Статистические характеристики. Вероятность событий
методическая разработка по алгебре (8 класс)

Обидина Марина Борисовна

Алгебра 8 класс. Умк Дорофеев. Материал урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по алгебре в 8 классе

по теме: Статистические характеристики. Вероятность событий.

В работе использую рабочую программу по алгебре 8 класс составленную на основе рабочей программы Алгебра 7-9 класс, автор Т.А.Бурмистрова, издательство «Просвещение» 2018г.

УМК: Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова Алгебра 8, издательство Просвещение 2017г

Раздел учебника: Вероятность и статистика

Учитель: Обидина М.Б.

Цели урока: повторение и обобщение изученного материала путём решения различных вероятностных задач; развитие познавательного интереса к математике.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать навыки решения разнообразных задач по использованию формул вероятности равновозможных событий, нахождению статистических характеристик;
  • применять свои знания в практических ситуациях;
  • расширять знания учащихся путём решения нестандартных задач.

Развивающие:

  • развивать математический кругозор, мышление, математическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию; воспитывать чувство прекрасного;
  • формировать отношения взаимной ответственности при совместной работе.

Тип урока: отработка умений и навыков, применение знаний при решении вероятностных задач.

Ход урока

I. Организационный момент. Настрой на урок

Чтобы у нас на уроке царила атмосфера доброжелательности, начнем урок со слов:

В класс вошел – не хмурь лица
Будь разумным до конца
Ты не зритель и не гость-
Ты программы нашей гвоздь
Не ломайся, не смущайся
Всем законам подчиняйся

А законы у нас будут такие: каждый из вас имеет возможность получить оценку за урок по результатам работы на каждом этапе урока.

Для этого у вас на партах лежат карты результативности, в виде координатной плоскости, где вы будете фиксировать свои успехи в баллах, на всех этапах урока. Каждое верно выполненное задание оценивается 1 баллом.

Оценка в баллах

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/527594/img1.jpg

I этап - Разминка ;

II этап – Статистические характеристики

III этап – Подумай и реши;

IY этап – Вероятность в задачах(тест)

2.  1 этап – Разминка (устная работа)

Цель: выполнить вычисления устно, сопоставить ответы буквам, составить из получившихся букв слова.

1-1. Вычислите:

а)     ;  б)  : ,   в)  ; г) 0,62  ;

1-2. Вычислите:

а)  ∙  2;                        в)  : 5;

б) ;                        г) ;

д) ;                е) ;

ж) ;                з) ;

и) ;              

д) ;                е) .

 21

М

   

 0,4

  В

0,2

Т

10

Ь

1

3

Р

1,4

Н

1

9

Е

0,6

О

0,36

А

0,04

 

Д

150

С

0,25

Я

Что за слова получились? Назовите тему, где встречаются эти слова? Какие характеристики вы знаете? Сформулируйте  тему урока и цель, которую мы с вами поставим?

3.  2 ЭТАП - Статистические характеристики

Задача 1.  За четверть Оля получила по геометрии пять «двоек», четыре «четверки» и две «пятерки». Ее мама считает, что за четверть Оле надо ставить «двойку», папа считает, что надо ставить «тройку», а сама Оля считает, что надо ставить «четверку». Попробуйте привести аргументы в пользу каждой точки зрения (какие статистические характеристики вычисляет каждый член семьи?). Какую бы оценку вы поставили Оле?

      Решение: числовой ряд отметок Оли содержит 11 членов. Мама вычисляет моду этого ряда – отметка «2», папа – среднее арифметическое – это «3», а Оля находит медиану – это «4». При выставлении отметки за четверть прав был папа:

2 · 5 + 4  · 4 + 5 · 2 = 36/11 ≈ 3,3.

Задача 2. В течение четверти Петя получил следующие отметки по математике: одну «пятерку», пять «четверок» и четыре «тройки». На сколько среднее арифметическое оценок Пети отличается от медианы этого ряда чисел?

      Решение: Ряд отметок Пети по математике состоит из четного количества членов – 10 отметок. Для нахождения медианы нужно взять два элемента, стоящие посередине ряда и найти их среднее арифметическое – это получится 4. Среднее арифметическое всего ряда равно: 5 + 4 · 5 + 3 · 4 = 37/10 ≈ 3,7. Значит, среднее арифметическое оценок Пети отличается от медианы ряда на 0,3.

Ответ: на 0,3

С.Р.№51

Вариант I

1. В таблице приведен возраст сотрудников одного из отделов:

Фамилия

Возраст

1. Башмачкин

42

2. Галошев

24

3. Каблуков

30

4. Сапогов

24

5. Тапочкин

40

Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда.

Вариант II

1. В таблице приведены количества очков, набранных в чемпионате некоторыми баскетболистами:

Фамилия

Возраст

1. Дождева

48

2. Градова

26

3. Лунева

20

4. Метелева

40

5. Снегова

26

Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда.

4.  3 этап - Подумай и реши

1.  Вероятность событий.

Вариант 1

1.Девятиклассники Петя, Катя, Ваня, Даша и Наташа бросили жребий, кому начинать игру. Найдите вероятность того, что начинать игру должна будет девочка.

2. На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 4 с мясом, 17 с капустой и 9 с вишней. Стас наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней.

3. В среднем из 200 карманных фонариков, поступивших в продажу, восемь неисправных. Найдите вероятность того, что выбранный наудачу в магазине фонарик окажется исправен.

4. В фирме такси в данный момент свободно 20 машин: 4 чёрных, 6 жёлтых и 10 зелёных. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси.

Вариант 1

1.На экзамене 20 билетов, Сергей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.

2. На каждые 1000 электрических лампочек приходится пять бракованных. Какова вероятность купить исправную лампочку?

3.В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орёл выпадет ровно 2 раза.

4. В лыжных гонках участвуют 13 спортсменов из России, 2 спортсмена из Норвегии и 5 спортсменов из Швеции. Порядок, в котором спортсмены стартуют, определяется жребием. Найдите вероятность того, что первым будет стартовать спортсмен из России.

2.  Геометрическая вероятность.

2. На рисунке изображена мишень АВС, имеющая форму равностороннего треугольника; К, М и N – середины его сторон.

 Стрелок, стрелявший в мишень не целясь, попал в нее. Какова вероятность, что он попал в четырехугольник AMNK? в треугольник АМК?

3.  Сложные эксперименты.

   3-1.  В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орёл выпадет ровно 1 раз.

  3-2. Игральную кость бросают дважды. Найдите вероятность того, что оба раза выпало число, меньшее 4.

   3-3. Какова вероятность того, что при трех бросаниях монеты:

а) хотя бы один раз выпадет решка;

б) ни разу не выпадет орел;

в) она трижды упадет на одну и ту же сторону?

Решение:

1)Р(А)=N(A)/N

2)N=2*2*2=8(вариантов) – всего

1 подбрасывание- любой из 2 (орел или решка)

2 подбрасывание- любой из 2 (орел или решка)

3 подбрасывание- любой из 2 (орел или решка)

Выпишем все исходы: ООО, ООР, ОРО, ОРР, РРР, РРО, РОР, РОО.

Где О – выпадение орла, Р – выпадение решки.

а)

3)N(A)=7(вариантов) – когда, хотя бы один раз выпадет решка

4)P(A)=7/8=0,875

      Ответ: 0,875

                   б)

 3)N(A)=1(вариант) – когда, ни разу не выпадет орел

4)P(A)=1/8=0,125

      Ответ: 0,125

в)

3)N(A)=2(варианта) – когда, она трижды упадет на одну и ту же сторону

4)P(A)=2/8=0,25

      Ответ: 0,25

5. Домашняя работа: стр 306-307, Проверь себя(тест) №1-9

6. Подведем итоги:

Критерии:

5-10 баллов   -   оценка «3»

11-15 баллов  -  оценка «4»

16- 19 баллов и более – оценка «4»

7. Рефлексия. Оцените свою работу.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/527594/img2.jpg

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/527594/img3.jpg

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/527594/img4.jpg

Мне было, как обычно  

Мне было легко   

Мне было трудно

IX. Итог урока. Результативность по карточкам - самооценка.

Спасибо за урок!!! Вы замечательно поработали!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В класс вошел – не хмурь лица Будь разумным до конца Ты не зритель и не гость- Ты программы нашей гвоздь Не ломайся, не смущайся Всем законам подчиняйся.

Слайд 2

21 М 0,4 В 0,2 Т 10 Ь 1 3 Р 1,4 Н 1 9 Е 0,6 О 0,36 А 0,04 Д 150 С 0,25 Я 0,4 В 0,2 Т 10 Ь 1 3 Р 1,4 Н 1 9 Е 0,6 О 0,36 А 0,04 Д 150 С 0,25 Я 1 . РАЗМИНКА

Слайд 4

Статистические характеристики. Вероятность событий. Тема урока

Слайд 6

Задача 1 . За четверть Оля получила по геометрии пять «двоек», четыре «четверки » и две «пятерки». Ее мама считает, что за четверть Оле надо ставить «двойку», папа считает, что надо ставить «тройку», а сама Оля считает, что надо ставить «четверку». Попробуйте привести аргументы в пользу каждой точки зрения (какие статистические характеристики вычисляет каждый член семьи?). Какую бы оценку вы поставили Оле? Мода – «2», Ср.знач . - «3,3», Медиана – «4» 2 . Статистические характеристики

Слайд 7

З адача 2 . В течение четверти Петя получил следующие отметки по математике: одну «пятерку», пять «четверок» и четыре «тройки». На сколько среднее арифметическое оценок Пети отличается от медианы этого ряда чисел? Ср.знач = 3,7, Медиана = 4, Ответ: 0,3

Слайд 8

Фамилия Возраст 1. Башмачкин 42 2. Галошев 24 3. Каблуков 30 4. Сапогов 24 5. Тапочкин 40 Вариант I 1. В таблице приведен возраст сотрудников одного из отделов: Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда. Фамилия Возраст 1. Дождева 48 2. Градова 26 3. Лунева 20 4. Метелева 40 5. Снегова 26 Вариант II 1. В таблице приведены количества очков, набранных в чемпионате некоторыми баскетболистами: Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда.

Слайд 9

1 вариант 24, 24, 30, 40, 42 - нечет Размах: 42-24=18 Мода: 24 Медиана: 30 Ср.знач : 32 2 вариант 20, 26, 26, 40, 48 - нечет Размах: 48-20=28 Мода: 26 Медиана: 26 Ср.знач : 32 Решение:

Слайд 11

3 . Подумай и реши 1 . Девятиклассники Петя, Катя, Ваня, Даша и Наташа бросили жребий, кому начинать игру. Найдите вероятность того, что начинать игру должна будет девочка. 2. На экзамене 20 билетов, Сергей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет. Ответ: 0,6 Ответ: 0,85

Слайд 12

3. На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 4 с мясом, 17 с капустой и 9 с вишней. Стас наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней. 4. На каждые 1000 электрических лампочек приходится пять бракованных. Какова вероятность купить исправную лампочку? Ответ: 0,3 Ответ: 0,995

Слайд 13

5. На рисунке изображена мишень АВС , имеющая форму равностороннего треугольника; К , М и N – середины его сторон. Стрелок , стрелявший в мишень не целясь, попал в нее. Какова вероятность, что он попал в четырехугольник AMNK ? в треугольник АМК ? 0,5 0,25

Слайд 14

6. В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орёл выпадет ровно 1 раз. ОО ОР РО РР Ответ: 0,5

Слайд 15

7 . Игральную кость бросают дважды. Найдите вероятность того, что оба раза выпало число, меньшее 4.

Слайд 16

Домашняя работа Стр 306-307 Проверь себя(тест) №1-9

Слайд 17

РЕЗУЛЬТАТЫ: Критерии: 5-10 баллов - оценка «3» 11-15 баллов - оценка «4» 16- 19 баллов и более – оценка «4»

Слайд 18

Мне было легко Мне было трудно Мне было, как обычно

Слайд 19

Спасибо за Урок



Предварительный просмотр:

Карточка №2                             Подумай и реши

1.Девятиклассники Петя, Катя, Ваня, Даша и Наташа бросили жребий, кому начинать игру. Найдите вероятность того, что начинать игру должна будет девочка.

2. На экзамене 20 билетов, Сергей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.

3. На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 4 с мясом, 17 с капустой и 9 с вишней. Стас наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней.

4. На каждые 1000 электрических лампочек приходится пять бракованных. Какова вероятность купить исправную лампочку?

5. На рисунке изображена мишень АВС, имеющая форму равностороннего треугольника; К, М и N – середины его сторон. Стрелок, стрелявший в мишень не целясь, попал в нее. Какова вероятность, что он попал в четырехугольник AMNK? в треугольник АМК?

6.В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орёл выпадет ровно 1 раз.

 7. Игральную кость бросают дважды. Найдите вероятность того, что оба раза выпало число, меньшее 4.

Карточка №2                             Подумай и реши

1.Девятиклассники Петя, Катя, Ваня, Даша и Наташа бросили жребий, кому начинать игру. Найдите вероятность того, что начинать игру должна будет девочка.

2. На экзамене 20 билетов, Сергей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.

3. На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 4 с мясом, 17 с капустой и 9 с вишней. Стас наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней.

4. На каждые 1000 электрических лампочек приходится пять бракованных. Какова вероятность купить исправную лампочку?

5. На рисунке изображена мишень АВС, имеющая форму равностороннего треугольника; К, М и N – середины его сторон. Стрелок, стрелявший в мишень не целясь, попал в нее. Какова вероятность, что он попал в четырехугольник AMNK? в треугольник АМК?

6.В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орёл выпадет ровно 1 раз.

 7. Игральную кость бросают дважды. Найдите вероятность того, что оба раза выпало число, меньшее 4.



Предварительный просмотр:

Карточка №1      Самостоятельная работа

Вариант I

1. В таблице приведен возраст сотрудников одного из отделов:

Фамилия

Возраст

1. Башмачкин

42

2. Галошев

24

3. Каблуков

30

4. Сапогов

24

5. Тапочкин

40

Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда.

Карточка №1      Самостоятельная работа

Вариант II

1. В таблице приведены количества очков, набранных в чемпионате некоторыми баскетболистами:

Фамилия

Возраст

1. Дождева

48

2. Градова

26

3. Лунева

20

4. Метелева

40

5. Снегова

26

Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда.

Карточка №1        Самостоятельная работа

Вариант I

1. В таблице приведен возраст сотрудников одного из отделов:

Фамилия

Возраст

1. Башмачкин

42

2. Галошев

24

3. Каблуков

30

4. Сапогов

24

5. Тапочкин

40

Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда.

Карточка №1        Самостоятельная работа

Вариант II

1. В таблице приведены количества очков, набранных в чемпионате некоторыми баскетболистами:

Фамилия

Возраст

1. Дождева

48

2. Градова

26

3. Лунева

20

4. Метелева

40

5. Снегова

26

Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда.

Карточка №1      Самостоятельная работа

Вариант I

1. В таблице приведен возраст сотрудников одного из отделов:

Фамилия

Возраст

1. Башмачкин

42

2. Галошев

24

3. Каблуков

30

4. Сапогов

24

5. Тапочкин

40

Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда.

   Карточка №1      Самостоятельная работа

Вариант II

1. В таблице приведены количества очков, набранных в чемпионате некоторыми баскетболистами:

Фамилия

Возраст

1. Дождева

48

2. Градова

26

3. Лунева

20

4. Метелева

40

5. Снегова

26

Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа для 8 класса по теме "Вероятности событий. Независимые события"

Работа представлена в двух вариантах, расчитана на один урок (45 минут)...

Бинарный урок (теория вероятностей и статистика + информатика) по теме «Вычисление простейших статистических характеристик с помощью формул ЭТ Excel»

Изучение "Элементов логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей" начинается уже с 5 класса (в учебнике Виленкина Н.Я. и др. встречаются комбинаторные задачи), но изучение теоретического ма...

Разработка урока по теме "Статистическое определение вероятности"

Урок разработан в рамках образовательной программы для обучающихся по специальности "Парикмахер"....

События и их виды. Классическое определение вероятности события"

Данная презентация может быть использована на учебном занятии по изучению новой темы "События и их виды. Классическое определение вероятности события". Длительность учебного занятия (пары) - 2 учебных...

Случайные события. Классическое и статистическое определение вероятности.

В презентациии раскрываются понятия априорного и апостериорного определений вероятности на примере проведения эксперимента; даны определения различных видов событий; говорится о том, какие можно произ...

Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения

Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения...

Презентация "Основные понятия теории вероятностей. Формула нахождения вероятности события."

Урок включает в себя объяснение нового материала, в ходе которого вводятся основные понятия теории вероятностей, большое количество примеров, на которые заготовлено решение с помощью алгоритма, а зате...