Интегрированное занятие по теме «Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах» в рамках интегрированного элективного курса: «Математика. Искусство. Графика».
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

Интегрированное занятие по теме

«Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах»

в рамках интегрированного элективного курса:

«Математика. Искусство. Графика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka1.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по  теме

«Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах»

 в рамках интегрированного элективного курса:

«Математика. Искусство. Графика».

10а класс МБОУ СОШ 45 г. Архангельска.

Учителя – Федотова Ольга Владимировна,

                                                                            Кабакова  Татьяна  Борисовна

ЦЕЛИ занятия:

     -Предметные:

  • Познакомить учащихся с понятием фрактала;
  • Рассмотреть построение некоторых геометрических фракталов;
  • Показать применение принципов фрактальной геометрии в векторном редакторе Inkscape.

     - Метапредметные:

     Познавательные: развивать умения анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные взаимосвязи разных предметов и областей знаний,  воспитывать познавательный интерес через создание ситуации удивления.

     Регулятивные: развивать умения выполнять работу в парах, способствовать формированию навыка получения самостоятельных выводов в процессе работы.

     Коммуникативные: учиться формулировать затруднения, возникающие при выполнении задания, формулировать ответы на вопросы, взаимодействовать со сверстниками и учителем на занятии.

     -Личностные: способствовать формированию системного интегрированного взгляда на образование, формированию целостной картины мира.

     Использованные технологии: ИКТ, деятельностный подход, проблемный диалог.

     Оборудование:

  • проектор
  • компьютеры
  • интерактивная доска
  • ПО Inkscape

     Аннотация: это развивающее занятие в рамках интегрированного элективного курса «Математика. Искусство. Графика». Оно построено таким образом, чтобы с помощью изучения математической теории, достижений биологии и практической работы в одном из графических редакторов, дать учащимся представление об основах развития современного искусства и спецэффектов в киноиндустрии. Итогом занятия должно стать понимание учащимися вопроса, почему природные объекты так реалистично описываются графическими редакторами на основе рекурсивных закономерностей геометрических фракталов.

Этап урока

Ход урока

Оборудова-

ние

1. Мотивация

Фрактально-музыкальная композиция.

Как вы думаете, то, что мы увидели, это – математика, искусство или компьютерная графика? (небольшое обсуждение).    

В общем, я заявляю, что многие формы Природы настолько неправильны и фрагментированы, что в сравнении с евклидовыми фигурами Природа демонстрирует не просто более высокую степень, но совершенно иной уровень сложности.

     Так писал в 1977 году французский математик Бенуа Мандельброт в своей книге «Фрактальная геометрия природы».

Сегодня на занятии мы постараемся заглянуть в таинственный мир фрактальной геометрии. Мы узнаем, как она описывает законы природы, и, как ни удивительно это прозвучит, как фрактальная геометрия помогает развиваться современному искусству.

Слайды 1-42

  2.Введение  нового материала

     Евклидова геометрия изучает фигуры с размерностью 1,2,3. Увеличение линейного размера отрезка в 2 раза приводит к увеличению его длины также в 2 раза. Увеличение линейных размеров квадрата в 2 раза приводит к увеличению его площади в 4 раза. Увеличение линейных размеров куба в 2 раза приводит к увеличению его объема в 8 раз.

То есть размерность показывает, по какому закону растет внутренняя область объекта.

Рассмотрим муху, которая хочет сесть на клубок шерсти. Смотрит на клубок издалека – видит точку (размерность 0). Подлетает ближе, сначала видит круг (размерности 2), потом шар (размерности 3). Когда муха сядет на клубок, она уже не увидит шара, а рассмотрит ворсинки, нитки, пустоты, то есть объект с дробной размерностью (размерность в этом случае будет выражаться дробным числом).

1.Фрактал – фигура, обладающая дробной размерностью.

2. Самоподобие – вторая характеристика фрактала. Небольшая часть фрактала содержит информацию о самом фрактале. Вид и форма объекта целиком повторяются в сколь угодно малых частях фигуры.

3. Слово «фрактал» происходит от латинского fractus – «сломанный, разбитый».

Давайте рассмотрим примеры образования некоторых геометрических фракталов. Показать салфетку Серпинского, кривую Гильберта, кривую Коха, Пифагорово дерево.

Если решить обойти снежинку Коха по периметру, то это не удастся, так как потребуется бесконечно долгое время. Также привести слова Чезаро о снежинке Коха.

Слайды 43-64

3. Работа со сравнитель-ной таблицей

Геометрический способ построения фрактала

L- система

  1. Базовая фигура – отрезок

1)аксиома

2)Шаблон

2)теорема(правило)

Заполняем сначала левую часть таблицы на примере кривой Коха. Основная закономерность – на каждом отрезке фигуры строим шаблон. Выявляем в процессе проблемного диалога, что является базовой фигурой и шаблоном для фрактала кривая Коха.

Раздаточный

материал

4. Введение понятия

L-system

Учитель математики читает стихотворение:

Как объяснить, как движется река,

И как растут деревья год за годом,

Как обретают форму облака

И как они освещены восходом?

Порядок на земле и в небесах

Для всех вещей, что велики и малы!

Их имя возникает на устах,

И я шепчу с доверием: фракталы.

      Мы всегда задумываемся о красоте окружающего нас мира. Мы заворожены формой облаков, строением деревьев. Во время роста живых организмов, особенно растений, можно четко видеть регулярно повторяющиеся многоклеточные структуры. Маленькие листочки, которые являются частью большого взрослого листа, имеют ту же форму, что весь лист на раннем этапе формирования. Как же такое возможно? Венгерский биолог Аристид Линденмайер, который изучал развитие простых многоклеточных организмов, предложил математическую модель, относящуюся к фрактальной математике. Свои идеи Линденмайер изложил в книге «Алгоритмическая красота растений».  Эта модель получила название L-system. Основная идея системы Линденмайера – в перезаписи элементов объекта. Эта идея используется в графических редакторах.

Слайды

65-66

5. Работа в векторном редакторе Inkscape

С появлением компьютерной графики изменился и сам подход к исследованию в точных науках. Если раньше учёным приходилось иметь дело, в основном, с числами и формулами, то теперь их работа стала гораздо интереснее. С помощью компьютеров они могут рисовать большие красивые картинки изучаемых явлений.

Вы  уже использовали  язык программирования  ЛОГО, РОБОТА, ЧЕРТЕЖНИКА на уроках информатики, где писали команды исполнителю  нарисовать геометрическую фигуру. LOGO создали в 1967 году, уже в 1968-м венгерский биолог Аристид Линденмайер предложил модель для изучения простых многоклеточных организмов, которая была расширена и сегодня используется для моделирования сложных ветвящихся структур — разнообразных деревьев и органики. В основе подхода можно увидеть уже знакомого исполнителя:

F (вперед с рисованием линии)

f (вперед без рисования)

+ (поворот влево)

— (поворот вправо)

& (поворот вниз)

^ (поворот вверх)

\ (наклон влево)

/ (наклон вправо)

| (развернуться на 180°)

В отличие от простых процедур ЛОГО, L-Systems даже на самом простом уровне имеет природу рекурсии, самоповторяемости, которая называется перезапись (rewriting). Достаточно написать строчку команд (правил) рисующих треугольник, и задав количество шагов,  и угол ветвления мы получим звездочку или снежинку. Так к примеру с помощью L-Systems генерируются красивые деревья и органика в 3D.

 Существует  много программ по созданию фрактальных изображений. Эти программы имеют свои достоинства и недостатки. С развитием технологий количество программ увеличивается, а их качество и возможности улучшаются.

Чтобы лучше понять, как это работает,  рассмотрим на  примере программы Inkscape пример построения фрактальной веточки.

 1. Запускаем векторный редактор Inkspase

2. Панель инструментов Расширения – Отрисовка – Система Линденмайера

3. Выберем порядок 0, 1, 2, 3.

Обсуждаем с учащимися аксиому и шаблон, что показывает порядок, как происходит работа программы, как заложена рекурсия?

Вместе с учащимися прослеживаем аналогию между геометрическим способом построения фрактала и L-системой. Потом предлагаем самостоятельно подобрать аксиому и правило для кривой Коха (работа в парах за компьютерами)

Возвращаемся к таблице и заполняем правую часть.

Слайды

67-71

Компью-

теры

6. Подведение итога урока

Наверное, сложно найти людей, которых бы не завораживало созерцание фрактальной графики – в ее таинственных элементах кому-то может представляться ночное пламя костра, кому-то – длинные плети колышущихся водорослей в толще воды, кому-то – целое таинство Вселенной. Но так или иначе фрактальная графика однозначно притягивает наши взоры, а программные пакеты для ее создания могут стать той ступенькой, которая позволит приблизиться к настоящему фрактальному творчеству.

Эта история началась в одно  тысяча девятьсот восьмидесятом году, когда сотрудник корпорации Boeing Лорен Карпентер представил на выставке  двухминутный ролик, изображающий сложнейший и чрезвычайно реалистично смотрящийся ландшафт, сформированный на основе фрактальных геометрических алгоритмов. Узрев такое величие, фирма Джорджа Лукаса  поспешила переманить Карпентера к себе - и в 1982 году честной народ снова ахнул, увидев в фильме «Звездные войны»  сцену "быстрого терраморфинга" целой планеты. Показ фрагмента из «Звездных войн».

В финале трейлера узнаем "фрактальные" ландшафты - но это сейчас они узнаваемы почти для всех, кто, так или иначе, имел дело с компьютерной графикой. На тот момент подобный спецэффект потрясал воображение киноманов.

Вернемся к вопросу, с которого мы начали занятие. То, что мы видели в начале урока, - это и математика, и искусство, и компьютерная графика. Это – пример их великолепного взаимодействия.

Реализация фрактальных идей с помощью компьютерных программ на основе L–систем дала возможность создавать реальные изображения природных объектов, практически неотличимых от фотографий. Развитие 3D технологий позволило создавать спецэффекты высочайшего качества. В кино победила  визуальная составляющая, зрелищность стала основной чертой современной киноиндустрии.

Слайд

72-73

Литература:

  1. Божокин С.В., Паршин Д.А. Фракталы и мультифракталы. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. – 128 с.
  2. Волошинов А.В. Союз математики и эстетики// Матаметика в школе № 8/2006.
  3. Газале М. ГНОМОН. От фараонов до фракталов. – Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2002. – 272 с.
  4. Горячев А.В. Информатика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2013. – 192 с.
  5. Паволоцкий А.В. Геометрические фракталы и L-системы// Информатика № 20/2010
  6. Ушаков Д.М, Юркова Т.А.  Паскаль для школьников. Второе издание. – Издательство: Питер, 2010.- 320 с.
  7. Федер Е. Фракталы: Перевод с англ. – М.: Мир, 1991. – 254с.
  8. http://mitay.at.ua/index/l_systems_catalog/0-48
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Математика и романтика"

Разработана программа элективного курса для старшеклассников...

Элективный курс "Математика и музыка" для 10-11 классов

Курс призван расширить знания учащихся о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, сосредоточить их внимание на осмыслении различных точек соприкосновения иску...

Интегрированный элективный курс "Математика в экономике"

Интегрированный элективный курс "Математика в экономике" предназначен для учащихся девятых классов, а также учащихся десятых-одиннадцатых классов экономического профиля. Курс рассчитан на 34...

Интегрированный урок по теме: «Геометрическая прогрессия и её приложения в экономике» в 11 классе

Урок проводят два учителя: математики и экономики.Урок  помогает увидеть,  каким образом  приобретенные знания по математике, могут быть сразу использованы для решения важных задач совр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа элективного курса " математика и логика" по математике для 9 класса...

Интегрированный урок на темы “Геометрические построения” и “Раскрой ткани”

В данной статье представлен интегрированный урок математика-труд для 8 класса на темы “Геометрические построения” и “Раскрой ткани&rdquo...

Технологическая карта занятия элективного курса «Математика в экономике» 11 класс.

Тема занятия:  «Налоговые вычеты или как вернуть деньги в семейный бюджет»Цель урока: Формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых...