Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании современных школьников.
статья (биология) по теме

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие  технологии в обучении и воспитании современных школьников.

Данилова Л.С., учитель химии и биологии ГОУ «СКШ №2» г. Саратова  

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества.

Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье. О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. В 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были меньше  информационно нагружены.

О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время много. И к этому имеются все основания. Лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями.  Стремительно растет  числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).

Содержание школьных программ в настоящее время меняется главным  образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.

В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Вся деятельность педагогического коллектива ГОУ «Саратовская кадетская школа-интернат №2» направлена на сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма юношей, на полноценное физическое, психическое, нравственное, социальное здоровье кадет, на обучение основам здорового образа жизни, формирование  здоровьесберегающей среды.

Наша школа молодая, ей всего шесть лет, но за это время у коллектива педагогов  и воспитателей накоплен большой опыт по внедрению здоровьесберегающих технологии.

Педагогический коллектив школы работает в инновационном режиме, является, занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:

  1. создание комфортных условий для обучения и проживания кадет;
  2. использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.

Особенности нашей школы в том, что в ней обучаются только мальчики с 5 по 11 класс. При поступлении все проходят медкомиссию и собеседования с психологом по определенным параметрам:

  1. диагностика тревожности и агрессивности;
  2. диагностика высших психических функций;
  3. диагностика мышления;
  4. диагностика индекса групповой сплоченности

    А также отслеживалось нравственное здоровье школьников (сознательность дисциплины, сохранность школьного имущества, формирование гуманистических взаимоотношений, нравственная оценка и самооценка, внутренний контроль (совесть, осознание  моральной стороны поступков), отношение к природе, общественно полезному труду, вредные привычки).

После обработки тестов классному руководителю и воспитателю даются рекомендации для работы с классом школьного психолога и врача.

Приоритетное направление деятельности педагогического коллектива – это развитие здоровьесберегающей среды в школе через применение технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

Созданная здоровьесберегабщая среда в школе позволила предоставить каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.

Образовательный процесс в школе регламентируется Типовым базисным учебным планом ОУ, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами.

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива стало обязательное применения на уроках здоровьесберегающих технологий обучений. Это предполагает:

  1. учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
  2. учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
  3. наличие эмоциональных разрядок на уроках;
  4. чередование видов позы с учетов видов деятельности;
  5. использование физкультурных пауз на уроках.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его деятельности. Наши педагоги придерживаются правил:

  1. Не сковывать, а освобождать.
  2. Не сдерживать, а поддерживать.
  3. Не сгибать, а распрямлять.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашей школе длятся 40 мин. И на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Поэтому на занятиях проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности, производственная физзарядка и физкультминутки на уроках. Увеличен объем двигательной активности.  Общая учебная нагрузка учащихся 6-11 классов 36 учебных часов, а для 5 классов -30.

Сформирован вариант расписания, который состоит из блоков:

  1. расписание занятий по школьному компоненту (с учетом работы психологической службы);
  2. расписание занятий дополнительного образования;
  3. расписание индивидуальных консультаций учителей – предметников.

Педагоги школы большое внимание уделяют  на уроке выбору методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъект действия по их получению и созиданию.

Это такие методы:

-метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

-активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждением в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

-методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

В содержательной части урока педагоги используют вопросы, связанные со здоровьем и ЗОЖ, формирующие отношение к человеку и его здоровью как к ценности.

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, небольших стихотворений, музыкальных минуток создают благоприятный психологический климат на уроке.

Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В нашей школе  каждом классе проводится три урока физкультуры  в неделю и много спортивных соревнований во внеурочное время. При этом учитываются требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока.

На уроках биологии при изучении тем здороввьесберегающие технологии реализуются следующим образом.

Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития.

При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.

При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.

Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение.

Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

 Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

Во второй половине дня у кадет проходят дополнительные занятия в кружках (этикет, танцевальный, хор) и спортивных секциях(баскетбол, волейбол, футбол, греко-римская борьба и др.)

Для того, чтобы легче проходила адаптация мальчиков к условиям интерната воспитательная работа направлена на развитие познавательного интереса. Для кадет организуется выезды, экскурсии, тематические классные часы, выезды в театр. Так  кадеты 51 взвода вместе с классным руководителем Даниловой Л.С. и командиров взвода Субботиным И.Ю. побывали на экскурсии в Пензенской области в селе Лермонтово, в родовом имении М.Ю.Лермонтова.

В сохранении и укреплении здоровья детей, пропаганде ЗОЖ большая роль отводится работе с родителями. Для них организован лекторий «Пропаганда здорового образа жизни», организуются встречи с медицинскими работниками, налажена связь с детской поликлиникой. Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в УВП – задача особой важности для педагогического коллектива школы. Задача нашего образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не  вкратце,

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку раскрыться.

Не травите детство спором,

Не нудите разговором,

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите,

Зря за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться,

Дайте радостно проснуться,

Дайте в ласку окунуться.

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться!

Литература

  1. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
  2. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение,1992.
  3. . Кузнецова Л.М. Современные особенности Казина Э.М.,  Заруба Н.А. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово , 2003.
  4. Карасёва Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. Журнал «Начальная школа», №11, 2005, с.75
  5.    Корягин А.В. Модель «Школа здоровья» в условиях инновационного учебного заведения // Педагогическое обозрение.- 2000.- №3.-С.89-92.
  6. Кулева С.В. Проблемы создания "школы здоровья" в условиях инновационного учебного заведения // "Завуч".- №3.-1998.- С. 49-60.
  7. Проблемы здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования// Перемены.-2000.-№2.-С.148-156.
  8. Низяева Е.В. и др. Укрепление физического и нравственного здоровья учеников начальных классов // Педагогическое обозрение.-2000.-№3.-С.100-101.
  9.   Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника....

Особенности воспитания современных школьников

Главный результат нашей воспитательной работы - появление у детей деятельной коллективной устремленности к нравственной цели, выработка этических суждений и убеждений, рождение нравственного обществен...

Актуальные проблемы воспитания современных школьников

Мы – взрослые – пытаемся дать нашим детям образование, учим уму-разуму, любим их, проявляем о них заботу.  Но они совсем другие, отличные от нас. Многие старательно учатся, послушны, хорошо...

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...