Разработка урока математики «Взаимное расположение графиков линейных функций, геометрический смысл коэффициентов»
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Взаимное расположение графиков линейных функций, геометрический смысл коэффициентов».  Авторы УМК: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Цель урока: Выяснить геометрический смысл коэффициентов линейной функции, их связь с взаимным расположением графиков линейных функций. Научиться по коэффициентам определять расположение графиков относительно осей координат и относительно друг друга. Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичного закрепления. Форма урока: лабораторная работа. Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютерный класс; проектор; экран;  интерактивная или обычная доска; программа GeoGebra; презентация Microsoft PowerPoint.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики «Взаимное расположение графиков линейных функций, геометрический смысл коэффициентов»

Предмет, класс

Математика, 7 класс

Тема

Взаимное расположение графиков линейных функций, геометрический смысл коэффициентов

Авторы УМК

Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова

Дидактическая цель урока

Выяснить геометрический смысл коэффициентов линейной функции, их связь с взаимным расположением графиков линейных функций. Научиться по коэффициентам определять расположение графиков относительно осей координат и относительно друг друга

Тип урока

Урок изучения новых знаний и их первичного закрепления

Форма урока

Лабораторная работа

Задачи урока

Образовательные: установить геометрический смысл коэффициентов линейной функции, их связь с взаимным расположением графиков линейных функций, научиться по коэффициентам определять расположение графиков относительно осей координат и относительно друг друга.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание, умение анализировать и обобщать полученную информацию; развивать умение работать с таблицами, графиками, выбирать средства для решения проблемы, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать стремление к саморазвитию и самообразованию, познавательный интерес; развивать умение совместной работы в группе и в паре.

Планируемые результаты

Предметные умения

Знать геометрический смысл коэффициентов линейной функции, их связь с взаимным расположением графиков линейных функций.

Уметь по коэффициентам определять расположение графиков относительно осей координат и относительно друг друга

Метапредметные

Уметь систематизировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; уметь заполнять и дополнять таблицы, схемы; владеть умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости

Личностные

Быть готовым и способным к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уметь выстраивать взаимоотношения с людьми в коллективе

Технологии

Технология проблемного обучения, ИКТ

Методы обучения

Исследовательский; проблемный; наглядный

Средства обучения

Презентация; задания для лабораторной работы; тетради; персональные компьютеры

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная; парная

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютеры; проектор; экран;  интерактивная или обычная доска; программа GeoGebra; презентация Microsoft PowerPoint


Конспект урока

Этап занятия, его цель

Действия учителя

Дидактический материал

Действия учащихся

Формируемые на данном этапе УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку, организация внимания и внутренней готовности. Эпиграф.

Презентация (слайд 1)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Мотивация учения, самоопределение

Построение позитивных отношений в процессе учебной деятельности

Волевая саморегуляция

2. Запись домашнего задания

Предлагается домашнее задание: §6 п. 16 (начиная с примера 5), № 320 (на оценку «3»), № 370 (на «4» и «5» оба номера)

Презентация (слайд 2)

Запись домашнего задания

Понимание и принятие ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду

Владеть умением самостоятельно определять цели обучения

3. Актуализация знаний.

Вспомним определение линейной функции. Записывает формулу на доске. Эта формула описывает одну функцию или много? А как много таких функций? Как получить конкретную функцию? Чем они отличаются? Давайте запишем 3 формулы линейной функции: k>0,b>0; k<0,b>0; k<0,b<0. Записывает фор-лы.

Интерактивная доска, презентация (слайд 3)

Вспоминают формулу линейной функции.

Отвечают на вопросы. Предлагают варианты функций. Записывают 3 формулы в тетрадь.

Структурирование собственных знаний

Умение вести конструктивный диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Умение критически относится к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его

Умение наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки

4. Формулирование проблемной ситуации. Целеполагание.

А что будет графиком линейной функции? А можно ли по формуле определить расположение этой прямой на координатной плоскости? Может ли нам это понадобиться? По каким элементам формулы мы могли бы определять положение графика? Сформулируем тему урока. Какие цели вы себе ставите?

Презентация (слайды 4 и 5)

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока и цели урока.

Умение самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Умение представить в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

5. Изучение нового материала в форме лабораторной работы

Для ответа на вопросы мы проведём лабораторную работу. Инструкции по её выполнению разложены у вас на столах. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией и приступайте к её выполнению.

Помогает учащимся, испытывающим затруднения.

Программа GeoGebra, инструкция к работе, презентация (слайд 6)

Изучают инструкцию к работе, выполняют работу, формулируют гипотезы, записывают выводы. Завершившие работу помогают остальным.

Умение выделять общий признак нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; строить рассуждения на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

Принятие ценности продуктивной организации совместной деятельности

Умение определять возможные роли в совместной деятельности; участвовать в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая в его речи мнение, аргументы, гипотезы, теории

Умение формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно находить средства для достижения цели

6. Обсуждение результатов лабораторной работы, формулирование правил.

Ребята, какие выводы вы записали?

Давайте сформулируем правила.

Презентация (слайд 7)

Озвучивают свои выводы, обобщают, формулируют и записывают правила.

Умение излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Умение корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, выдвигать контрагументы, перефразировать свою мысль

Умение описывать свой опыт, оформляя его в виде технологии решения задач определённого класса

7. Подведение итогов рефлексия

Достигли ли вы цели урока? Заполните карточки для подведения итогов. Оцените урок по двум показателям:

1) насколько вы достигли цели урока –

по шкале от 0 до 5;

запишите свою оценку в координату x;

2) насколько вы довольны уроком –

по шкале от – 5 до 5;

запишите свою оценку в координату y.

Покажите ваши карточки.  

Презентация (слайд 8)

Высказывают свою точку зрения.

Осуществляют рефлексию, результаты отражаются координатами точки (x; y).

Умение выражать словами эмоциональное впечатление, оказанное источником

Идентификация себя как полноправного субъекта общения

Умение использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя

Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы

Лабораторная работа

Тема: Геометрический смысл коэффициентов и взаимное расположение графиков линейных функций.

Порядок выполнения работы:

- работу выполняйте без спешки, строго по плану, приведённому ниже;

- там, где требуется сделать записи в тетради, указываете номер выполняемого в данный момент пункта или подпункта плана;

- гипотезы и выводы необходимо записывать в тетрадь;

- при возникновении вопросов попросите помощи учителя, подняв руку.

Успешной работы!

План выполнения работы

  1. Запустите программу GeoGebra (ярлык в правом верхнем углу экрана).
  2. Постройте один за другим графики трёх функций, записанных в тетрадь в начале урока. Для этого выполните последовательно пункты: 
  1. найдите координаты любых двух точек, принадлежащих первой функции, заполнив в тетради таблицу;

x

y

  1. отметьте полученные точки в программе;
  2. проведите через них прямую;
  3. Постройте графики двух других функций, повторив пункты 2.1 – 2.3 для этих функций.
  4. Убедитесь, что в панели объектов (окно слева в программе) уравнения функций соответствуют нашим.
  5. Проанализируйте сходство и различия коэффициентов k и b в трёх формулах и расположение их графиков. Сделайте выводы о расположении графиков функций в зависимости от коэффициентов, запишите в тетрадь ваши гипотезы.

Подсказка: посмотрите, как расположены графики функций с положительным k и с отрицательными k. Есть ли что-то общее у коэффициентов b и координат точки пересечения графиков с осью Oy.

  1. Выберите график первой функции. Поставьте (если не стоит) точку его пересечения с осью Oy. Переместите эту точку в новое положение на оси Oy. Как изменилась формула, задающая функцию?

Запишите координаты точки и новую формулу.

Повторите действия ещё два раза, чтобы в тетради были записаны три пары: координаты точки пересечения с осью Oy – новое уравнение.

Подтвердилась ли какая-либо из ваших гипотез? Если одна из гипотез подтвердилась, то проверьте её для двух других функций.

Запишите вывод по данному пункту.

  1. Посмотрите, как изменились после перемещения коэффициенты k. Подтвердилась ли ещё какая либо гипотеза? (Подсказка: сохранилась ли связь между знаком коэффициента k и углом наклона графика).

Проверьте её для всех графиков, изменяя углы наклона от острых до тупых. Каким будет k, если график параллелен оси Ox?

Запишите вывод по данному пункту. 

  1. Расположите все три графика параллельно друг другу. Что вы можете сказать о формулах? (Подсказка: обратите внимание на коэффициенты k).

Проверьте вашу новую гипотезу, используя инструмент «Параллельная прямая» для этого:

  1. отметьте мышью 3 любые разные точки в программе;
  2. используя инструмент «Параллельная прямая», проведите через эти точки три прямые параллельные графикам функций, начерченным ранее;
  3. сделайте вывод о взаимном расположении графиков линейных функций в зависимости от их формул.

Запишите вывод по данному пункту. 

Когда будете готовы сообщить свои выводы, дайте знать об этом учителю, подняв руку.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Н.Толстой) Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать. (Р.Декарт)

Слайд 2

Домашнее задание: §6 п. 16 (начиная с примера 5), № 320 (на оценку «3»), № 370 (на «4» и «5» оба номера)

Слайд 3

Давайте вспомним!

Слайд 4

Взаимное расположение графиков линейных функций, геометрический смысл коэффициентов

Слайд 5

Научиться по коэффициентам определять расположение графиков относительно осей координат Выяснить связь коэффициентов с взаимным расположением графиков линейных функций Выяснить геометрический смысл коэффициентов линейной функции Научиться по коэффициентам определять расположение графиков относительно относительно друг друга Цели урока

Слайд 6

Лабораторная работа

Слайд 7

Правила: График линейной функции всегда пересекает ось Oy в точке с координатами (0; b ) От коэффициента k зависит угол наклона графика к положительному направлению оси Ox : если k>0 , то угол острый; если k<0 , то угол тупой; если k=0 , то график параллелен оси Ox . k называют угловым коэффициентом Функции, у которых одинаковые угловые коэффициенты, параллельны друг другу; если угловые коэффициенты равны, то графики параллельны

Слайд 8

Рефлексия Достигли ли мы поставленных целей? Оцените урок по двум показателям: 1) насколько вы достигли цели урока – по шкале от 0 до 5; запишите свою оценку в координату x ; 2) насколько вы довольны уроком – по шкале от – 5 до 5; запишите свою оценку в координату y . Покажите ваши карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Угловой коэффициент прямой. Взаимное расположение графиков линейных функций» №9

Данная разработка урока выполнена с использованием ЭОР. Конспет данного урока содержит подробное описание всех этапов урока....

Урок алгебры Взаимное расположение графиков линейных функций 7 класс

Тип урока:  Урок изучения нового материала.Технология: Личностно–ориентированная.Цели урока :Образовательные:отработка навыков построения графиков функции вида y = kx +b;;выяснение влияния значен...

Методическая разработка урока алгебры «Взаимное расположение графиков линейных функций» для учащихся 7 класса

Первый урок по теме «Взаимное расположение графиков линейной функции».  Данный урок предназначен для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Поможет учащимся в ходе выполнения...

Урок-исследование Взаимное расположение графиков линейной функции

Аннотация к методической разработке урока по алгебре на тему «Взаимное расположение графиков линейных функций» (7 класс). Методическая разработка предназначена для проведения урока – исследования...

Разработка урока по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"

1.  Предметматематика2.  Класс73.  Тема и номер урока в темеВзаимное расположение графиков линейных функций, урок № 1 4.  Базовый учебникУчебник: А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е....

Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций

Данная разработка, выполненая в Excel, поможет наглядно продемонстрировать учителю на уроке, как может распологаться график линейной функции в координатной плоскости (зависимость угла наклона прямой к...

Урок-исследование "Взаимное расположение графиков линейных функций"

Разработка урока исследования  по теме "Взаимное пасположение графиков линейной функции", 7 класс....