Главные вкладки

    Методическая разработка по биологии (7 класс) по теме:
    Урок по биологии на тему "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

    Хисматуллина Земфира Рафкатовна

    Задачи:

    1.     продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих;

    2.     дать общую характеристику отрядов парнокопытных и непарнокопытных,

    3.     познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны;

    4.     воспитывать бережное отношение к природе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Тема: "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

     

    Задачи: 

    1. продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих;
    2. дать общую характеристику отрядов парнокопытных и непарнокопытных,
    3. познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны;
    4. воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: таблицы «Парнокопытные», «Непарнокопытные», компьютер, проектор.

    ХОД УРОКА.

    Ведущий. Здравствуйте. Сегодня у вас необычный урок.  И

    Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на  моем уроке . Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони.

      Вы на прошлом уроке изучали Отряды ластоногих, китообразных, и хоботных. Давайте быстренько проверим пройденную тему.

    - Какие два вида животных относиться к отряду хоботных? (Индийский слон и африканский слон)

    - Что представляет хобот и каковы его функции?(Это массивный мышечный хобот возник у животных в результате срастания носа и верхней губы. Хоботом слоны дышат, пьют воду, достают из деревьев плоды для питания, способны поднять с земли как мелкие предметы, так и крупные, например бревно более 1 т.)

    - Какие виды входят к отряду ластоногих? (Тюлени, моржи, морские котики)

    -

    Молодцы!

    1. Изучение нового материала.

    . Сегодня, наш урок  посвящен знакомству с отрядами млекопитающих животных «Парнокопытные» и «Непарнокопытные». Животные этих отрядов больше используются человеком в его жизни. И сегодня узнаем, какие животные  называются парнокопытными и непарнокопытными  и какие животные относятся к этому отряду.

    Копытные – это относительно крупные животные, пальцы ног одеты копытами, большинство растительноядные, обладают способностью быстро бегать; детеныши рождаются зрячими, покрыты волосяным покровом, способны через несколько часов после рождения бегать за родителями. В зависимости от числа пальцев на ногах и характер зубной системы копытных делят на два отряда: Парнокопытные и Непарнокопытные.

    А какие животные относятся к отряду Парнокопытные? Как вы думаете?

    Отряд Парнокопытные. Объединяет свиней, баранов, коз, антилоп, бегемотов, жирафов, верблюдов.

    . А почему отряд получил такое название?

      Название отряду дано за наличие у этих животных развитых третьего и четвертого пальцев, окончания которых покрыты толстым роговым копытом, как футляром или башмаком. Второй и пятый пальцы  недоразвиты, а первый – редуцирован.

    Общее число видов около 200, объединенных в подотряды: Нежвачные и Жвачные.

    Подотряд Жвачных  объединяет около 180 видов из 6 семейств: Оленьковые, Оленевые, Жирафовые, Вилорогие, Полорогие, Кабарги.  

    У жвачных копытных, питающихся травой и побегами деревьев, жующие поверхности зубов принимают характерное складчатое полулунное строение, число зубов сокращается. У видов, обрывающих растения языком и нижними резцами, верхних резцов нет, а нижние клыки приобрели форму резцов. Морда у них значительно удлинена и между резцами и коренными зубами образуется диастема. Отряд назвали за наличие жвачки. Жвачка- комок отрыгнутой растительной пищи, требующей доработки в ротовой полости. Пища отрыгивается из сложного желудка, состоящего из 4 –х отделов. В первом отделе – рубце- растительная пища сбраживается  и проталкивается в сетку. Из сетки она отрыгивается в рот, где смачивается слюной и перетирается. Эта частично переваренная пища и является жвачкой.

    Полужидкая масса затем попадает в третий отдел- сычуг- для окончательной обработке желудочным соком. Какие жвачные животные вы знаете?(Корова,овцы)

    Подотряд нежвачные включает 3 семейства: Свиньи, Бегемоты, Пекари, всего 12 видов. У нежвачных массивное тело, короткие четырехпалые конечности. Клыки выдвинуты за пределы рта, на конце морды хрящевой пятачок. Всеядны. Желудок простого строения. Рогов нет Подкожный слой жира значительный. Какое животное встречается у нас?(Свиньи)

    Интересно, а от каких животных произошли Парнокопытные?.

    Биолог. Крупный рогатый скот произошел от европейского тура, который был распространен на юге Европы и Азии. В XYII в. в лесах Польши в небольших количествах еще встречались туры. Продолжительная охота на них ради шкуры и мяса привела к их истреблению.

    . Как используются эти животные человеком?

    -Среди сельскохозяйственных животных первое место принадлежит корове. Она составляет основу нашего мясного питания. Кожа - основной материал для обувной промышленности. Из отходов кожевенного производства вываривают столярный клей. Шерсть идет на войлок, рога дают материал для мелких поделок и пуговиц. Но самый важный продукт, который дают эти животные, - молоко.

     

    .Как вы думаете, Какие особенности характерны для отряда Непарнокопытные?Слайд

    Зоолог. В отряд входит 16 видов крупных животных. Представители отряда обладают общими признаками: конечности у большинства из них снабжены копытами, образовавшимися за счет мощного развития среднего пальца в сравнении с остальными. В скелете отсутствуют ключицы. Питаются эти животные только растительной пищей. Отряд включает три семейства: Тапиры, Лошади, Носороги.

    Зоолог. Типичный представитель отряда Непарнокопытные – лошадь Пржевальского. В условиях пустыни и полупустыни Центральной Азии лошади обитают небольшими табунами, питаясь жесткими растениями, в поисках которых пробегали большие расстояния. Для сохранения и изучения лошади Пржевальского при Международном Союза охраны природы создан специальный международный комитет.

    Лошадь – одно из полезнейших домашних животных, распространившееся вместе с человеком по всем частям света. В домашнем состоянии лошадь образовала более сотни пород.

    Человек пользовался лошадью в первую очередь как средством передвижения и как тягловой силой. Некоторые народы употребляют в пищу молоко и мясо лошадей, но мясных и молочных пород лошадей нет. В кобыльем молоке содержится до 6% молочного сахара (в коровьем 4%), поэтому оно легче подвергается спиртовому брожению, образуя питательный пенистый освежающий напиток – кумыс, богатый витаминами А, В, С; он является лечебным средством при туберкулезе.

        К семейству Лошади относятся зебры, куланы, ослы. Сомалийский и нубийский ослы обычно высотой до 100-120 см, песочно-серого цвета с темноватой полосой, идущей вдоль хребта. Живут в Африке – в пустыне и степях. Сомалийский и нубийский ослы считаются произошедшими от дикого осла, обитающего в пустынях Северной Африки. Оба вида занесены в Красную книгу.

           Непарнокопытным относится носороги

    Семейство носорогов насчитывает 5 видов – суматранский, индийский, черный, белый, яванский. Это большие тяжелые звери, массой 3,5 т и более, высотой 1-2 метра при длине 2-5м. Кожа толстая, почти лишена волос. На передней части морды находятся один или два рога, у черного – от трех до пяти. Длина переднего рога может достигать 158 см. Ноги короткие, трехпалые. Живут носороги в Африке и Южной Америке.

      Носороги занесены в Красную книгу

      Рога носорога очень высоко ценятся за якобы большую целительную силу, именно из-за них носорогов уничтожают, даже в заповедниках и национальных парках

    .

    1. Закрепление темы.

    - Что нового вы  узнали?

    - Какие животные относятся к парнокопытным?

    - На какие подотряды делятся парнокопытные?

    - Какие жвачные животные вы узнали? Почему их так называют?

    Д.з Изучить п. И знать систематику. Выписать в тетрадь из текста учебника информацию о следующих животных:

    1. парнокопытные нежвачные;
    2. парнокопытные жвачные;
    3. непарнокопытные.

     Спасибо вам за урок!

    Задания.

    1) Кому легче и кому труднее пройти по заболоченной местности: корове или лошади? Почему?

    Ответ: Лошадь хуже, а у коровы при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вытаскивании ноги, сближаются и вокруг них свободно проходит воздух, а у лошади при вытаскивании ног из вязкой почвы по копытами создается пониженное давление и наружное атмосферное давление затрудняет движение ног.

    2) Почему лоси сравнительно легко могут бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?

    Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, и давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.

    3) Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы?

    Ответ: Оказывается ,что у оленя «надувная» шерсть, пустотелые шерстинки заполнены воздухом, а т.к. воздух плохо проводит тепло, такая шерсть хорошо защищает от холода.

    4) Дикая лошадь Пржевальского и зебра относятся к одному отряду. Чем объяснить их различную окраску?

    Ответ: Это объясняется влиянием местообитания и образа жизни.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1
    Отряд Непарнокопытные

    Слайд 2
    Животные с опорой на три пальца

    Слайд 3
    Тапир с детенышем

    Слайд 4
    Носорог с детенышем

    Слайд 5
    Животные с опорой на один палец

    Слайд 6
    Тарпан

    Слайд 7
    Дикий осел

    Слайд 8
    Кулан

    Слайд 9
    Лошадь Пржевальского

    Слайд 10
    Зебра

    Слайд 11
    Отряд Парнокопытные. Нежвачные животные.

    Слайд 12
    Бегемот

    Слайд 13
    Кабан

    Слайд 14
    Жвачные животные
    Жвачные пережевывают пищу дважды, сначала слегка, после чего она поступает в передний отдел желудка, где ее обрабатывают одноклеточные. Затем пищу пережевывают второй раз, более тщательно, после этого она попадает в задние отделы желудка, где начинает перевариваться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»

    Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....

    Интегрированный урок по биологии на тему: «Сон и сновидения». 8-й класс

    Интегрированный урок по биологии на тему:«Сон и сновидения». 8-й класс...

    Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"

    «Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст...

    Конспект урока по биологии на тему "Современное состояние и охрана растительности" для 11 класса.

    Конспект урока составлен в соответствии с требованияим ФГОС. на этом уроке предполагается использование учениками компьютерное оборудование и электронные папки с материалами по дпнной теме. Ученики са...

    Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс

    Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...