Презентация «Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
презентация к уроку по алгебре

Презентация выступления на школьном методическом семинаре по функциональной грамотности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ильина О.С. , учитель математики

Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я поделюсь с Вами моими средствами, методами и приемами формирования математической грамотности на уроках математики.

Слайд №2

Математическая грамотность – это способность обучающегося проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира

Слайд 3.

Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики.

Это преобразование требует математических рассуждений и является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным.

Структурные компоненты заданий на оценку математической грамотности

Контекст, в котором представлена проблема;

  • Личная жизнь – Мир человека (повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, здоровье и др.)
  •  Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий (школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчеты стоимости, заказ материалов, например, для построения книжных полок в кабинете математики, оплата счетов и др.)
  • Общественная жизнь – Мир социума (обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография)
  •  Научная деятельность – Мир науки (рассмотрение теоретических вопросов, например, анализ половозрастных пирамид населения, или решение чисто математических задач, например, применение неравенства треугольника).

Математическое содержание, которое используется в заданиях (предметное ядро функциональной грамотности):

  •  Изменения и зависимости (алгебра)
  • Пространство и форма (геометрия)
  • Неопределенность и данные (ТВ и статистика)

Мыслительная деятельность (когнитивные процессы ) - формулировать ситуацию математически – описать ситуацию из реального мира математически, делать и осмысливать допущения;

  •  применять математические понятия, факты, процедуры - проводить арифметические вычисления, геометрические построения, переводить единицы измерения, решать уравнения, извлекать информацию из таблиц, графиков, представлять и манипулировать  формами в пространстве, анализировать данные;
  • интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты: способность размышлять над математическим решением, результатами или выводами, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы
  • рассуждать  - логика, рассуждение «над формулированием», рассуждение «над решением», рассуждение «над результатом»

Слайд 4

По предложению Сергеевой Татьяны Федоровны (доктора педагогических наук, профессора МГПУ) при составлении заданий учитываются критерии:

  • Контекстность (личный, профессиональный, общественный, научный)
  • Проблемность (противоречивая ситуация, неопределенность, неоднозначность)
  • Соответствие возрастным особенностям (физическое и психологическое развитие, ценности, особенности поколения)
  • Обогащение социального опыта (личный, профессиональный, общественный, научный)
  • Познавательность  (познавательный момент в задаче)
  • Развитие компетенций (предметные, метапредметные + креативные, критическое мышление, коммуникация, кооперация);
  • Комплексность (широкий спектр источников, средств и способов, интеграция, различные формы ответов: выбор одного, множественный выбор, свободная запись ответа и решения)
  • Уровневость (задания различной сложности)

Что вызывает трудности у ребенка?

  • многословность в описании контекста задания, который может включать материалы, не относящиеся к выполнению задания;
  • математическое содержание представлено не в явном виде;
  • ориентация на строгое математическое изложение материала, отсутствие метода проб и ошибок;
  • сочетание в задании житейских и математических рассуждений;
  • интеграция математического содержания

Стандартные ошибки

  • распознавание величин, единиц их измерения и зависимостей;
  • геометрический материал;
  • оценка утверждений;
  • различные виды представления информации

Конструирование задания:

Подходы к составлению заданий

  • Предлагаются не учебные, а контекстуальные задачи, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики;
  • Для выполнения задания требуется целостное применение математики: понимание, формулирование на языке математики, поиск и осуществление решения, сообщение и оценка результата;
  • Мыслительная деятельность описывается в соответствии с концепцией PISA-2021;
  • Для выполнения задания требуются знания и умения из разных разделов математики
  • Структура задания: описание ситуации – и 2 связанных с ней вопроса;
  • Введение в проблему – небольшой вводный текст мотивирующего характера, который не содержит лишней информации и не связан с заданием.
  • Информация в задании дается в различных формах: числовой, текстовой, графической, в виде таблицы. Наличие визуализации обязательно.
  • Вопрос раскрывает ситуацию с определенной стороны
  • Учитывается, что задания выполняются на компьютере, ответы вносят, используя клавиатуру
  • В заданиях можно использовать разные типы ответов: выбор одного или нескольких ответов, свободный краткий ответ, полный ответ, которые оцениваются экспертами
  • Принимается во внимание психофизическое развитие детей

Виды заданий:

  1. Распознавание и нахождение значений величин
  2. Оценка утверждений
  3. Построение и обоснование математической модели
  4. Интерпретация

Быстро пролистать слайды 8-14

До собственной разработки комплексных заданий я только подошла, мной созданы и еще не апробированы 2 задания, которые находятся по ссылке в облаке.

Слайд 14.

В работе использую материалы для подготовки к ВПР, из открытого банка заданий по ФГ,  и задания 1-5 из ОГЭ для проверки знаний в каких-либо областях. Используемые материалы обычно располагаю в виде форм на Гугл-диске. Их удобно открывать и провести актуализацию знаний по теме, закрепление темы, тестирование и корректировку, а также задать для самостоятельной работы.

Там же набираю банк заданий комплексного характера, который пополняю,  для 7-9 классов в данное время там имеется около 20 тестов. Для обработки результатов там использую расширение Flubaroo, которое позволяет быстро выполнить оценивание и статистику по классу.

Для работы с заданиями на ФГ с 8,9 классами использую тетради сюжетных задач из ОГЭ, предложенные сообществом Подготовка к ОГЭ 2022: Математика в ВК.
Слайды 16-21 пролистать.

Также использую ресурсы РЭШ, банк заданий Института стратегий развития образования, Медиаматериалы с сайта Просвещение.

Слайд 22.

Другие ресурсы: смотрите слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....

Презентация к уроку по формированию функциональной математической грамотности

Презентация доступна и наглядно детям показывает все моменты урока.Очень наглядно, доступно и красиво....

«Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»

laquo;Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию ПО МОДЕЛИ PISA)»...

Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики

В данное время формирование функциональной грамотности у учащихся становится важной целью для любого педагога, так как функциональная грамотность – один из главных результатов образования и орие...

"Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических ситуациях. Она включа...

Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:

Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:...