«Технология критического мышления как структурный компонент современного урока»
статья по алгебре (11 класс)

   Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология критического мышления как структурный компонент современного урока»

Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ № 1

Раисы Георгиевны Степановой

  1. Вступление.

   Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.

Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

 В  настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

      Всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности . Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.    

    И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы». Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и  самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

2.        Основная часть.

Каковы же особенности современного урока

Современные подходы к   уроку: личностно-ориентированный,   деятельностный, компетентностный.

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Я придерживаюсь трёх  постулатов, которые  заложены в основание новой технологии урока:

1.        «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». ( Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.)

2.        «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

(Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.)

  1. «Ученик в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Как я моделирую современный урок

1. Самоопределение к деятельности начинаю с мотивации.

2. Актуализирую и  фиксирую затруднения.

3. Совместно с детьми ставим цели урока.

4. Вместе ищем  пути решения проблемы.

5. Закрепляем во   монологической или диалогической речью.

6. Ведём самостоятельную работу с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

7. Закрепляем знания  на практике.

8. Рефлексия.

Критерии результативности урока:

1.Использую разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

2. Добиваюсь осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

3. Стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю минимальные успехи.

4.Задаю задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.

5.Систематически обучаю детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.

6. Обучаю технологии диалога, умению  учащихся ставить и адресовать вопросы.

7. Стараюсь эффективно использовать проблемную форму обучения, учу детей работать по правилу и творчески.

8. Поощряю, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучаю корректным формам их выражения.

9.  Создаю атмосферу сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта.

    Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития.  Для того, чтобы мои уроки были эффективными, я использую технологию критического мышления.

 Под критическим мышлением понимаю проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.  

Урок, построенный по технологии критического мышления имеет свою структуру:  1 стадия  - вызов, 2 стадия – осмысление, 3 стадия – рефлексия.

Первая стадия – вызов.

 Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

1) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания  по данной теме или проблеме;

2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,  мотивировать ученика к учебной деятельности;

3)  побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление.

Эта стадия позволяет ученику:

1) получить новую информацию;

2) осмыслить её;

3) соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия.

 Здесь основным является:

1) целостное осмысление, обобщение полученной информации;

2) присвоение нового знания, новой информации учеником;

3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

     Технологию развития критического мышления можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка,  на уроках математики, музыки, изобразительного искусства.

На стадии вызова использую такие приёмы, как:

1.Мозговая атака; «Верите ли вы, что…»; Кластер; Таблица «ЗХУ»; Ассоциации;  Корзина идей;

1.Мозговая атака предполагает 2 этапа:

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

2.Приём  «Верите ли вы, что…» например:

Вопрос

В начале урока

В конце урока

1. Промышленность производит большую часть товаров для людей?

2. Производством космических кораблей может заниматься одна из отраслей промышленности?

3.Электричество может вырабатываться на гидроэлектростанциях?

4.Современной отраслью промышленности является электронная промышленность?

5.Химия – это наука о веществах?

3.Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

4.Таблица «З  Х У»
(«Знаю – Хочу знать – Узнал»). Заполняем 1 и 2 столбики.

5.Ассоциации. Учащимся предлагается вспомнить и поделиться информацией с одноклассниками,  т.е. назвать, какие ассоциации у них возникают с каким либо словом по определённой теме.

6. Корзина идей

1. Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме

2.  Обмен информацией в парах или группах

3.  Группы по кругу называют сведения, факты

4.  Учитель записывает все на доске

5.  Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации.

На стадии осмысления

1.Заполняем 3 столбик таблицы «ЗХУ» ;

2.Дополняем кластер  новыми знаниями (можно другим цветом пасты, фломастером, чтобы наглядно увидеть, что дети знали в начале урока и что узнали на стадии осмысления);

3. Бортовой журнал;

4. Чтение с остановками

 На основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст, а  познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале.  Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

5. “Послушать-сговориться-обсудить”.

    Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте и из 6 слов отобрать 3 слова. За это время каждое из слов  повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение.

 Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.

Стадия рефлексии

1. Синквейн;

2.  Кластер (дополнение);

3.  «Верите ли вы, что…»(сравнение записей в начале урока и в конце);

4.  Ассоциации

5. Приём «Письмо по кругу».

Учащиеся делятся на группы.  На одном листе бумаги я  предлагаю учащимся записать  одно- два предложения по определенной теме. Один ученик начинает запись, затем следующий  должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

      Конечно же использую на уроках ИКТ, ЭОРы. Работа  в парах, в группах  направлена на  совершенствование коллективистских отношений, дети учатся слушать друг друга,  высказывать, защищать свою точку зрения, оценивать свою деятельность и деятельность товарищей на уроке.

Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостностное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомлённости, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции, склонность к применению навыков критического мышления в жизни.

   В процессе применения технологии развития критического мышления:

•        происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

•        появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

•        создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

•        формируется направленность на самореализацию.

     Считаю продуктивным проводить уроки в технологии критического мышления, разработанные на основе межпредметной интеграции. Связывая знания по нескольким предметам в одно целое, учащиеся уже критически мыслят.  Стараюсь активизировать интеллектуальные способности учащихся, развить навыки переработки информации,  творческое мышление и  воображение.

    Мои уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения. (слайд с высказыванием Джона Дьюи)

3. Мастер-класс

1.Составить кластер со словосочетанием «Современный урок».

2. Составить синквейн со словом «Урок».

4. Итог

Так что же для  нас современный урок ?

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность и т.д.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет своё, совершенно твёрдое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жёстких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний,  создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления и ее применение на уроках географии

В данной статье описывается технология критического мышления, ее особенности. Отрицательные и положительные моменты ее применения. В статье приведено в пример несколько уроков по данной техноло...

Технология критического мышления при внедрении ФГОС на уроках английского языка

Выступление на пед.совете с темой "Технология критического мышления при внедрении ФГОС" (с примерами и пояснениями)....

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления для раскрытия концепции современного образования"

Цель: раскрыть основные проблемы современной системы образования и способы их решения.Задачи:- провести комплексный анализ текста официально-делового стиля;- раскрыть содержание документа об образован...

Технология критического мышления и применение ее на уроках географии

Технология критического мышления и применение ее на уроках географии...

Технология критического мышления при проектировании современного урока в контексте ФГОС.

Инновационные методы и формы обучения с учетом требованийСтандартов второго поколения :1. ИКТ2. Проблемное обучение3. Технология сотрудничества4. Здоровье сберегающая технология5. Педагогика сотруднич...