Статья "Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы на уроках математики"
статья по алгебре

Статья   "Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы на уроках математики "

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы на уроках математики

Структуру и методику проведения урока математики в школе определяют, в основном, следующие факторы:

  • Теоретический уровень изучаемого материала;
  • Число учащихся в классе;
  • Индивидуальные особенности каждого ученика;
  • Степень трудности новой информации для понимания учащимися;
  • Объем учебного материала, который должен сообщить учитель;
  • Объем учебного материала, который должен усвоить ученик;
  • Уровень умений и навыков, которые должен получить ученик на уроке;
  • Возраст обучающихся.

Данная форма работы позволяет учителю:

  1. проверить усвоение каждым учении ком нового определения, правила, теоремы, формулы, нового факта, доказательства теоремы или формулы во время их усвоения;
  2. осуществлять контроль за процессом формирования у учеников необходимых навыков (выполнение арифметических действий, тождественных преобразований, решение уравнений и неравенств и т.д.);
  3. применять индивидуальную обучающую беседу как один из методов обучения;
  4. практиковать систему индивидуальных заданий для ученика;
  5. вести на уроке занятия с различными группами школьников;
  6. проводить самостоятельные работы учащихся как одного из ведущих (основных) методов обучения.

Успех обучения математики в школе во многом зависит от умелого соотношения индивидуальных и коллективных форм работы учащихся. Класс- это коллектив, объединенный общей целью- изучением курса математики, овладением знаниями, умениями и навыками. Учитель, школа, общество ставят задачу трудового, нравственного эстетического воспитания каждого члена коллектива.

Коллективная работа учащихся – одновременное изучение всеми школьниками под руководством  учителя одного и того же материала. Необходимость ее применения диктуется следующими соображениями:

  1. Математическое содержание изучаемой теории и методика его преподавания в школе требуют в процессе преподавания математики коллективных обобщений частных случаев, полученных каждым учеником. Этого же требует и методика введения понятий, аксиом, математических фактов, основанная на особенностях детского возраста.
  2. Коллективная форма работы облегчает деятельность учителя на уроке. Преподавателю легче заниматься со всеми учениками, чем одновременно с разными группами школьников. Единая для всех учеников система упражнений дает возможность провести фронтальную проверку их выполнения. Такая проверка требует меньше времени по сравнению с проверкой индивидуальных заданий у каждого ученика и позволяет оптимально использовать время урока.
  3. коллективная работа школьников имеет большое воспитательное значение. Она развивает у учеников чувство ответственности выполнение общей работы, подчеркивает значение совместного решения задач, коллективного обсуждения и разрешения проблемной ситуации.

Отдавая должное коллективной работе учащихся, надо подчеркнуть необходимость учить математике каждого школьника

Методика обучения математике одной из центральных своих задач считает разумное сочетание индивидуальной и коллективной работы учащихся. Примером индивидуальной работы учащихся является самостоятельная работа. Результаты проверки самостоятельной работы в ходе ее выполнения позволяют тут же на уроке обнаружить школьника, с которым надо провести индивидуальную беседу, выделить группу учащихся, которым надо указать на ошибки и  подсказать, как их исправить, дать индивидуальное дифференцированное задание учащимся.

Индивидуальная обучающая беседа проводится в то время, когда весь класс продолжает выполнять самостоятельную работу.

Необходимость занятий с одним конкретным учеником на уроке возникает, как  правило, в таких ситуациях:

  1. ученик пропустил уроки, на которых изучался материал, являющийся основой для выполнения новых элементов заданий
  2. ученик не понял объяснения учителя
  3. ученик не выполнил домашнего задания, на результаты которого ссылается учитель при  объяснении нового материала.

Индивидуальный подход в обучении предусматривает систему знаний, учитывающих знания учащихся к моменту изучения темы данного урока. Очень важно предусмотреть упражнения не только для учащихся. Успевающих на «4» и «5», но и задания повышенной трудности для школьников с математическими способностями.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы хорошо достигаются при групповой и парной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективные и групповые формы работы на уроках математики.

Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы  увлечь  детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованны...

Виды групповых и индивидуальных форм работы на уроках математики

Из опыта работы с групповыми и индивидуальными формами работы на уроках математики...

Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на  уроках  математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы"

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы" на школьном методическом объединении естественно-математическог...