Урок финансовой грамотности "Решение практико- ориентированных задач по математике" в 10 классах
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

Нестерова Екатерина Викторовна

Урок проводился на недели математики в СШ№32 г. Смоленска

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение практико - ориентированных задач по математике в 10 классах Подготовила учитель математики МБОУ“СШ № 32 им . С . А . Лавочкина” г . Смоленска Нестерова Е . В .

Слайд 2

Задачи на чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц

Слайд 3

Задача 1 На графике изображена зависимость давления от температуры кипения воды. По горизонтали указано изменение температуры в градусах Цельсия, по вертикали — давление в кПа. Определите по графику, при каком давлении температура кипения составляет 90° C.

Слайд 4

Задача 2 На графике показан денежный годовой оборот (в у.е.) бирж А и В по кварталам. Определите, на сколько у.е. годовой оборот биржи А меньше годового оборота биржи В?

Слайд 5

П ростейшие текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения (в основном на оплату товаров и услуг)

Слайд 6

Title 1. Килограмм слив стоит 60 руб.Мама купила 3 кг 200 г слив. Сколько рублей сдачи она должна получить с 1000 руб.? 2. В детском лагерена каждого ребенка полагается 60 г сахара в день. В лагере 215 детей. Какого наименьшего количества килограммовых пачек сахара достаточно на неделю? 3.Булочка стоит 14 руб. Какое наибольшее количество булочек можно купить на 100 руб.? 4. Пакетик сока стоит 14 руб.50 коп. Какое наибольшее количество пакетиков сока можно купить на 80 руб.? 5. Какое наименьшее число трехместных туристических палаток нужно для похода, в котором участвует 20 человек?

Слайд 7

А рифметические текстовые задачи на проценты

Слайд 8

В сосуд, содержащий 5 литров 12 -процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Слайд 9

А теперь , самостоятельно ))))) Смешали некоторое количество 15 -процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 19 -процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? Смешали 4 литра 15 -процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25 процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? Виноград содержит 90% влаги, а изюм — 5%. Сколько килограммов винограда требуется для получения 20 килограммов изюма? Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля.

Слайд 10

Задачи о кредитовании и банковских процентах

Слайд 11

задания в сайта https://math-ege.sdamgia.ru/

Слайд 13

задания в сайта https://math-ege.sdamgia.ru/

Слайд 15

Задачи оптимизации производства товаров или услуг (минимизации расходов или максимизации прибыли) Изучаются в 11 классе , после темы производная функции



Предварительный просмотр:

Cмотр-конкурс методических разработок педагогов «Формирование функциональной грамотности школьников в условиях предметной математической недели»

В современнном обществе люди ежедневно сталкиваемся с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают их в процесс взаимодействия с финансами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы. От сформированности экономической культуры у выпускников школы и подготовленности к будущей самореализации в условиях рыночных отношений, независимо от рода деятельности, во многом будет зависеть их успешная адаптация к социально-экономическим условиям общества. Эффективные и взвешенные финансовые решения не могут приниматься без применения хотя бы простейших математических расчетов, а в более сложных случаях построения математических моделей.

Любую математическую задачу, условие которой связано с товарно-денежными отношениями, производством товаров и услуг,минимизацией расходов или максимизацией прибыли и т. п., можно отнести к задачам с экономическим содержанием. Подобные задачи встречаются на самых разных позициях в вариантах ОГЭ и ЕГЭ по математике.

При подготовки учащихся 10-11 классов (углубленного уровня) к успешной сдаче ЕГЭ по профильной математике необходимо систематически решать задачи следующих типов, начиная с простейших:

• задачи на чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц,

• простейшие текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения (в основном на оплату товаров и услуг),

• арифметические текстовые задачи на проценты,

• задачи о кредитовании и банковских процентах,

• задачи оптимизации производства товаров или услуг (минимизации расходов или максимизации прибыли).

В рамках проведения региональной недели математики «Формирование функциональной математической грамотности»в 2020/2021 учебном году в 10 классах МБОУ  “СШ № 32 им. С.А. Лавочкина” г. Смоленска был проведен урок по формированию финансовой грамотности, предварительно учащиеся прошли тестирование на сайте вашифинансы.рф , где показали хорошие результаты.

Тема: «Решение практико-ориентированных задач по математике в 10 классах »

Форма урока: занятие-практикум.

Цели: повторение теоретического материала по теме «Проценты. Вклады и кредиты», составление математической модели практических задач, формирование практических навыков решения задач №17 единого государственного экзамена.

Задачи:

образовательные:

- способствовать запоминанию основной терминологии, умению построить математическую модель задачи;

- формировать умение упорядочить полученные знания для рационального применения;

развивающие:

- развитие вычислительных навыков учащихся;

-формирование логического мышления;

- способствовать развитию интереса к математике; умений применять новый материал на практике и в жизни.

воспитательные:

- развитие коммуникативных умений учащихся через организацию групповой, фронтальной работы на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Приемы, используемые на уроке: Беседа, самостоятельная работа (расчёты) , анализ деятельности, личностная рефлексия-синквейн.

Форма урока: практикум.

Ход урока:

«Наилучший способ добиться кредита — не пользоваться им”.

Приписывается Наполеону I

I. Организационный момент (Урок сопровождается компьютерной презентацией. Сообщить тему и цели урока.)

Сегодня мы  рассмотрим более жизненную задачу из ЕГЭ по математике, которая имеет прямое отношение к нашей российской сырьевой экономике. А если быть точным, мы рассмотрим задачи про вклады, проценты и кредиты. Потому что именно задачи с процентами добавлены во вторую часть единого государственного экзамена по математике,  за решение этой задачи согласно спецификациям ЕГЭ предлагается сразу три первичных балла, т. е. экзаменаторы считают эту задачу одной из самых сложных. Решение задачи №17 включает в себя обязательное построение математической модели, то есть это обычная текстовая задача, но с экономическим (финансовым) уклоном и чаще всего с большим количеством вычислений.

Можно выделить несколько блоков заданий:

1. Вклады и кредиты

2. Акции и другие ценные бумаги

3. Методы оптимальных решений

Вклады и кредиты – самый обширный блок. Здесь вы можете встретить различные схемы возврата кредита или увеличения суммы вклада, и ваша задача – упорядочить данные таким образом, чтобы большой массив текста превратился в удобную математическую схему.

Чтобы правильно решать такие задачи, необходимо владеть формулой сложных процентов.

Но прежде чем браться за сложные задачи давайте повторим, что вы запомнили о процентах, вкладах и кредитах.

II. Актуализация знаний учащихся

Фронтальная работа с классом –повторение теоретического материала:

Что необходимо знать и понимать при решении задач на проценты:

- Что такое процент? (1% - это одна сотая часть чего-либо)

За 100% принимаем ту величину, с которой сравниваем;

- Какие проценты бывают в банковских операциях? (Простые и сложные, кредитные и депозитные)

- Чем отличаются эти виды процентов?

Устная работа (на доске)

1)Число х увеличили на 50%. Во сколько раз возросло число х? (в 1,5 раза)

2) Число у увеличили на 120%. Какое число получилось? (2,2у)

3) Число z уменьшили на 13%. Какое число получилось? (0,87z)

Какую основную терминологию мы знаем при решении содержательных задач из различных областей, в частности экономических?

S - сумма кредита (руб.)

k - процентная ставка (%)

m= 1+ 0,01k. - коэффициент увеличения

Х- ежегодная выплата-- платеж (руб.)

п – срок кредита ( месяц, год)

Работа с формулами.

В дальнейшем для работы нам нужны будут формулы, которые вы должны для себя прочно запомнить.  Формулы для подсчета процентов:

если величину S увеличить на k %, то получим S(1+0,01k)

если величину S уменьшить на k %, то получим S(1- 0,01k)

если величину S дважды увеличить на k %, то получим S(1+0,01k)2

если величину S дважды уменьшить на k %, то получим S(1- 0,01k)2.

III Практическая часть работы отраженая в презентации.

IV Заключительная часть урока, подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированные задачи по математике с географическим содержанием.

В статье представленны задачи и их решения по математике с географическим содержанием....

Практико - ориентированные задачи по математике с географическим содержанием.

Задачи по математике с географическим содержанием....

Сборник практико-ориентированных задач по математике для 5-8 классов

В сборник включены практико-ориентированные  текстовые задачи по математике. В каждой теме по 2 варианта. Уровень сложности задач можно разделить на три группы: базовый, средний и повышенный.Все ...

Решение практико-ориентированных задач по математике 5 класс ФГОС

Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием ма...

Статья по теме: «Формирование ключевых и предметных компетенций через решения практико-ориентированных задач по математике при подготовке к ЕГЭ»

Тема: «Формирование ключевых и предметных компетенций через решения практико-ориентированных задач по математикепри подготовке к ЕГЭ»...