Деятельностный метод на уроках математики
методическая разработка по алгебре

Марченко Татьяна Григорьевна

Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. В статье рассказывается о приемах, применяемых  на уроках математики, для формирования основных ключевых компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Марченко Татьяна Григорьевна

учитель математики МБОУ СОШ №10 МО г. Горячий Ключ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. В статье рассказывается о приемах, применяемых  на уроках математики, для формирования основных ключевых компетенций.

Ключевые слова: деятельностный подход, ключевые компетенции, уроки математики.

Marchenko Tatiana Grigorievna

math teacher secondary school №10 MO MBOU the Goryachiy Kluch

ACTIVITY APPROACH AS A CONDITION OF FORMATION OF KEY COMPETENCIES

Today there is a paradigm shift of education - from the paradigm of knowledge and skills to the paradigm of development of the individual student. System - activity approach - methodological basis of the concept of state standard of general education of the second generation . The article describes the methods used in mathematics lessons , to form the basic core competencies.

Keywords: activity approach, core competencies, math lessons.

Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность.    

Б.Шоу.

Одним из условий формирования ключевых компетенций у учащихся является деятельностный характер обучения.

Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. Это позволяет привить интерес к предмету, повысить качество образования.

Как при обучении математике сформировать ключевые компетенции?

На уроках математики можно формировать информационную, коммуникативную, исследовательскую, учебно - познавательную компетенции.

Для формирования информационной компетентности использую задачи прикладного содержания. В результате у учащихся формируется информационная компетенция, накапливается жизненный опыт.

Например, при изучении темы «Проценты» можно предложить задачу: Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 7 кг в течение суток?

Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос мне или учащимся с соседней парты.

Для формирования исследовательской компетентности учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.

Пример:

В магазине одежды объявлена акция: если покупатель приобретает товар на сумму свыше 1000 руб., он получает скидку на следующую покупку в размере 10% уплаченной суммы. Если покупатель участвует в акции, он теряет право возвратить товар в магазин. Покупатель Б. хочет приобрести дубленку ценой 9500 руб., футболку ценой 800 руб. и носки ценой 900 руб. В каком случае Б. заплатит за покупку меньше всего:

1) Б. купит все три товара сразу.

2) Б. купит сначала дубленку и футболку, а потом носки со скидкой.

3) Б. купит сначала дубленку и носки, а потом футболку со скидкой.

В ответ запишите, сколько рублей заплатит Б. за покупку в этом случае.

Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление первичной обработки информации.

Для формирования учебно - познавательной компетентности предлагаю строить занимательные рисунки по координатам. Учащиеся должны знать, что из абстрактных точек они могут получить знакомый рисунок, который можно даже раскрасить.

Познавательные компетентности развиваются при решении занимательных задач, задач  с историческим содержанием, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения небольших исследований на основе изучения материала.

На своих уроках я стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно, присутствовало желание узнавать новое. Приоритетное место среди ключевых компетентностей, обозначенных федеральной стратегией модернизации образования, предоставлено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес.



Предварительный просмотр:

Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения  качества образования 

Снижение учебной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе. Главная  причина снижения мотивации учения заключается в недостаточном внимании к формированию учебной деятельности, мотивов, действий самоконтроля и самооценки.

Как  же  пробудить  у  ребят   желание учиться?  Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Для того чтобы учащийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, приняты им и приобрели значимость. Поэтому возникла необходимость создания системы методов работы по повышению  мотивации учащихся при обучении математике. Один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока. Мотивирование к учебной деятельности необходимо применять на каждом этапе урока. На этапе самоопределения к деятельности можно привлечь внимание учеников к учебе в целом, к предмету, к теме урока, используя различные высказывания, цитаты знаменитых людей, пословицы и т.д. Например: английскому историку, автору  «Истории цивилизации в Англии» Генри Томасу Боклю принадлежат такие слова: «Знание — не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать, прежде чем оно будет нашим; оно — результат большой работы и потому — большой жертвы». Как вы понимаете это высказывание?   (знание не приходит само, новые знания открывать трудно, самостоятельный способ получения новых знаний- результат большой работы).  

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса.  Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета.

Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатым в эмоциональном отношении эпизодами их жизни.

Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека находятся в тесном единстве и переплетаются. Чтобы у учащихся не возникало представление об оторванности  математики от жизни, можно показать  взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром. Так при изучении темы "Действия с десятичными дробями" использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги. При изучении темы "Проценты" открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.При планировании уроков необходимо обратить внимание на  использование проблемного метода обучения. При этом, в зависимости от уровня самостоятельности учащихся и уровня оказываемой им помощи это может быть:

-проблемное изложение  нового материала;

-проблемная беседа;

-исследовательский метод.

На уроках математики важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на дальнейшее обучение.

Поэтому в конце урока обязательно провести рефлексию.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

знания, которые поглощаются с аппетитом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД

        Как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни?         Новый стандарт нацелен ...

Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе

Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе. Типы уроков при деятельностном методе....

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики...

Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...

Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД.

Статья  о том ,как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни....

Технология деятельностного метода на уроках математики

Презентация "Технология деятельностного метода на уроках математики" раскрывает особенности урока при реализации ФГОС ООО, типы уроков и принципы деятельности системно-деятельностного подход...

Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД

Статья  о том ,как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни....