Модель выпускника основной и средней школы
статья

Богомолова Татьяна Анатольевна

Модель выпускника основной и средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vypusknika_osnovnoy_i_sredney_shkoly.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете «Учитель 21 века»

Дата 08.11.13

Тема «Модель выпускника основной и средней школы»

«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь».
В.О. Ключевский

Каждый из нас когда-нибудь задает себе вопрос: « Кто «я»?». Мой ответ таков: «Я» - учитель, на меня возложена высокая миссия: сопровождать ребенка, знакомить с этим прекрасным тайным миром, оберегать от порой грубого, скрытого. Каким хочет видеть меня ребенок? Каким хотят видеть меня родители моих учеников? Они ждут многого от меня, современного учителя. Задача каждого учителя дать ребенку счастье. Оно многогранно, оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом. Спросим любого ученика: «Каким ты видишь учителя»? На первом месте доброго,  любящего. Действительно, чем больше любви несешь детям, тем больше отдачи получаешь. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Детям не важен мой возраст, учитель становится мамой: умной, знающей, в любую минуту приходящей на помощь. Я для них всегда молода и красива, как мама. И это моя жизнь, жизнь среди непоседливых и талантливых, трудолюбивых и любознательных, наивных и смешных детей, которым я нужна.  Нужна, чтобы научить самому простому: читать, писать, считать.  Нужна, чтобы научить самому нужному: уважать людей, видеть прекрасное в обычном.  Нужна, чтобы научить самому важному: любить маму и папу, родных и друзей, родину, мир. И осознание «нужности» на этой Земле дала мне именно профессия.

Впервые в истории человечества поколения вещей и идей сменяются быстрее, чем поколения людей; теперь даже в масштабах обыденной человеческой жизни изменения начинают преобладать над преемственностью и постоянством. Переменам, ставшим неотъемлемой чертой современного мира, свойственны непрерывность и постоянность; стремительность и тенденция к ускорению; они носят глобальный характер, касаясь практически всех областей и условий деятельности и жизни человека и общества.

Меняются требования к учителю… от него ждут результата…Что может быть результатом учительского труда? В каких единицах можно измерить результативность его деятельности? Очень сложно ответить….. Но тем не менее, существуют запросы государства, родителей, самих выпускников школ на трех уровнях образования: начальной, основной и средней…..

Основные принципы построения модели выпускника современной школы: 

1. Принцип приоритетности – признание духовных ценностей как основополагающих. 

2. Принцип гармоничности – отражение в модели всестороннего развития личности учащегося.

 3. Принцип историзма – опора на конкретный опыт воспитания в прошлом и настоящем, в разных странах и у разных народов

 4. Принцип научности – теоретическое обоснование модели носит комплексный междисциплинарный характер, базируется на фундаментальных положениях педагогики, психологии, социологии, философии, экономики. 

5. Принцип реальности – модель должна быть приемлема и достижима.

 6. Принцип актуальности – соответствие модели приоритетным направлениям работы школы, требованиям времени, общества, государства. 

7. Принцип коллегиальности и интегрирования – модель разрабатывают все участники образовательного процесса: администрация школы, педагогический коллектив, учащиеся, родители.

 8. Принцип гибкости и вариативности — возможность обновления модели при изменении социально-экономической ситуации в обществе. Имеется в виду такое ее обновление, при котором сохранялась общечеловеческие идеалы и ценности

9. Принцип эффективности – качества личности, закрепленные в модели, действительно являются наиболее ценными в современных условиях, что находит подтверждение в дальнейшем жизненном пути выпускников школы.

Нельзя забывать о том, что современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что "никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети".

Нормативно-правовой базой создания модели выпускника школы являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Концепция федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. 

Модель выпускника начальной школы (выступление Сироткиной В.В.)

Модель выпускника школы (каким хотят видеть выпускника государство):

- Личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом;

- гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей др. национальностей, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничества, необходимых для сохранения и совершенствования человечества;

- человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;

- семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью;

- человек, свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающих свободу выбора и права других людей;

- личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культурных отношений;

- житель планеты земля, сознающий себя частью ее природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

При проведении анкетирования родителей в среднем и старшем звене, можно сделать вывод, что большинство родителей хотят видеть ребенка воспитанным, серьезным, ответственным, целеустремленным, коммуникабельным, дисциплинированным, настойчивым; «готовым всегда дать ответ на возникшие вопросы и найти выход из проблемных ситуаций».  А также, родители видят своего ребенка «как абитуриента одного из нижегородских ВУЗов, которому для успешного поступления в ВУЗ необходимы высокий уровень знания, самостоятельность, умение учиться, быть справедливым.

При проведении анкетирования учеников 9, 11 класс можно сделать вывод:

Модель выпускника средней школы (9-й класс) 

Выпускник основной школы должен: 
1. Освоить учебный материал по всем предметам школьного учебного плана. 
2. Овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных норм жизни в обществе. 
3. Овладеть простейшими знаниями о профессиях (курсы, экскурсии на предприятия, классные часы и т.д.) 
4. Проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями:
• умение найти общий язык с социумом (коллективом, семьей, друзьями); 
 • способность вести здоровый образ жизни; 
• умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность; 
• проявлять активную жизненную позицию. 

Модель выпускника средней школы (11-й класс) 

Выпускник средней школы должен: 
1. Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана. 
2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным. Уметь планировать свою работу, прогнозировать результаты и всегда добиваться своей цели. 
3. Овладеть ключевыми компетентностями: 
- умение самостоятельно работать с различными источниками информации; 
-  умение ставить перед собой цель и добиваться ее

4.  быть настойчивым и трудолюбивым, воспитанным и образованным

В своей работе я все время оцениваю, насколько комфортно ученикам, на моих уроках, учусь доверять им и жду от них того же. У В.А. Сухомлинского есть такие слова: «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в учебной и воспитательной деятельности. 

Каким же должен быть учитель современной школы? Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное, учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра. Еще учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки, понимая, как трудно бывает школьникам понять тот или иной материал. Если мы научимся признаваться в собственных ошибках, то и от детей не будем всегда ожидать безупречного поведения, ведь они тоже люди…маленькие люди. Ну и, конечно, в сердце учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпровождение. Я часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да! У меня любимая семья и у меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети, и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот». Что можно еще добавить? Учитель XXI века - это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

И, подытоживая всё выше сказанное, я думаю, что учитель XXI века должен соединять в себе и психолога, и валеолога, и физиолога, понимающего ребёнка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности и воспитания. Он должен быть специалистом, умеющим выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; быть правозащитником, охраняющим его права и здоровье; посредником между ребёнком и взрослым миром.

А мне и счастья большего не надо,
Когда я вижу в их глазах сиянье!
За труд учителя одна лишь есть награда –
Ответный шаг – взаимопониманье.
В.О. Ключевский

Выступила учитель химии                           Т. А. Богомолова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план основной и средней школы на 2012-2013 учебный год.

Учебный план для 5-11 классов с пояснительной запиской....

План ВШК основная и средняя школа

В плане контроля и руководства учебно - воспитательным процессом на II и III ступенях обучения на 2012-2013 учебный год указано содержание контроля, вид, ответственные, где рассатривается или в какой ...

Основные требования к познавательной деятельности выпускников основной и средней школы по предмету «Мировая художественная культура» (базовый уровень)

В статье говорится о способах проверки уровня подготовленности учащихся по предмету МХК  и о том, какими знаниями и умениями базового уровня должны овладеть выпускники основной и средней школы по...

Современные требования к подготовке по русскому языку и литературе выпускников основной и средней (полной) школы в условиях перехода на новые ФГОС

Эта статья предлагает некоторый анализ проблем при подготовке учащихся к ОГЭ курса русского языка и некоторые рекомендации по их решению.Необходимо уделять больше времени усвоению как можно большего л...

«ЕГЭ, ГИА и другие формы мониторинга, итогового контроля. Критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку и литературе»

Важным фактором, определяющим конкурентоспособность образовательной системы, является качество образования. При изменении характера и задач образования, при переходе на новые образовательные стандарты...

Рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной и средней общеобразовательной школы (из опыта работы

При подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников, я, прежде всего, знакомлюсь с методическими  рекомендациями  для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок...