1gOvfG3QM6JFm27ZzWYQBgZr5JLRAcjCcUguL-dacOcpM2uNFnyib9g4GAPA  и  https://lh5.googleusercontent.com/ucjljiuTHXPzMFg3lK2idPuZeTNuow0lRJYl6dOxtp2EWxllZPbKMPJC_QHr7Mz4tH2I-TpyAvntRVR-fa3Zex3X6dp2PZlWfFI_qAOMDshHipnm8qHZkmHmkwwW2KnJ5To

развивающие: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;  развитие познавательного интереса учащихся; развитие культуры устной речи.

воспитательные: усиление познавательной мотивации учащихся  осознанием своей значимости в образовательном процессе; развитие взаимовыручки и взаимопомощи, самостоятельности.

Ход урока

I   Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тему нашего урока мы сформулируем немного позже. А сейчас, опираясь на знания ранее  пройденного  материала, постараемся вплотную подойти к теме нашего урока.

II  Актуализация знаний

(на доске заранее записаны задания, задания 1-3 выполняются устно; задание 4 - ученик выполняет у доски)

  1. Найти квадраты выражений: 5ху; -3bhttps://lh5.googleusercontent.com/1Sj4Q_tQNGTOTLZW5rn8xALSzdtrPb4w3YmOj2HKkYkGfRn_6y_o1FT3bSKYiPTlqW8qaKWtrhBfV01cGXbGmer9Vbmd5WTtK6NGK52iJWleXxxV7xD8YOnomBbH2737yC8; 0,1ahttps://lh5.googleusercontent.com/Y3DEyCdDvPpRaglUBhbbCZHuMkeQmn8Mqn6ueKJNnLJbwl0WJ3xv61LHd1jpX2PMcpdkC2zjlnMftG1TkSbt8OqOyxPZEfYzYR8aOzXwUCM8jC-ZyeYD7_TuyvktrbCuKFchttps://lh3.googleusercontent.com/PS-LuS-65gG3d2cRohMbIeaHRUEbA-KpGdMWZO1Dml5xuurvXGLAgt0R0fsmT1DWMVwS6TT3O4V-CsqIfvo87y1d0Pvpu9DPmSl9f5Y1Cqym_G4EYABMcz2FU6Tdmy1h-4M;
  2. Прочитайте  выражения, записанные на доске:  8х+7у; 5а-5; (2m+n);  2(3c)d
  3. Выполните действия: 3х(у+2с);  -2(k-4c)
  4. Выполните умножение многочленов  (a+b)(a+b).

III   Изложение нового материала. (исследовательская работа)

Учитель: обратите внимание на последнее задание, как иначе можно записать произведение двух  многочленов?

учитель записывает на доске:  (a+b)(a+b)=https://lh6.googleusercontent.com/HJyX0725fwbcPQBUE-vRPlP9RsCuSDOPieoTpqXscQ2QDxkxlXL83fEbX52i6e-1E9Pp8ZiNLes819l-hiHlIMbXai5v62KKCEkU6VUx-n1utAgO0rtvRr9B7yRfIt1FUXs

Получили, что? Это одна из формул сокращенного умножения, которые нам предстоит с вами изучить на сегодняшнем и последующих уроках. Эта формула называется формулой квадрата суммы и  позволяет проще выполнять возведение в квадрат суммы любых  двух выражений.

Давайте проверим это на примере:

возведем в квадрат число 101 без формулы и с применением ее.

первым способом вычисляет ученик у доски, вторым - предлагается выполнить устно сильному ученику) .

Вычисляя двумя разными способами, мы получили  один и тот же результат. Какой прием  вычислений более рациональный?

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Возведение в квадрат суммы и разности   двух выражений».

Запишите формулу   в тетрадь  и послушайте, как она читается: квадрат суммы двух выражений равен  квадрату  первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

(повторить всем классом хором)

Давайте посмотрим, что изменится, если вместо суммы двух выражений взять их разность?

Выполним умножение двумя способами:

1) как умножение многочлена на многочлен;

2) рассматривая разность как  сумму первого слагаемого и слагаемого, противоположного второму.

(первым  способом  решает ученик:  (а-b)(a-b) = https://lh4.googleusercontent.com/zhZQZDsYAkTZHQiTYcEet2Yi23FXCU8Wn3dZVmIFPlSLmqT-rfSdn7ac0GLjvUaB3bnN59--E0GPI2Bo3eTU1lwyk-vCbM5AADCDoi6f9pIsOTWB03jp6xVRg1SLUtulCJI,

вторым - учитель: https://lh6.googleusercontent.com/LQnogZtWUH327zXzc70Z0jvBNL9ZNsE7gB3rN1T9XQKM26o-qUCQWFZm2geTJ9-N1jeczu5AFOV2kgy4w6-fPQ4qLhaoRqPofcJ-JiqxYBy5uZwDfk1hscd2SX932ejRZ6U).

Получили, что https://lh3.googleusercontent.com/Bw6MLyR6mT0OjZyOyyw29CsXbHjdNtx21dTpKN4mguhIpV0KCkbaXAIhjJTvUF2W8oBlLIGYtzf4HSN9ZCVmX8Np9wQbWpAVBaDym87S-tntyjQCYmKtGlPfUSk-fWW0SJA. Эта формула называется формулой квадрата разности. Она позволяет возводить в квадрат разность любых двух выражений. Запишите  эту формулу в тетрадь и давайте вместе прочитаем ее : квадрат разности двух выражений равен  квадрату  первого выражения, минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

IV. Закрепление  изученного.

Преобразуйте многочлен ( учащиеся по одному выходят к доске, остальные - в тетради) :

а) (x+y) 2=

б) https://lh3.googleusercontent.com/CVM61JXCDq6IA6KmN9xqTZaayurfy9VyrJJjVCal6wza2CFziBm8wczuz0-RvWj_22lrNzjupYh1oVhv-EBpTpsxpgz7Iri5OyIdrT9Ql4pkiNdTAEKPB5c2c62bH7Iy_ic= ;

в) https://lh6.googleusercontent.com/LEmevcxpj8cDOe84E_yqEYe5chP31EfiHrdazJvVWh3kt2ca3LvVx8MubJ5DdwuPrXi7R5t8iQociY3r6pU9c76nsDJCQKo6SlG41Fxr3CHluKwXwNekQzT46hE-2W23AeU=https://lh3.googleusercontent.com/I5Dn4zGxKAzeQjonhHti3YSEfIMJvrefLS7s-quWwTaXoDGrG8g7OMjz-7F8t5UTbSzNAr0qDimRaAu_9t204Rsj1Yf33wLWjJ0jw2ByttpjirGGLcFZa5GbGtbazVIql_A;

г) https://lh4.googleusercontent.com/1HMPDq_pSj4ncJx6XAvXRnpNfON8tarP90yss2puiFvd44gnJ2hnjtJ-CVV1nsD8FTm7-SPhf3k2NksGpie-ORbidkux3-iOigbpmEqVUDr_f3tknLku168D4PTpHtU1mg4=https://lh5.googleusercontent.com/ro_mZngEkQOjNySMaJkEMe_xEp5G0Z5YQLyimv0_XoNA0mMV6-rDQJxN3vQEW6MRlkNdgv_xvcgMXBTWDqHpfiWQ8hJ4OjVXpsRz3FCHV6qByFrniNB9p870Lk3HAUo5hIUhttps://lh4.googleusercontent.com/uYniucM4S5LL03ObUHZmtWdRLtyycn-RUT0bF44Tb1rPvp4t6snlxckZLcl4G06ZKvyGEUD3G-bhb9lWYZ2SND52i-tlCiKcp3EOFH54Fd3Imfvm3rystQYMF9ULpzvCC_o.

Сравнивая результаты двух последних   примеров, мы видим, что получили один и тот же результат : https://lh3.googleusercontent.com/ESbHNUG4nBk2ZZqC2-lSGSUNpkDzP2oRV71JxPBdg0b2MYDc7JvK2VqOUbP3PhoLhU1fODCdXPpC7XkPBx-y_UgLaCeEBZ5LlPoSaNKjGHm_RkD6AB2NC5wZG8Y1_RXyk-s.

Докажем  тождество  https://lh4.googleusercontent.com/nPS0cZ9NM_0srHW3yfDj5GBeB5ael34oUi7Sq5lhqvQBg9PgpJy3KMf2V-N3LvAxEJhCTFQvdD-U3cgDM0kpik_gVCbYiJV0COjCkFuEsB0ZFgoj6yVavB_I-nZylwN987A .

Для этого мы должны вспомнить:

1) что такое тождество? ( это равенство, верное при любых значениях переменных);

2) способы доказательства тождеств

(   1)преобразовать  левую часть в правую или правую часть в левую;2) показать, что левая и правая части исходного равенства тождественно равны одному и тому же выражению;3) рассмотреть разность между левой и правой частями равенства и доказать, что разность равна нулю) .

Запишем доказательство в тетрадь, показав, что левая и правая части равенства тождественно равны одному и тому же выражению:

https://lh5.googleusercontent.com/t_Bjv0tGG-wIV618FC1_K5S_1xMg7IULyUmsPTVaqCO98A-dC58Oiq4ZLFKvILj33jQK3i-govBgRveGQDIhhaWM1Xd9cwvgFqVFYOCC_PBKP7uWP2yt6hivka3XCLPpGY8

Рассмотрим еще два примера

д)https://lh4.googleusercontent.com/l33Ho3bqAmzdkr44Bp9wPan1ay-CV989kVWXTPn0Pq4E3R1ZTLZ_yoUj_pxfzrnPXkrOLIVOomiDkGafTyLWSUiafHkbWBu5wVcUhrtYomj6_qciG4Mh3XpDnCujNKubMbM=                                    https://lh5.googleusercontent.com/DJaXJxWjVe7ggFoGgqxZ6DdP5o-seE9j9eTEIKDDFX1uZdddQiyps35TIwXBMdE9gijK2mWrB3dkYqYx66LM8l3yTgbtD4PweuBRF3q9Jku_Et6gTlB83tT0-Sa0H2sC-Fs ;

е) https://lh3.googleusercontent.com/fBh4ZxGO75M7Tqayqs6qQet4DUmxCYEIFdn85Vo4n2IWiwvXgzcao4n15BcB7jPIbstiCOPMwUNKJ3npgFXfnoM5WgI2uViH4FRVY4LPnBz8ozCnPiPMowtg0TltBzFtP2k=                                  https://lh3.googleusercontent.com/WZw5GPnHn6hmhiprCFHiyThPMfKMDy4V_GsW62IyG9LVmSLrJVyMHdsnXczBO86-7fw-adny93o4UAcFsVBXqWdulRXZKdel98CKNJfTiDhcYiceEYvHNHSa-kO47qRK3lkили

                                                    https://lh3.googleusercontent.com/YH5OhaFZzN-5bp5XPPLpP2n6Fvq1q1U0hyuC2smYLbUlb85VcJy8Oud-X-ys2OQNm0du2Y0pF8SXnKI4hx-OUQgVM6qElVVAu4-6fxMiXiKyK2H4MGLIfDM9VBSCwKf4dV8

и докажем  еще одно тождество:https://lh5.googleusercontent.com/3MHxKhUejKVEBu_wSIw5CfwrtLVLiHxaTjpEBDdZxG0LTJrvbAAcLFhOhSNb5VmWc1Uawtx3gDcE5JRicMpNrxhx9cm_91NWHaFDDbDbaQkxlw0UelNBWH7eJwkCFZB3CEk

https://lh5.googleusercontent.com/ucjljiuTHXPzMFg3lK2idPuZeTNuow0lRJYl6dOxtp2EWxllZPbKMPJC_QHr7Mz4tH2I-TpyAvntRVR-fa3Zex3X6dp2PZlWfFI_qAOMDshHipnm8qHZkmHmkwwW2KnJ5Toдоказательство проводит учитель, учащиеся записывают его в тетрадь).

Доказательство:

https://lh6.googleusercontent.com/-eyz65UWNYLhCFWF5kn5NNZu3cZ8BdCCAgABhi7192cijyUQBZeS9iz2IFse6Jry32Ma5weH3QrD8vfoFqHL2pznSI1yi4RI03J9P9HU8MmlQ8tOvjWA_-lNSDNKrazc2RU

  1. Игра «Смотри не ошибись» (учащиеся по одному выходят к доске и вместо многоточия вписывают букву или число)

                (a+ )² = a²+2ab+b²                                (b)

                 (5+x) ² = +10x+x²                               (25)

                 (y-3) ² =y² - +9                                     (6)

               (-4-a) ² = ( +a) ²= +8a+a²                   (4), (16)

               99² = (  -1) ² =  -  +1= …                (100),  (10000),  (200), (9801)

               (m - )²  =m²-20m+   ²                          (10), (10)

               61² = 3600+  +1 = …                             (120),  (3721)

  1. У вас на столах лежат карточки с заданием, выполнив которое, вы узнаете  зашифрованное  в ней  слово.(задания выполняются в тетрадях , ответы  даны на доске, учащиеся рядом с получившимся ответом ставят букву)

           Представьте в виде многочлена:

1. (х-2) ²

2. (у-3) ²

3. (4+х) ²

4. (3-у) ²

5. (-х-7) ²

6. (-5-а) ²

7. (2х-у) ²

Ответы:

4х²-4ху+у²

25+10а+а²

у²-6у+9

16+8х+х²

х²-4х+4

х²+14х+49

Ц

Е

О

Л

М

Д

(получившееся слово: молодец)

V  Домашнее задание.

1.п. 31 ( уч. Алгебра 7 класс, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др.), №860, №863

2.(опережающее) Вывести формулу куба суммы и куба разности двух выражений ;

3.  Каждому составить карточку  с 8-10 формулами, в которых недописаны  правые

части;

VI   Подведение итогов.

На уроке мы познакомились  с новыми формулами - одними из формул сокращенного  умножения:   (https://lh4.googleusercontent.com/bSXyoxbzxsW65iqWLDl_PXB8io9Eve9ku_fwRautRQD9fSmTkEhMlAEavLfGg0p5E8WLhqYpLgeNWxgfIq5xwPfYidBkx5vyM4wtr4XBxy3Yva-4QKMy06SkXRC1goJ10C0. Эти формулы позволяют сократить время на вычисление квадрата суммы и разности двух выражений. Давайте еще раз повторим, как возвести в квадрат сумму ( разность) двух выражений ( учащиеся проговаривают правила)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений.

Урок -объяснение на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс....

План урока 7 класс по теме: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»

Тема урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»Цели урока:Обучающие:  организовать деятельность учащихся на: восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний, умений...

Презентация к уроку по алгебре для 7 класса на тему "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

УМК : под ред. Теляковского С.А. Тип урока: Введение новых знаний.Цели: 1.проверить знания, умения, навыки по данной теме;          ...

урок алгебы 7 класс по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

Разработка урока алгебра в 7 классе по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений...

Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»

Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»...

Презентация по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»

Презентация  по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»...

Урок алгебры в 7 классе по теме "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"

Первый урок при изучении темы "Формулы сокращенного умножения". Урок изучения нового материала....