Конспект урока алгебры по теме «Решение систем уравнений способом подстановки»
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Стреха Дарья Сергеевна

Конспект открытого урока по алгебре в 7 классе по теме «Решение систем уравнений способом подстановки». Мы посетим страну Уравнений. В этой стране мы сделаем несколько остановок таких как – Горы Устных вычислений, Деревня Теоритическая, Поляна Систем уравнений, Берёзовая роща ГИА, Тестовое болото,  и закончим свой путь в городе Результатов. На каждом привале нашего путешествия вам надо будет показать свои знания, умения, находчивость и смекалку. Итак, в путь! В ходе урока обучающиеся познакомятся со следующими профессиями: ученый, инженер, финансист, музыкант, архитектор, аналитик и статистик, программист, кладовщик, синоптик, штурман.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по алгебре

в 7 классе

«Решение систем уравнений способом подстановки»

         

Учитель: Стреха Дарья Сергеевна

Дата проведения: 17 апреля 2019 г.

Цель урока:

разобрать, в чём состоит способ подстановки решения систем линейных уравнений; вывести алгоритм применения этого способа; формировать умение решать системы уравнений способом подстановки.

воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала;  взаимопомощь, культуру общения, умение применять преемственность в изучении отдельных тем; воспитывать настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях развивать умения в применении знаний в конкретной ситуации;

развивать логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации,  умение обобщать, конкретизировать, правильно излагать мысли; развивать самостоятельную деятельность учащихся.

Оборудование:  карточки с заданиями, мультимедиа-проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация (приложение)

Ход урока:

I. Организационный момент.

        Известный ученый однажды сказал:

                «Мне приходится распределять свое время между политикой и уравнениями. Но уравнения, полагаю, намного важнее».

Эти слова мы возьмем за эпиграф нашего урока. А кто сказал эти слова,  узнаем позже.

Сегодня у нас необычный урок. Ребята, мы с вами отправляемся в  путешествие.

          Узнать хотим мы путь в стану,        

          Решив задачку не одну,

          А если трудно будет нам идти,

          Верное решение сумеем обязательно найти.

          Надежную имеем мы закалку,

          Если надо применим смекалку.

          Нам правила

          И формулы все по зубам,

          Единством мысли мы докажем вам.

Мы посетим страну Уравнений. В этой стране мы сделаем несколько остановок таких как – Горы Устных вычислений, Деревня Теоритическая, Поляна Систем уравнений, Берёзовая роща ГИА, Тестовое болото,  и закончим свой путь в городе Результатов. На каждом привале нашего путешествия вам надо будет показать свои знания, умения, находчивость и смекалку. Итак, в путь!

II.  Устный счет

      Попасть в город Результатов, минуя Горы Устных вычислений, нельзя.  Мы знаем, что устный счёт необходим. Поэтому первую остановку мы сделаем здесь и горы раскроют нам большие секреты.

Вы часто задаете вопрос о том, зачем вам нужна математика и где она может пригодиться? Решая каждый пример, дух гор будет вам открывать профессии, которыми не овладеть без знания математики.

                                         

 Горы устных вычислений      

1. Является ли пара чисел (2; 3) решением системы уравнений:

а)                 

(Профессия Ученый )

       б)                 

(Профессия Инженер)

2.  Разложите многочлен на множители

а) ab – a2b;        (Профессия Финансист)

б) 6у5 – 9у2;     (Профессия Музыкант)

в) 2х3 + 4х;        (Профессия Архитектор)

3.  Выполните умножение.

а) а (х – у);        (Профессия Аналитик и статистик)                

б) p (3 – q);        (Профессия Программист)        

в) –2х (х – 4); (Профессия Кладовщик)

г) 4y ;(Профессия Синоптик)                

д) c2 (c3 + 2); (Профессия Штурман)

Все эти специальности неразрывно связаны с математикой, но вообще можно сказать, что с этой наукой связана вся наша жизнь. Просто вышеперечисленным категориям людей глубокое знание математики дает возможность заниматься их делом. Но, не зная математики вообще, мы не смогли бы нормально жить в современном мире. Счет нужен и продавцу в магазине, и офис-менеджеру, и токарю, хотя в меньшей мере, чем инженеру или ученому. Без знания элементарных основ математики мы вряд ли сможем быть полноценными членами общества. Хуже этого – только неумение читать.

III.    Формулирование темы и целей урока.    

Мы подходим к Деревне Теоретической

1. Что называют решением системы двух линейных уравнений с двумя переменными? ( Решением системных уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство)

 2) Что значит решить систему уравнений?  ( Решить систему уравнений- значит найти все её решения или доказать , что решений нет)                                                                                                                                                                                                  3) Какой метод решения систем уравнений мы изучили?

 ( Графический).

А как выдумаете, чем неудобен данный способ? А есть ли еще способы решения систем уравнений? Кто догадался чем мы сегодня будем с вами заниматься на уроке? Правильно! Откройте тетради, запишите число, класная работа и тему урока "Решение систем уравнений способом подстановки" Кто сформулирует цель урока?

IV. Изучение новой темы      

   Поляна систем уравнений . Давайте  погуляем по ней. Перед вами система уравнений.

 

Чтобы узнать как найти решение данной системы, вам нужно открыть учебник на стр. (300 вычесть 89). Итак, ребята, кто мне объяснит как же решить данную систему? (По пунктам по ученику выходят к доске и прописывают)

Алгоритм

1-й шаг.

Выразить из какого-нибудь уравнения системы
одну переменную через другую

2-й шаг.

Подставить в другое уравнение системы вместо
этой переменной полученное выражение

3-й шаг.

Решить полученное уравнение с одной
переменной

4 (3 + y) + y = 2,

12 + 4у + у = 2,

5у = –10,

у = –2.

4-й шаг.

Найти соответствующее значение второй
переменной

х = 3 + у,

х = 3 + (–2),

х = 1.

Ответ: (1; –2)

Физкультминутка

 V   Закрепление изученного материала. Берёзовая роща ГИА                                

 Ну что? Отдохнули. Идем дальше. Виднеется Берёзовая роща ГИА. Задание № 6 экзаменационной работы по математике в 9-ом классе:

Решите систему уравнений   

у = 5 – 2х;

 

4х – 10 + 4х = 2

8х = 12

х = 1

у = 5 – 2 ·  = 5 – 2 = 2

Ответ: (1; 2).

 VI. Повторение материала

                                                   Тестовое болото  

    Знакомая всем остановка. Вы, конечно, догадались, что будем сейчас выполнять тестовые задания. Учащийся  должен ответить на 8 вопросов теста.

   1. Какое из уравнений является  линейным уравнением с двумя переменными?

             П) 6ху=11                Э) 3х-2у=7                        Р) 5х22=8

   2. Какая пара чисел является решением  уравнения 4х-у=1?

             Й)  (2;7)                    А) (5;0)                             Е) (-3;4)

   3. В уравнении 3х+у=18 выразите у через х:

             К) у=18+3х               Л) х=18-у                          Н) у=18-3х

   4. График какого из уравнений параллельный оси Ох?

               Ш) у=10                 Т) х=-2                   Р) х+у=0

   5. Точка с абсциссой 3 принадлежит графику уравнения 2х+у=4. Определите ординату этой точки.

               К) 6                        Т) -2                        Н) 4

   6. Точка с ординатой 2 принадлежит графику уравнения 2х+у=4. Определите абсциссу этой точки.  

               Е) 1                        О) 0                         И) 4

   7. Какая из точек лежит на оси Оу?

               А) (3;0)                   Й) (0;-2)                  О) (1;1)

   8. Какой способ решения систем уравнений вы сегодня узнали?

                Н)  подстановки       Р) графический    К) сложения

            Теперь  проверьте правильность ответов. У вас должна получится  фамилия  ученого, который сказал девиз нашего урока:

 «Мне приходится распределять свое время между политикой и уравнениями. Но уравнения, полагаю, намного важнее».

                                                                                                      ЭЙНШТЕЙН

VII.Итог урока

Город  Результатов

     Путешествие наше  по стране Уравнений заканчивается.  Мы с вами обошли не все уголки этой страны. Впереди у нас еще будут и другие остановки, леса, горы. Потому что уравнения изучаются во всех класса, начиная с начальной школы и по 11 класс. Сейчас давайте подведем итог нашего путешествия.

Расскажите алгоритм решения систем уравнения способом подстановки?

  Домашнее задание: Выучить § 43  решить № 1068.

Рефлексия.

Ребята, а как вы думаете совершая путешествия на воздушном шаре нужно знать математику? У вас на столах лежат кружочки. Я вас прошу, пожалуйста, прикрепите в нашу корзину воздушного шара, свои эмоции , которые у вас были на сегодняшнем уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мне приходится распределять свое время между политикой и уравнениями. Но уравнения, полагаю, намного важнее»

Слайд 2

У знать хотим мы путь в стану , Р ешив задачку не одну , А если трудно будет нам идти , В ерное решение сумеем обязательно найти . Н адежную имеем мы закалку , Е сли надо применим смекалку . Н ам правила И формулы все по зубам , Е динством мысли мы докажем вам. 2

Слайд 3

1. Горы устных вычислений

Слайд 4

Ученый Вряд ли вы достигнете высот в любой из точных наук, не зная математику на достаточно высоком уровне. Занятие физикой, химией, астрономией и большинством других наук, без досконального знания математики (причем высшей), совершенно нереально. 4

Слайд 5

Инженер Эта профессия находится на стыке теоретической науки и прикладных исследований. Для создания механизмов или зданий нужно знать физические законы, которые также отображены в математической форме. 5

Слайд 6

Финансист Финансисту для успешной деятельности нужно знать законы экономики. Поведение участников рынка довольно сложно и для его описания используют законы статистики, законы случайных чисел. Биржевой работник не сможет нормально работать без функций и графиков – а это чистая математика. 6

Слайд 7

Музыкант Для построения гармонии, аккордов используют математические формулы. Точно так же они нужны и для изготовления музыкальных инструментов. 7

Слайд 8

Архитектор Архитектор – это по сути тот же инженер, который работает с проектами зданий. В его задачу входит подготовка плана строительства и его возможная корректировка в процессе. Вся документация, все чертежи любого объекта выполняются с использованием математических символов. 8

Слайд 9

Аналитик и статистик Люди этих специальностей работают с информацией. Обработка и анализ информации происходят с помощью математических вычислений и функций. Обе эти специальности сейчас становятся все более популярными. 9

Слайд 10

Программист Это человек, который создает новые и улучшает старые программы для компьютерной техники. Пишутся они с использованием довольно сложных математических алгоритмов на специфических языках программирования. 10

Слайд 11

Кладовщик Люди этой профессии без знания математики тут тоже никуда. Современные логистические центры представляют из себя огромные комплексы, со сложным оборудованием и очень большой номенклатурой товаров. Для того, чтобы вести точный учет всего этого созданы специальные программы, компьютер является важным помощником современных кладовщиков. 11

Слайд 12

Синоптик Для того, чтобы сделать правильный прогноз погоды необходимо обработать большой объем информации и сделать экстраполяцию на будущее. Для создания погодных прогнозов используют космические спутники и очень мощные компьютеры со специальными программами. 12

Слайд 13

Штурман Эта профессия также неразрывно связана с математикой. Люди этой профессии прокладывают верный путь, определяют текущее местоположение судна или самолета. Именно этот человек работает с навигационными приборами и картами. 13

Слайд 14

2 . Деревня Теоретическая

Слайд 15

Тема: «Решение систем уравнений способом подстановки» 15

Слайд 16

3 . Поляна Систем уравнений

Слайд 17

Физминутка 17

Слайд 18

4 . Березовая роща ГИА

Слайд 19

5 . Тестовое болото

Слайд 20

1. Какое из уравнений является линейным уравнением с двумя переменными? П) 6ху=11 Э) 3х-2у=7 Р) 5х 2 +у 2 =8 2. Какая пара чисел является решением уравнения 4х-у=1? Й) (2;7) А) (5;0) Е) (-3;4) 3. В уравнении 3х+у=18 выразите у через х: К) у=18+3х Л) х=18-у Н) у=18-3х 4. График какого из уравнений параллельный оси Ох? Ш) у=10 Т) х=-2 Р) х+у=0 5. Точка с абсциссой 3 принадлежит графику уравнения 2х+у=4. Определите ординату этой точки. К) 6 Т) -2 Н) 4 6. Точка с ординатой 2 принадлежит графику уравнения 2х+у=4. Определите абсциссу этой точки. Е) 1 О) 0 И) 4 7. Какая из точек лежит на оси Оу ? А) (3;0) Й) (0;-2) О) (1;1) 8. Какой способ решения систем уравнений вы сегодня узнали? Н) подстановки Р) графический К) сложения 20

Слайд 21

«Мне приходится распределять свое время между политикой и уравнениями. Но уравнения, полагаю, намного важнее»

Слайд 22

Альберт Эйнштейн 22

Слайд 23

6 . Город Результатов

Слайд 24

Домашнее задание 24 § 43 выучить алгоритм, решить № 1068

Слайд 25

Спасибо за внимание! 25



Предварительный просмотр:

Ученый

Вряд ли вы достигнете высот в любой из точных наук, не зная математику на достаточно высоком уровне. Это невозможно, точно так же, как взять первый приз на конкурсе имени Чайковского человеку, который лишен слуха. Занятие физикой, химией, астрономией и большинством других наук, без досконального знания математики (причем высшей), совершенно нереально. 

Изображение к материалу Ученый

Инженер

 Эта профессия находится на стыке теоретической науки и прикладных исследований. Для создания механизмов или зданий нужно знать физические законы, которые также отображены в математической форме.

Изображение к материалу Инженер

Финансист

Финансисту для успешной деятельности нужно знать законы экономики, а это точная наука, имеющая свой довольно сложный математический аппарат. Поведение участников рынка довольно сложно и для его описания используют законы статистики, законы случайных чисел. Биржевой работник не сможет нормально работать без функций и графиков – а это чистая математика.

Изображение к материалу Финансист

Музыкант

Звук – это природное явление, которое четко описывается законами акустики, так что написать красивую мелодию, не зная законов цифр, будет проблематично. Для построения гармонии, аккордов используют математические формулы. Точно так же они нужны и для изготовления музыкальных инструментов.

Изображение к материалу Музыкант

Архитектор

Архитектор – это по сути тот же инженер, который работает с проектами зданий. В его задачу входит подготовка плана строительства и его возможная корректировка в процессе. Вся документация, все чертежи любого объекта выполняются с использованием математических символов.

Изображение к материалу Архитектор

Аналитик и статистик

Люди этих специальностей работают с информацией. Обработка и анализ информации происходят с помощью математических вычислений и функций. Обе эти специальности сейчас становятся все более популярными и специалисты в этих областях работают в финансовых компаниях, инвестиционных фондах, в сфере страхования, в банках.

Изображение к материалу Аналитик и статистик

Программист

Это человек, который создает новые и улучшает старые программы для компьютерной техники. Пишутся они с использованием довольно сложных математических алгоритмов на специфических языках программирования. Это чистая математика, мир абстрактных символов и формул.

Изображение к материалу Программист

Кладовщик

Возможно, обязанности, которые выполняют люди этой профессии кому-то и покажутся простыми, но без знания математики тут тоже никуда. Современные логистические центры представляют из себя огромные комплексы, со сложным оборудованием и очень большой номенклатурой товаров. Для того, чтобы вести точный учет всего этого созданы специальные программы, компьютер является важным помощником современных кладовщиков.
Изображение к материалу Кладовщик

Синоптик

Люди, которые делают прогнозы погоды, должны описывать и анализировать очень сложные процессы, происходящие в атмосфере нашей планеты. Для того, чтобы сделать правильный прогноз погоды необходимо обработать большой объем информации и сделать экстраполяцию на будущее. Для создания погодных прогнозов используют космические спутники и очень мощные компьютеры со специальными программами.

Изображение к материалу Синоптик

Штурман

Эта профессия также неразрывно связана с математикой. Люди этой профессии прокладывают верный путь, определяют текущее местоположение судна или самолета. Именно этот человек работает с навигационными приборами и картами. Тут нельзя обойтись без математики и геометрии.

Изображение к материалу Штурман



Предварительный просмотр:

Алгоритм

1-й шаг.

Выразить из какого-нибудь уравнения системы
одну переменную через другую

2-й шаг.

Подставить в другое уравнение системы вместо
этой переменной полученное выражение

3-й шаг.

Решить полученное уравнение с одной
переменной

4 (3 + y) + y = 2,

12 + 4у + у = 2,

5у = –10,

у = –2.

4-й шаг.

Найти соответствующее значение второй
переменной

х = 3 + у,

х = 3 + (–2),

х = 1.

Ответ: (1; –2)

Алгоритм

1-й шаг.

Выразить из какого-нибудь уравнения системы
одну переменную через другую

2-й шаг.

Подставить в другое уравнение системы вместо
этой переменной полученное выражение

3-й шаг.

Решить полученное уравнение с одной
переменной

4 (3 + y) + y = 2,

12 + 4у + у = 2,

5у = –10,

у = –2.

4-й шаг.

Найти соответствующее значение второй
переменной

х = 3 + у,

х = 3 + (–2),

х = 1.

Ответ: (1; –2)

1. Какое из уравнений является  линейным уравнением с двумя переменными?

             П) 6ху=11                Э) 3х-2у=7                        Р) 5х22=8

   2. Какая пара чисел является решением  уравнения 4х-у=1?

             Й)  (2;7)                    А) (5;0)                             Е) (-3;4)

   3. В уравнении 3х+у=18 выразите у через х:

             К) у=18+3х               Л) х=18-у                          Н) у=18-3х

   4. График какого из уравнений параллельный оси Ох?

               Ш) у=10                 Т) х=-2                   Р) х+у=0

   5. Точка с абсциссой 3 принадлежит графику уравнения 2х+у=4. Определите ординату этой точки.

               К) 6                        Т) -2                        Н) 4

   6. Точка с ординатой 2 принадлежит графику уравнения 2х+у=4. Определите абсциссу этой точки.  

               Е) 1                        О) 0                         И) 4

   7. Какая из точек лежит на оси Оу?

               А) (3;0)                   Й) (0;-2)                  О) (1;1)

   8. Какой способ решения систем уравнений вы сегодня узнали?

                Н)  подстановки       Р) графический    К) сложения

1. Какое из уравнений является  линейным уравнением с двумя переменными?

             П) 6ху=11                Э) 3х-2у=7                        Р) 5х22=8

   2. Какая пара чисел является решением  уравнения 4х-у=1?

             Й)  (2;7)                    А) (5;0)                             Е) (-3;4)

   3. В уравнении 3х+у=18 выразите у через х:

             К) у=18+3х               Л) х=18-у                          Н) у=18-3х

   4. График какого из уравнений параллельный оси Ох?

               Ш) у=10                 Т) х=-2                   Р) х+у=0

   5. Точка с абсциссой 3 принадлежит графику уравнения 2х+у=4. Определите ординату этой точки.

               К) 6                        Т) -2                        Н) 4

   6. Точка с ординатой 2 принадлежит графику уравнения 2х+у=4. Определите абсциссу этой точки.  

               Е) 1                        О) 0                         И) 4

   7. Какая из точек лежит на оси Оу?

               А) (3;0)                   Й) (0;-2)                  О) (1;1)

   8. Какой способ решения систем уравнений вы сегодня узнали?

                Н)  подстановки       Р) графический    К) сложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры по теме: «Решение систем уравнений»

Урок обобщения и повторения с дидактической игрой «Осенний кросс»  в классе КРО.Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Решение систем уравнений", закрепление умения применять получен...

Урок алгебры 7 класс Решение систем уравнений методом подстановки

Тип урока: урок рефлексии.Технология: урок разработан в системе традиционного обучения с опорой на технологию деятельностного метода.Цель урока: создать условия для повторения и закрепления алгоритма ...

Конспект урока с презентацией на тему "Решение систем уравнений способом подстановки"

Конспект урока с презентацией на тему "Решение систем уравнений способом подстановки"Цели урока-способствовать выработке навыков и умений при решении систем уравнений способом подстановки;- развивать ...

Урок на тему "Решение систем уравнений способом подстановки и способом сложения".

Урок изучения новой темы в компетентностно- констектной модели обучения и воспитания (первый этап всей изучаемой  темы)...

Конспект урока "Решение систем уравнений способом подстановки"

Конспект урока "Решение систем уравнений способом подстановки"...

Урок по теме: «Решение систем уравнений способом подстановки»

Цель: обеспечить осознанное усвоение обучающимися алгоритма решения систем линейных уравнений способом подстановки.Задачи урока: - расширить знания обучающихся о системах линейных уравнений, совместно...


 

Комментарии

Здравствуйте! Меня зовут Алексеева Наталья Сергеевна

замечательный конспект открытого урока. Мне всегда интересны уроки-путешествия, или уроки -Квесты. Это очень интересно!

Стреха Дарья Сергеевна

Спасибо за комментарии