Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
статья по математике

Андреева Мария Александровна

В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

Математическая грамотность – одна из основных составляющих функциональной грамотности. Интерес к заявленной теме обуславливается необходимостью реализации федеральных государственных стандартов, определяющих перечень планируемых результатов, а именно: предметные, метапредметные, личностные.

В настоящее время Россия принимает участие в следующих программах, предназначенных для проверки уровня достижения планируемых результатов:

- Международное исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS);
- Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS);
- Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA);
- Международное исследование по вопросам преподавания и обучения (TALIS).

Наиболее актуальным вопросом является формирование функциональной математической грамотности у учащихся пятнадцатилетнего возраста, получивших обязательное общее образование, в рамках исследования PISA.

Задача данного исследования – установить, обладают ли учащиеся данного возраста необходимыми знаниями и умениями для полноценного функционирования в современном мире.

А именно, способны ли ученики:

- определять и формулировать проблемы, которые встречаются в окружающем мире;

- сформулировать поставленную задачу на математическом языке;

- решать задачу с помощью средств, методов и алгоритмов математики;

- анализировать применяемые методы;

- оценивать полученные результаты.

Достижение вышеупомянутых результатов планируется на уроках математики посредством решения нестандартных задач, а также задач, для решения которых требуется применение приближенных методов вычислений или оценка полученных результатов.

Ниже изложены подходы к составлению заданий, предназначенных для оценки и формирования математической грамотности. Апробация разработанных заданий позволила уточнить некоторые особенности и требования к разрабатываемым заданиям.

1. Учащимся предлагаются не учебные задачи, а контекстуальные, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.

2. Для выполнения задания требуется целостное, а не фрагментарное, применение математики.

3. Мыслительная деятельность, осуществляемая при выполнении заданий, описывается в соответствии с концепцией PISA-2021.

4. Для выполнения заданий требуются знания и умения из разных разделов курса математики основной школы, соответствующие темам, выделенным в PISA.

5. Используется следующая структура задания: даётся описание ситуации (введение в проблему), к которой предлагаются два связанных с ней вопроса.

6. Введение в проблему представляет собой небольшой вводный текст, мотивирующего характера, который не содержит лишней информации, не связанной с заданием или не принципиальной для ответа на поставленные далее вопросы. Введение не должно содержать информацию, которая носит отвлекающий характер. Важно: уровень овладения читательской грамотностью не должен отражаться на проверке математической грамотности.

Информация, сообщаемая в задании, даётся в различных формах: числовой, текстовой, графической (график, диаграмма, схема, изображение и др.), она может быть структурирована и представлена в виде таблицы.

Наличие визуализации обязательно. Оказать помощь учащимся в части мысленной визуализации и погружения в сюжет должны фото и рисунки. Графические средства визуализации математического содержания проблемы окажут учащимся помощь на этапе её моделирования, послужат опорой для проведения рассуждений.

Если введение содержит слова, которые могут быть не известны учащимся, то в нём можно дать краткое пояснение, определение и/или иллюстрацию к ним.

7. Вопрос позволяет раскрыть приведённую ситуацию с определённой стороны.

Каждый самостоятельный содержательный шаг фиксируются; все основные элементы выделяются для оценивания.

8. Учитывается, что задания предлагаются учащимся на компьютере, и ответы они вносят, используя его клавиатуру. При разработке заданий используются возможности компьютера, позволяющие проводить построение заданных математических объектов, переносить на плоскости заданные объекты, выполнять вычисления с заданными числами и др.

9. Используются задания разного типа по форме ответа:

- с выбором одного или нескольких верных ответов из предложенных альтернатив;

- со свободным кратким ответом в форме конкретного числа, одного-двух слов;

- со свободным полным ответом, содержащим запись решения поставленной проблемы, построение заданного геометрического объекта, объяснение полученного ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ в рамках ФГОС 5 класс

РАБОТА В 5Б КЛАССЕ В 2015-2016 УЧЕБНОЙ ГОДУ БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю. (ФГОС) Типичные ошибки входной контрольной работы: 1.     Вычислительная ошибка. 2.     Выпол...

Формирование математической грамотности на уроках математики

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

Презентация «Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики

Презентация выступления на школьном методическом семинаре по функциональной грамотности...

план самообразования«Формирование и развитие математической грамотности на уроках математики.»

Совершенствование качества обучения и воспитания в современной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. И поэтому самообразование учителя  - это необходимое условие профессиональной...

Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики

В данное время формирование функциональной грамотности у учащихся становится важной целью для любого педагога, так как функциональная грамотность – один из главных результатов образования и орие...

"Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических ситуациях. Она включа...