Технологическая карта урока по теме "Квадрат и куб числа"
план-конспект урока по алгебре (5 класс)

Шапирова Дауреш Нурболатовна

Урок математики в 5 классе по теме "Квадрат и куб числа" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта314 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме "Квадрат и куб числа"

Урок математики в 5 классе по теме "Квадрат и куб числа" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.

ФИО: Шапирова Дауреш Нурболатовеа

Место работы: ГБОУ школа №7

Должность: учитель математики

Предмет: математика

Уровень образования: общеобразовательный класс

Тема: "Квадрат и куб числа"

Тип урока: открытие нового знания

Класс: 5

Цели урока:

Образовательные:

- формирование понятий «степень числа», «квадрат числа», «куб числа»;

- формирование  умений возводить в степень натуральное число;

- формирование умений находить значения выражений, содержащих степень;

Развивающие:

- развитие познавательной деятельности учащихся;

- развитие навыков самоконтроля  и взаимоконтроля;

- развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- развитие логического мышления, памяти;

- развитие математического кругозора;

Воспитательные:

-формирование положительной мотивации;

-воспитание потребности в приобретении новых знаний.

Задачи урока: 

 Образовательные:

- научиться читать и записывать степень;

- называть компоненты степени;

- заменять произведение степенью;

- представлять степень в виде произведения;

- объяснять, что называется квадратом и кубом числа;

Воспитательные:

-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;

-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.

Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.

Методы организации работы:

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-проблемно-поисковый;

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

-групповая,

-парная,

-коллективная (фронтальная).

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- закрепить понятия о степени числа;

- уметь  записать выражение при возведении в степень;

-  составлять алгоритм вычисления заданного выражения;

Метапредметные:

- уметь обрабатывать информацию;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- высказывать свое предположение;

- контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;

Личностные:

- развитие активности, находчивости;

умение общаться в коллективе и в паре;

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- делать проверку вычислений.

Литература:

Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. , часть I, М.: «Мнемозина» 2019.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, создает благоприятный психологический настрой на работу.

(Слайд №1):

Выясняет как ученики понимают данное высказывание.

Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.

Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные: мотивация учения

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Устный счет (Cлайд №3):

- Вычислите, соблюдая порядок действий:

а) 3+ 10∙2 - 16:4

б) 48:8 + 4∙5 - 12

Проверка (Слайд №4):

а) 3+ 10∙2 - 16:4 = 3 + 20 -4 = 19

б) 48:8 + 4∙5 - 12 = 6 + 20-12 = 14

2. Вычислите, упростив (Слайд № 5):

а) 5+5+5+5+5

б) 2+2-2+2-2+2-2

в) 2∙2∙2

г) 3∙3

Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1))

Решают примеры  , ответы записывают  в Лист самоконтроля

Понимают, что в примерах в) и г) трудно быстро посчитать.

Высказывают свои затруднения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих  высказываний, вывод на основе анализа.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

 фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения

Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности

Объясняет, что у детей возникло затруднение, т.к. они не знают правило, по которому быстро можно выполнить умножение некоторого количества одинаковых чисел.

Проверка (Слайд № 6):

а) 5+5+5+5+5 = 5∙5 = 25

б) 2+2-2+2-2+2-2 = 2

в) 2∙2∙2= 23 = 8

г) 3∙3= 32 =9

Поясняет, что произведение, в котором все множители одинаковые, можно записать короче.

Предлагает записать тему урока (Слайд №7).

Исходя из темы, предлагает сформулировать цели урока

 ( Слайд № 8).

Записывают в тетрадь тему урока .

Формулируют цели .


 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.


Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает рассмотреть п.16 учебника и рассмотреть таблицу квадратов и кубов на форзаце учебника.

Предлагает ответить на вопросы

 (Слайд № 9):

1. Чему равен квадрат чисел 11, 12?

2. Чему равен куб чисел 3, 5?

Дает определение степени (Слайд № 10).

-Давайте сформулируем и запишем определения квадрата и куба числа  (Слайды 11, 12).

Читают текст учебника.

Отвечают на вопросы.

Используя таблицы форзаца учебника, вычисляют и ответы записывают в Лист самоконтроля.

Записывают в тетрадь основные понятия.

Проговаривают и записывают в тетради определения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты

Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению.

(Слайды № 13, 14)

"В понедельник я купался, (изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.)
Очень долго танцевал (кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)".

Так же выполняют гимнастику для глаз

Коммуникативные: умение работать по заданию

Личностныеформирование ЗОЖ

Реализация построенного проекта

(закрепление формируемых знаний и умений)

Выполните небольшой тест (Слайд № 15):

-Каким действием можно заменить возведение в степень?

- Что показывает основание степени?

- Что показывает показатель степени?

Выполняют тест, результаты записывают в Лист самоконтроля.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение .

Первичное закрепление во внешней речи

Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником).

 Разберём еще примеры, используя опорную схему:

Продолжим нашу работу.

Решите № 653(а-е).

Проверка ( Слайд № 16):

а) 6 ∙6∙ 6∙ 6∙ 6∙ 6∙ 6 = 67

б) 25∙ 25∙ 25∙ 25∙ 25 = 255

в) 73 ∙73 = 732

г) 11 ∙11∙ 11∙ 11 = 114

д) 9∙ 9∙ 9 = 93

е) m∙ m∙ m∙ m∙ m∙ m = m6

Решите № 654 (а-е) .

Проверка (Слайд № 17):

а) 75 = 7∙ 7∙ 7∙ 7∙ 7

б) 124 = 12 ∙12∙ 12∙ 12

в) 153 = 15∙ 15∙ 15

г) 10002 = 1000∙ 1000

д) 607 = 60 ∙60∙ 60∙ 60∙ 60∙ 60∙ 60

е) n9 = n∙ n∙ n∙ n∙ n∙ n∙ n∙ n∙ n

Решите № 656.

Проверка (Слайд № 18):

25= 32

106 = 1000000

120 = 1

34 = 81

411 = 41

44 = 256

Проговаривают понятия (фронтально, в парах).

Отвечают фронтально.

Решает  ученики  у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой,

результаты записывают в Лист самоконтроля.

Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

Включение в систему знаний и повторение

Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой:

1) № 659 выполните устно, по цепочке.

2)  № 660 выполняют устно.

3)  Решите задачу  № 665(а)  с помощью уравнения.  

Проверка (Слайд № 19):

Пусть х - первое число, тогда 8х - второе число. Сумма двух чисел равна 549. Составим и решим уравнение:

х + 8х = 549

9х = 549

х = 549:9

х = 61

Первое число 61, значит найдем  второе число:

8х = 8 ∙61 = 488 ( или 549 - 61 =488)

Ответ: 61, 488.

Выполняют задание под руководством учителя.

Решают задачу, результат записывают в Лист самоконтроля.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Личностные: осознание ответственности за общее дело

11. Рефлексия учебной деятельности

Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №20):

-Сегодня на уроке я узнал ...

-Я повторил …

-Я закрепил…

-Я научился…

-Было трудно ...

- Было интересно ...

- Я смогу ...

Предлагает оценить свою работу и результаты.

(Слайд №21).

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.

Ученики показывают смайлики.

Познавательныепостроение речевого высказывания в устной форме. 

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности

Домашнее задание

Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению.

(Слайд №22)

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы:

№  666, 668(1ст), 670, 672.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.

Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке


Приложение 1:

Лист самоконтроля

Вид задания

Ответ

Шкала баллов

Суммарный балл за задание

Устный счет

1

Упрощение выражений

2

Нахождение квадрата и куба числа

1

Тест

4

Решение задания № 653

2

Решение задания № 654

2

Решение задания № 656

2

Суммарный балл за работу

14

Критерии отметок: 12-14б-"5"; 10-11б- "4"; 8-9б – "3"; меньше 8б- "2".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока: Решение задач по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» (урок №1)

Предлагаю Вам технологическую карту и презентацию урока по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» для учащихся 5 класса.Это первый урок из предложенного проектного модуля....

Технологическая карта урока математики "Вычисление с целыми числами"

урок систематизации и обобщения знаний и умений...

Технологическая карта урока "Свойства действий с рациональными числами" 6 класс

Урок-закрепление (2 урок в календарно-тематическом планировании) по теме "Свойства действий с рациональными числами" 6 лкасс по учебнику Виленкина...

Технологические карты уроков на тему "Взаимно обратные числа"

Разобраны два урока из курса 6-го класса на тему "Взаимно обратные числа"...

Технологическая карта урока математики на тему Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения

Технологическая карта урока математики на тему Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения. Включает в себя открытый урок по теме "Обобщение и систематизация знаний.темы: Нахождение чис...

Технологическая карта урока "On the farm" ( Множественное число существительных)

Технологическая карта урока "On the farm" ( Множественное число существительных)...