Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Нуклеиновые кислоты.
презентация к уроку биологии (9 класс) по теме

Материал урока позволяет в доступной форме объяснить и показать строение и функции нуклеиновых кислот. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nukleinovye_kisloty.ppt1.73 МБ
Файл nukleinovye_kisloty.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка знаний по теме «Белки, состав, структура, функции» (работа на 10-12 минут)

Слайд 2

1 вариант 2 вариант На «3» 1.Вместо точек проставьте нужные слова: А)В состав белков входят элементы:…; А) Мономерами белков являются… ; Б) Всего в белках имеется … видов аминокислот Б) Основная связь между мономерами белка -… В) Вторичная структура белка в виде … В) Первичная структура белка в виде …; Г) Четвертичная структура белка в виде…; Г) Третичная структура белка в виде…; Д) Восстановление природной структуры белка называется…; Д) Разрушение природной структуры белка называется… На выполнение задания - 3 минуты

Слайд 3

На «4» 2. Вместо точек проставьте соответствующие функции белков А) Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют … функцию. А) Ферменты выполняют… функцию Б) Белки-гормоны выполняют … функцию Б) Антитела выполняют … функцию. В) Гемоглобин выполняет …функцию. В) Белки в составе мышц, хрящей, волос и т.д. выполняют … функцию. Г) Сократительные белки выполняют …функцию Г) Белки клеточных мембран, улавливающие воздействия на них выполняют… функцию. На выполнение задания – 5 минут

Слайд 4

На «5» 3. Ответьте на 1 вопрос (на выбор) А) Чем можно объяснить огромное разнообразие белков в природе, несмотря на то, что в их состав входят одни и те же аминокислоты? А) Почему для человека опасно повышение температуры тела свыше 41 0 ? Б) Какую структуру могут иметь белки в составе мышц и почему? Б) Какую структуру могут иметь белки в составе сухожилий и почему? В) Чем сходны и чем отличаются простые белки от сложных? В) Какой структурой определяются все особенности строения белка и почему? На выполнение задания – 2 минуты

Слайд 5

ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ: 1 вариант 2 вариант 1.Вместо точек проставьте нужные слова: А)В состав белков входят элементы N ,С,О,Н А) Мономерами белков являются аминокислоты Б) Всего в белках имеется 20 видов аминокислот Б) Основная связь между мономерами белка - пептидная В) Вторичная структура белка в виде спирали В) Первичная структура белка в виде цепочки аминокислот Г) Четвертичная структура белка в виде нескольких связанных глобул Г) Третичная структура белка в виде глобулы Д) Восстановление природной структуры белка называется ренатурация Д) Разрушение природной структуры белка называется денатурация 2. Какую функцию белков отражают примеры ? А) Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют каталитическую функцию. А) Ферменты выполняют каталитическую функцию Б) Белки-гормоны выполняют регуляторную функцию Б) Антитела выполняют защитную функцию. В) Гемоглобин эритроцитов выполняет транспортную функцию. В) Белки в составе мышц, хрящей, волос и т.д. выполняют строительную функцию. Г) Сократительные белки выполняют двигательную функцию Г) Белки клеточных мембран, улавливающие воздействия на них выполняют сигнальную функцию.

Слайд 6

заполнять таблицы по тексту учебника сравнивать объекты - молекулы ДНК и РНК логически связывать строение, свойства и функции молекул нуклеиновых кислот ТЕМА УРОКА: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: УЗНАТЬ: НАУЧИТЬСЯ: РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ: Состав, структуру и функции молекул нуклеиновых кислот. Решать задачи на применение принципа комплементарности

Слайд 7

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ МОНОМЕРЫ - НУКЛЕОТИДЫ ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота РНК рибонуклеиновая кислота Состав нуклеотида в ДНК Состав нуклеотида в РНК Азотистые основания: Аденин (А) Гуанин (Г) Цитозин (Ц) Урацил (У): Рибоза Остаток фосфорной кислоты Азотистые основания: Аденин (А) Гуанин (Г) Цитозин (Ц) Тимин (Т) Дезокси- рибоза Остаток фосфорной кислоты Информационная (матричная) РНК (и-РНК) Транспортная РНК (т-РНК) Рибосомная РНК (р-РНК)

Слайд 8

СТРУКТУРЫ ДНК И РНК Дж.Уотсон и Ф.Крик Открыли структуру ДНК в 1953г.

Слайд 9

СТРУКТУРЫ ДНК И РНК ДНК

Слайд 10

ДНК В СОСТАВЕ ХРОМОСОМ

Слайд 11

Выполнение задачи на комплементарность Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых оснований в молекуле ДНК. Задача : фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: Г Т Ц Т А Ц Г А Т Постройте по принципу комплементарности 2-ю цепочку ДНК. РЕШЕНИЕ: 1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т. Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А 2-я цепь ДНК: Значение комплементарности: Благодаря ей происходят реакции матричного синтеза и самоудвоение ДНК, который лежит в основе роста и размножения организмов.

Слайд 12

Репликация – процесс самоудвоения молекулы ДНК на основе принципа комплементарности. Значение репликации: благодаря самоудвоению ДНК, происходят процессы деления клеток.

Слайд 13

Задание для самостоятельной работы (10минут) Прочитайте внимательно текст § 1.6 и заполните таблицу: Признаки ДНК РНК СХОДСТВА РАЗЛИЧИЯ: 1) Сахар 2) Азотистые основания 3) Структура 4) Виды молекул 5)Местонахождение в клетке 6) Функции Критерии оценки: точность и краткость ответов, аккуратность выполнения

Слайд 14

Повторение и закрепление знаний: Вставьте нужные слова: В составе РНК есть сахар… В составе ДНК есть азотистые основания…; И в ДНК, и в РНК есть….; В ДНК нет азотистого основания… Структура молекулы РНК в виде… ДНК в клетках может находиться в … Функции РНК:… В составе РНК есть азотистые основания…; В составе ДНК есть сахар…; В РНК нет азотистого основания… Структура молекулы ДНК в виде… Мономерами ДНК и РНК являются…; РНК в клетках может находиться в… Функции ДНК:… (рибоза) (А,Г,Ц,Т) (А,Г,Ц,сахар, Ф ) (У) (Цепочки Нуклеотидов) (В ядре, митохондриях, хлоропластах) (Участие в синтезе белков) (А,Г,Ц,У) (дезоксирибоза) (Т) (Двойной спирали) (Нуклеотиды) (В ядре, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах) (Хранение и передача наслед. информ.)

Слайд 15

Утверждения правильные или неправильные? 1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин. - 2) Цепочки ДНК соединены водородными связями. + 3) р-РНК находятся в ядре. - 4) в ДНК нет азотистого основания урацил. + 5) в ДНК число гуаниловых оснований равно адениловым - 6) В РНК всегда против аденина находится тимин - 7) т-РНК находятся в цитоплазме. + 8) и-РНК образуются в ядре. + 9) в РНК нет азотистого основания урацил. - 10) в ДНК число тимидиловых оснований равно адениловым. +

Слайд 16

Дайте краткие ответы на вопросы:   В чем сходство и различия молекул ДНК и РНК?  В чем заключается принцип комплементарности?  Что такое репликация и каково ее значение? 4.   Какие типы РНК имеются и каковы их функции? 5.    В молекуле ДНК количество аденина (А) равно 15%.Каково содержание гуанина, тимина и цитозина в ДНК? 6.    В молекуле ДНК 3000 нуклеотидов. Найдите длину ДНК , зная длину одного мономера (0,34 нм). 7.    Какое отношение имеет ДНК к вопросу, заданному в начале урока? Благодаря какому свойству ДНК из семян яблони вырастает яблоня?  вопросы на запоминание и воспроизведение  - вопросы проблемно-поисковые    - вопросы творческого характера

Слайд 17

Домашнее задание: 1.  Завершить заполнение таблицы. 2.  Подготовиться к тестовой проверке знаний по § 1.6. 3.    Из дополнительных источников (учебники, ресурсы Интернет, электронные учебные диски) записать в тетради: сведения о пуриновых и пиримидиновых основаниях в ДНК, "правило Чаргаффа», механизм репликации ДНК .



Предварительный просмотр:

Урок с использованием ИКТ по теме "Нуклеиновые кислоты"

Тема урока:

Нуклеиновые кислоты.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  1. сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК;
  2. раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе.

Развивающие:

  1. развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);
  2. развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК)
  3. развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий.
  2. воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.

План урока

I. Организационный момент (1-2 мин.).

II. Тестовая проверка знаний о строении и функциях белков с последующей самопроверкой ответов. (10-12 мин.)

III. Изучение новой темы (18-20 мин).

  1. Мотивация к уроку (1-2 минуты).
  2. Нуклеиновые кислоты, состав, строение молекул. (объяснение учителя в ходе показа слайдов, после показа фильмов )
  3. Принцип комплементарности в ДНК, самоудвоение ДНК (объяснение учителя в ходе показа слайдов)
  4. Сравнение ДНК и РНК. (самостоятельная работа учащихся по учебнику).

IV. Повторение и закрепление материала. (3-4минуты)

V. Домашнее задание и подведение итогов(1-2минуты)

Материалы и оборудование:

  1. мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран);
  2. слайдовая презентация “Нуклеиновые кислоты”, (Приложение 1);
  3. фрагменты видеофильма “Строение ядра”, о молекулах нуклеиновых кислот;
  4. пространственная модель ДНК;
  5. таблицы в электронном формате по теме;
  6. анимационный фильм “Репликация ДНК”;
  7. 3D –модель ДНК (электронное пособие “Биология. 6-9 класс “Кирилл и Мефодий”);
  8. записи релаксационной музыки (во время выполнения самостоятельной работы), разноуровневые тесты.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный момент (1-2 мин.).

Организация начала урока, раздача тетрадей для проверочных работ, включение слайдовой презентации.

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест к уроку.

II. Проверка знаний по предыдущему уроку с последующей самопроверкой

(10 минут)

Слайды №3, 4, 5. Объяснение правил выполнения, ознакомление с критериями оценки. Сбор выполненных работ по истечении времени.

Слайд № 6 Ознакомление с правильными ответами и их пояснение.

Выполнение разноуровневых тестов, копирование ответов в рабочей тетради.

Самопроверка ответов по ключу со слайда №6

III. Изучение новой темы.

1. Мотивация к изучению темы

(1-2 минуты)

Слайд №7 Ознакомление с новой темой. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей и задач урока.

Вопросы для мотивации к изучению темы: Если мы разрежем яблоко, извлечем семена и посадим их, из этих семян никогда не вырастет рябина. Почему?

При затруднении учеников через ряд вопросов подводит к понятию наследственности. А вот как сегодняшняя тема связана с наследственностью мы узнаем, изучив тему и в конце урока попытаемся ответить на заданный вопрос.

Записывают в тетради тему урока. Слушают учителя, участвуют в определении целей и задач урока, отвечают на вопросы.

2. Нуклеиновые кислоты, состав, структура и функции молекул.

(5 минут)

Слайды № 8-11, фрагмент о молекулах ДНК и РНК из видеофильма “Строение ядра”, 3D-модель ДНК. Показывает и объясняет состав и структуру молекул ДНК и РНК, мотивируя учеников к тому, что внимание и запоминание рассказа учителя поможет им при выполнении самостоятельного задания. После показа фильмов задает вопросы по содержанию фильма.

По ходу объяснения делают записи в тетрадях.

После просмотра фильма отвечают на вопросы учителя.

3. Принцип комплементарности в ДНК, самоудвоение ДНК

(5 минут)

Слайды № 11, 12. Обращает внимание на рисунок ДНК и просит найти закономерность в расположении азотистых оснований. Объясняет понятие комплементарности и закрепляет знания на примере решения задачи.

Просмотр анимационного фильма “Репликация ДНК”.

Вопросы по фильму: Благодаря чему ДНК может самоудваиваться? Какое значение имеет репликация ДНК?

Внимательно слушают и записывают термины и участвуют в решении задачи.

В ходе повторного просмотра фильма при выключенном звуке комментируют процесс и отвечают на вопросы учителя.

4. Сравнение ДНК и РНК.

(10 минут)

Слайд № 13. Объясняет правила заполнения таблицы. По ходу выполнения оказывает индивидуальную помощь и проверяет тесты по ключу.

Для снятия усталости во время выполнения задания включается легкая музыка.

По §1.6. заполняют таблицу

“Сравнительная характеристика ДНК и РНК”. Работают индивидуально

IV. Повторение и закрепление материала.

(5-6 минут)

Слайд № 14-16. Объясняет при необходимости ответы, мотивирует к активному участию, напоминает о культуре общения и о необходимости внимания к ответу своих товарищей.

Поднимая руку, отвечают на вопросы учителя и задают интересующие вопросы.

V. Домашнее задание и подведение итогов

(1-2 минуты)

Слайд №17. Объявляет домашнее задание и оценки за проверочный тест и за участие на уроке. Подводит итоги урока.

Записывают домашнее задание, подают дневники для выставления отметок.

Методическая часть урока

Элемент ИКТ

Как (приемы и методы) используется в уроке?

Какие цели

ставятся при его применении?

Каким образом он усиливает эффективность достижения

целей, могут ли они быть достигнуты без его применения?

Слайды №2-4

Метод фронтального

тестирования

Оперативный контроль знаний и умений в короткие сроки, реализация дифференцированного обучения, развитие умений по выполнению тестовых заданий.

Экономит время и затраты на распечатку тестов. Позволяет легко вносить изменения (упростить или усложнить), но лишние затраты времени на проверку знаний уменьшают время, отведенное на другие этапы урока.

Слайд №5

Метод обратной связи, словесное объяснение.

Быстрая самопроверка и объективная самооценка усвоения изученного материала, формирование навыков самоконтроля

Выведение и словесное обоснование правильных ответов позволяет быстро провести “работу над ошибками”, эффективнее формируются навыки объективного самоанализа и самооценки знаний. Цели могут быть достигнуты, но с наименьшим эффектом и наибольшей затратой времени

Слайд №6

Прием постепенного выведения элементов слайда на экран

Научить учащихся самим формулировать цели и задачи по названию темы урока

Эффект анимации способствует привлечению внимания учеников, активизируется мышление при поиске ответа на вопросы учителя.

Слайды №7-10

Словесно-наглядный метод

Прием постепенного выведения объектов на экран

Визуализация объектов с помощью рисунков, схем, фотографий, рациональная организация познавательной деятельности учащихся

Постепенное выведение на слайд текста, рисунков, схем, фотографий позволяет чередовать объяснение с записями учащихся, последовательно излагать изучаемый материал, рационально использовать время. Яркие опорные элементы, слайдов наполненные исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке действуя на различные каналы восприятия, позволяют заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Данные слайды можно использовать на этапе повторения (учитель задает вопрос, ученики отвечают и правильность ответа проверяется выведением объектов слайда.).

Фрагменты о молекулах ДНК и РНК из видеофильма

“Строение ядра”, 3D –модель ДНК

Наглядный метод

Визуализация объектов микромира с помощью средств мультимедиа и пространственной модели молекулы, развитие познавательного интереса, развитие коммуникационных умений

Средства мультимедиа позволяют визуализировать объекты, недоступные для простого наблюдения, формировать более полную и ясную картину живого мира, вызывают познавательный интерес. Вопросы учителя по содержанию видеофильма активизируют мышление, развивают коммуникационные умения.

Без применения этих наглядностей цели до конца не могут быть достигнуты.

Слайд №11

Словесно-наглядный метод, прием постепенного выведения объектов на экран

Формирование понятия комплементарность, умения решать задачи на комплементарность

Постепенное введение элементов на экран позволяет активизировать мышление (поиск закономерности по рисунку молекулы ДНК, участие в решении задачи), развивать интеллектуальные и коммуникативные умения. Данный слайд позволяет за короткое время сформировать и закрепить в памяти понятие комплементарности.

Без применения этого элемента цели могут быть достигнуты, но не до конца.

Слайд №12

Анимационный фильм “Репликация ДНК” (из программы БИЭП)

Словесно-наглядный метод, применение средств мультимедиа

Визуализация процесса репликации ДНК, формирование новых понятий, развитие познавательного интереса, интеллектуальных и коммуникативных умений, воспитание культуры общения и культуры речи.

Средства мультимедиа позволяют визуализировать процессы в микромире, недоступные для простого наблюдения, формировать более полную и ясную картину живого мира, вызывают познавательный интерес. Вопросы учителя по содержанию фильма при выключенном звуке активизируют мышление, развивают коммуникационные умения. Без применения этих наглядностей цели могут быть достигнуты не до конца.

Слайд №13

Поисковый метод, применение средств мультимедиа (легкая музыка)

Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности, развитие общеучебных умений, воспитание культуры труда.

Выведение задания на экран экономит время, наличие признаков для сравнения облегчает поиск нужной информации, наличие критериев оценки работы нацеливает на эффективный темп и организацию работы. Поиск сходств ДНК и РНК активизирует мышление. Включение легкой музыки во время работы позволяет снять усталость, улучшает настроение.

Слайды №14-16

Словесный метод, прием постепенного выведения вопросов и ответов на экран

Закрепление нового материала, развитие интеллектуальных и коммуникативных умений, воспитание культуры общения, установление быстрой обратной связи, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, реализация ситуации успешности

Вопросы для повторения различного типа и уровня сложностей, которые выводятся на экран последовательно (вопрос-ответ), позволяют установить степень усвоения учащимися нового материала, правильно данные ответы создают у учащихся ситуацию успеха, стимулируют познавательный интерес, вовремя выявляют пробелы в знаниях и способствуют их ликвидации. Кроме того, ответы на вопросы слайдов помогают тем, кто не успел заполнить таблицу.

Элементы ИКТ такого плана способствуют более эффективному достижению целей.

Слайд №17.

Словесно-наглядный.

Подведение итогов урока, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, реализация ситуации успешности.

Дифференцированное домашнее задание стимулирует познавательный интерес, способствует углублению знаний, формирует объективную самооценку знаний и умений.

Выводы:

Использование в оптимальном сочетании различных элементов ЦОР усиливает эффективность урока, позволяет обогатить багаж знаний обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Применение различных методических приемов (например, отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс, применение приемов “вопрос-ответ”, последовательное выведение объектов на экран и др.)
позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Домашние задания различного характера (поиск информации в Интернете, подготовка сообщений и презентаций, разработка проектов и др.) повышают познавательный интерес к предмету, развивают интеллектуальные умения, способствуют углублению знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по биологии для учащихся 9 класса по теме "Нуклеиновые кислоты"

Презентация к курсу биологии для учащихся 9 классов по теме "Нуклеиновые кислоты"...

Презентация к уроку по биологии 7 класс по теме Отряды птиц

Конспект урока по биологии 7 класс по теме Отряды птиц...

Технологическая карта урока в 10 классе по теме: Нуклеиновые кислоты

Разработка открытого урока по биологии в 10 классе: Нуклеиновые кислоты. В ходе урока раскрыто строение  свойства нуклеиновых кислот, также в приложении есть задания для закрепления которые отобр...

Презентация открытого урока по биологии в 10 классе по теме : Нуклеиновые кислоты

Презентация подготовлена к проведению урока по биологии в 10 классе по теме: Нуклеиновые кислоты....

Рабочий лист к уроку биологии в 10 классе по теме "Нуклеиновые кислоты"

Может быть использован для самостятельного изучения данной темы, в качестве материала  на дистанционном обучении...

презентация к уроку по биологии, 9 класс по теме "Качество жизни и факторы здоровья"

дать представление о том, что такое качество жизни и факторы здоровья; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни...