Организация учебного процесса, способствующая активизации самостоятельной работы
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Малаева Айнаш Шакратовна
Данный материал содержит задания с введением нового материала и первичного закрепление проводимых на уроках математики и задаваемых домашним заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебного процесса, способствующая активизации самостоятельной работы

Схематически изобразим процесс организации учебной самостоятельной деятельности обучающихся на уроке математики с использованием специального комплекса разноуровневых заданий. Учителю на уроке отводится роль, связанная преимущественно с разработкой и представлением заданий на уроке, а также с контролем и проверкой результатов деятельности обучающихся. Последние на уроке сами определяют свой маршрут, т.е. последовательность выполняемых заданий, так, чтобы они смогли достигнуть поставленной учителем цели. Руководствуются учащиеся собственным уровнем готовности к восприятию того или иного учебного материала.

Для примера мы взяли некоторые задания из урока «Логарифмические уравнения». Задания были рассчитаны на учеников с разным уровнем математической подготовки: как это – для слабых учеников, нуждающихся в обосновании каждого шага решения. Такого плана задачи с решениями можно использовать и при изучении боле сложного материала. При необходимости они могли выбрать еще подобную задачу.

Следующий этап – это задания с пропусками решения, отдельных результатов, но с возможным пояснением выполняемых действий. Отдельные ученики могли сразу выбрать такие задания, а некоторые сразу были готовы самостоятельно выполнять упражнение, от учителя требовалось лишь направить их и проконтролировать их действия.

Заданий с рекомендациями было больше всего и они тоже отличались по степени сложности, т.к. некоторые обучающиеся с них начинали, а некоторые приходили к ним через несколько предыдущих шагов самостоятельной работы.

Решить уравнение                                                  Рекомендации/Указания

Что Вы можете сказать об области допустимых значений уравнения?

Запишите ОДЗ.

Приведите уравнение к виду:

Воспользуйтесь определением логарифма

Удовлетворяют ли найденные корни ОДЗ?

Дополнительные задания были рассчитаны не на всех учащихся. Ответы к заданиям учащиеся так же сами могли проверить и при необходимости исправить ошибку. В заключении требовалось сформулировать алгоритм решения логарифмических уравнений определенного вида и решить без образца несколько подобных задач.

Отметим, что класс, в котором проводился эксперимент, был обычный  не математический, и может быть поэтому изначально задания с решениями по образцу выбирали многие.

На одном из уроков алгебры по теме «Логарифмическая функция и ее свойства» одним из домашним заданием была таблица 1, в которой ученикам предлагалось заполнить пропуски, связанные со свойствами показательной функцией.

Показательная функция

Логарифмическая функция

Область определения

Множество значений

Ограниченность

Монотонность:

        - возрастает

           - убывает

Знакопостоянство:

- положительные значения ()

- отрицательные значения()

При всех значениях х положительна.

----------------

На доске изображены два графика построенные по следующим значениям.

Таблица 1

x

-2

-1

0

1

2

y

1

3

9

 

Таблица 2

x

-3

-2

-1

0

1

2

3

y

8

4

2

1

 

Ученикам были заданы вопросы: Какие функции заданы таблично? Зная значения, как можно построить обратную функцию? Как вы думаете, как называется функция, которую вы построили? Что можно сказать про логарифмическую и показательную функцию? Отвечая на вопросы и строя графики ученики пришли к выводу, что показательная и логарифмическая функция взаимно обратные.  Опираясь на таблицу, где были записаны свойства показательной функции, старшеклассники без труда  описали свойства логарифмической функции.

Одно из организаций учебного процесса было следующее задание

При решении задания ученикам предлагалось вместо a и b подставить следующие значения,a= № парты+вариант, b=ряд+вариант.

Задание. Упростить: .

Решение: Для начала воспользуемся свойствоми приведем все логарифмы к одному основанию. Получаем:

Ответ:

Например: № парты=1, вариант 1,ряд=2.

a=2,  b=3.

.

Решение: Для начала воспользуемся свойствоми приведем все логарифмы к одному основанию. Получаем:

Ответ:

Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Умение увлечь учеников работой, и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

Практика показывает, что использование на уроках различных приемов активизации познавательной деятельности развивает у детей интерес к математике, и, как следствие, приводит к повышению качества обучения математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса

Статья на тему "Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса"...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.

Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...

Учебно - методическое сопровождение учебного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена по химии

Рекомендации по учебно - методическому обеспечению процесса подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии...

Доклад на тему: «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мысл...

Формы организации учебных занятий, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся

Современное социально- экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности....