КТП по учебно - методическому комплекту "Сферы" 8 класс (68 часов)
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме

Успенская Надежда Геннадьевна

КТП содержит название тем, разделов, базисный минимум, список используемой литературы, домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biol8kl.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ. 8 КЛАСС»

Планирование составлено на основе программы курса «Человек. Культура здоровья. 8 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. Общее число часов – 68, в неделю – 2 часа.

№ урока

Тема урока

дата

Базисный минимум

Лабораторные, практические работы, самонаблюдения

Ресурсы

Домаш-нее задание

Введение (2 ч)

1

1.Науки об организме человека

Объяснять значение наук для сохранения и поддержания здоровья человека.

Характеризовать основные методы медицины.

Описывать вклад ведущих отечественных и зарубежных учёных в развитии наук об организме человека, медицины.

Использовать различные источники информации для подготовки и презентации проектов о методах современной медицины.

Основные:

-Учебник «Человек. Культура здоровья» 8 класс с.8-12;

- Электронное при-ложение «Введение» (1-2);

-Тетрадь-тренажёр с 4-13;

-Тетрадь-практикум: самонаблюдения 1,2;

с. 3-4,

§1 с. 8-9

тр. с. 4 №1-4

2

2.Культура здоровья – основа полноценной жизни

Характеризовать основные типы здоровья.

Выполнять правила поведения направленные на сохранение и укрепления здоровья.

Проводить самонаблюдения «определение оптимального веса», «Исследование ногтей».

Анализировать и делать выводы  по результатам самонаблюдений.

Использовать информацион-ные ресурсы для подготовки сообщения о взаимосвязи здоровья и культуры поведения.

С/н 1, 2 «Определение оптимальности веса», «Исследование ногтей»

Дополнительные:

- Анастасова Л. П. Формирование ЗОЖ у подростков на уроках биологии/Л. П. Л.П.Анастасова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – М.: Вентана –Граф, 2007.- 205 с.

- Кулев А. В. Как провести урок биологии?/ А. В. Кулев// Биология в школе. -1998.-№6. – с. 41

-  Мансурова С. Е. Обучение здоровью на основе проектной деятельности/ С. Е. Мансурова // Биология в школе. -1997. – с. 17

Интернет-ресурсы:

http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология.

http://www.mioo.ru – сайт Московского института открытого образования.

§ 2

с.10-11, тр. с.12 №1

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 ч)

 

3

1.Клетка – структурная единица организма

   Называть основные структурные компоненты клетки.

Описывать строение и функции клеточных компонентов.

Определять на таблицах, рисунках, материалах электронного приложения основные органоиды клетки.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, единство химического состава живых организмов.

Формулировать выводы о причинах сходства и различия клеток, родстве живых организмов на клеточном уровне.

Основные:

-Учебник «Человек. Культура здоровья» 8 класс с.13-28;

- Электронное при-ложение «Наследственность, среда и образ жизни» (3-9);

-Тетрадь-тренажёр с 4-13;

-Тетрадь-практикум: практическая работа 1;

Дополнительные:

-Мамович Н. Д. Прежде всего гигиена// Биология в школе.1996. - №2. – с. 33

- Фёдорова М.З. Экология человека. Культура здоровья:учеб. Пособие для учащихся 8 кл. общеобразователь-ных учреждений. – М.:Вентана-Граф,2003. – 144 с.

§3 с.14-15

Тр.с.4 №5,6, с.8 №1, с.12 №2

4

2.Соматические и половые клетки. Деление клеток

Характеризовать стадии митоза и мейоза.

Описывать основные процессы протекающие на различных стадиях деления соматических и половых клеток.

Сравнивать половые и соматические клетки, процессы митоза, мейоза и их значение.

Раскрывать биологический смысл митоза и мейоза.

Формировать представление о материальных основах наследственности

Интернет-ресурсы:

http://www.rs463.narod.ru/add/vrednie_privichki.htm -  всё о вредных привычках.

http://www.press.arktan/org  – биологические основы экологии человека.

§4с.16-17

Тр. с. 4 №7,8, с. 5 №10-13,

с. 6№ 1,2

с. 9№2,4

с.11 №1

с.13 №3

5

3.Наследственность и здоровье

Характеризовать доминант-ные и рецессивные признаки человека.

Раскрывать характерные закономерности наследования основных признаков человека.

Объяснять связь генов и хромосом.

Аргументировать представ-ления о наследственной информации как общем свой-стве всех живых организмов.

Находить необходимую информацию в электронном приложении для подготовки сообщения о доминантных и рецессивных признаках.

§5 с.18-19

Тр. с.4 №9,

 с.5 №14, с.6 №3 ,с.9 №3

6

4.Наследственная и ненаследственная изменчивость

Характеризовать виды изменчивости.

Приводить примеры мутаций и модификаций.

Описывать основные методы изучения изменчивости человека, значение разных видов изменчивости.

Объяснять причины наслед-ственной и ненаследственной изменчивости.

Использовать информацион-ные ресурсы для подготовки сообщения о биологическом значении мутаций.

§6

 с. 20-21

С.7 №4, с.10№5,6, с.11№2, с.13№3

7

5.Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование

Характеризовать основные заболевания связанные с изменениями генов, структуры  и числа хромосом у человека.

Описывать роль медико-генетического консульти-рования в диагностике аномалий у человека.

Развивать представления о наследственной изменчивости.

Объяснять наследственную предрасположенность к отдельным заболеваниям.

Характеризовать методы исследования наследственных заболеваний.

§7 с.22-23

Тр.

с.5 №14, с.7№5

8

6.Факторы окружающей среды и здоровье

Называть экологические факторы и иллюстрировать их примерами.

Классифицировать экологи-ческие факторы, конкрети-зировать их примерами.

Объяснять влияние состояния природной среды на здоровье человека.

Выполнять практическую работу.

П/р 1 «Состав домашней аптечки»

§8 с.24-25

Тр. с.5№15,

С.7№6,

С.10№7

9

7.Образ жизни и здоровье

Называть основные условия, влияющие на здоровье человека, условия здорового образа жизни.

Объяснять и прогнозировать влияние здорового и рискованного образа жизни на состояние организма человека.

Обосновывать необходимость здорового образа жизни.

Действовать в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих в ситуациях выбора и принятия решений.

§9 с.26-27

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)

10

1.Компоненты организма человека

Характеризовать типы тканей человека и иллюстрировать их примерами.

Различать и сравнивать ткани, органы, системы орга-нов, используя различные ресурсы.

Объяснять взаимосвязь строения и функций тканей, органов и систем органов.

Определять ткани в процессе лабораторной  работы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Л/р 1 «Ткани организма человека»

Основные:

-Учебник «Человек. Культура здоровья» 8 класс с. 28 - 44;

- Электронное при-ложение «Наследственность, среда и образ жизни» (10-15);

-Тетрадь-тренажёр с 14-25;

-Тетрадь-практикум: л/р1,2 практическая работа 1;

§10

с.30-31, тр. с.16№1

с.17№2,

с.18№1,2 с.23№1

11

2.Строение и принципы работы нервной системы

Характеризовать структурные компоненты нейрона, части нервной системы, отделы вегетативной нервной системы.

Описывать строение нервной клетки, функции, выполняемые разными частями  и отделами нервной системы.

Сравнивать и различать части нервной системы по расположению и функциям.

Обосновывать представления о развитии нервной системы в онтогенезе.

Тетрадь-экзаменатор:»Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности». Проверочная работа 1,2

Дополнительные:

-Барабанов С.В. Биология:человек: пособие для учащихся/

С. В. Барабанов. – М.:Просвещение, 2007. – 80 с.

§11

с.32-33

тр. с.14№1,2,с.17№3,с.18№3,4,

с.23№2, с.24№3

12

3.Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция

Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов.

Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную регуляцию.

Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки.

Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта о научной деятельности Павлова.

- Солодова Е.А. Биология Ч.3 Анатомия, Физиология и гигиена человека:у4чеб. Пособие/Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 2007, 176 с.

Интернет-ресурсы:

http://repetitor.1c.ru  - репетитор, раздел «Анатомия и физиология».

http://www.edy/avr.ru  – банк передового педагогического опыта, биология.

§12

с.34-35

тр. с.14 №3-5,С17№4,

с.19 №5,

с. 24№4

13

4.Внутренняя среда организма. Состав крови

Называть компоненты внутренней среды организма, форменные элементы крови.

Описывать химический состав плазмы, функции крови, значение внутренней среды организма.

Объяснять взаимосвязь формы и строения эритроцитов с их функциями.

§13

с.36-37

тр. с.14№6,7,

с.15№10,11,

с25 №5

14

5.Форменные элементы крови. Кроветворение

Называть основные форменные элементы крови, кроветворные органы.

Объяснять особенности строения лейкоцитов и тромбоцитов в связи с выполняемыми функциями, механизм свертывания крови.

Подготавливать материалы для презентации доклада о вкладе И.И. Мечникова в развитие отечественной науки.

Выполнять л/р, п/р.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

л/р 2 «Строение крови лягушки и человека». П/р 3 «Изучение результатов анализа крови»

§13

с.36-39

тр.

с.15№8,9,12-14,

с.19№6,7,

с.20№8,

с.21№6.

15

6.Иммунитет

Характеризовать виды иммунитета, влияющие на иммунитет факторы, способы заражения ВИЧ.

. Описывать характерные особенности клеточного и гуморального механизмов иммунитета, меры по профи-лактике заражения ВИЧ.

Проявлять отрицательное отношение к рискованному образу жизни, чувство толеран-тности по отношению к ВИЧ-инфицированным людям.

Находить необходимую инфо-рмацию по теме, используя дополнительные информа-ционные ресурсы.

§14

с.40-41

тр.с.15№16,17, с.22№3

16

7. Иммунология и здоровье

Характеризовать виды искус-ственного и естественного иммунитета.

Описывать особенности пере-ливания крови, вклад учёных в развитие иммунологии.

Объяснять значение прививок для профилактики инфекции-онных заболеваний.

Использовать информацион-ные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока.

§15

С.42-43

Тр.с.20 №9,с.21№10,с.25№7

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)

17

1.Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей.

Называть части опорно-двига-тельной системы, структурные компоненты костей, их виды.

Объянять причины роста костей, взаимосвязь между особенностями строения, химиического состава костей и их функциями.

Выполнять Л/р.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Отрабатывать навыки ведения эксперимента.

Использовать информацион-ные ресурсы, для подготовки доклада о вкладе Н.И. Пирогова в развитии отечественной науки.

Л/р 3 «Химический состав костей»

§16

с.46-48

тр.

с.26№1,7,

с.32№1

18

2.Общее строение скелета. Осевой скелет

Характеризовать части ске-лета человека и входящие в их состав кости, отделы позво-ночника.

Описывать особенности соединения костей черепа и позвоночника человека.

Сравнивать скелет человека и млекопитающих животных.

Объяснять взаимосвязь строения костей с  их функциями.

Проводить самонаблюдение.

Использовать информационные ресурсы, для подготовки сообщения о результатах самонаблюдения.

С/н 3 «Определение гибкости позвоночника»

§17

с.48-49

тр.

с.26№1,3-5,8,

с.27№1,2,

с.28№3,

с.32№2

с.33№1,

с.35№3.

19

3. Добавочный скелет. Соединение костей

Характеризовать компоненты добавочного скелета, виды соединения костей.

Описывать особенности строения поясов конечностей, свободных конечностей.

Объяснять взаимосвязь между типами соединения костей и выполняемыми функциями.

Выполнять л\р.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Отрабатывать навыки ведения эксперимента.

Соблюдать правила поведения в кабинете.

Л/р 4 «Строение и функции суставов»

§18

С.50-51

Тр.с.27№2, с.34№2.

20

4. Мышечная система. Строение и функции мышц

Называть структурные компоненты мышц, виды мышц.

Объяснять механизм регуляции деятельности мышц, необходимость динамических нагрузок.

Обосновывать роль соблюдения правил гигиены физического труда в жизни человека.

Л/р 5 «Утомление мышц» С/н 4, 5 «Оптималь-ные усло-вия для от-дыха мышц», «Выявление снабжения кровью работаю-щих орга-нов»    

§19

с.52-53

тр.

с26№9,

с.27№10,

с.28№4,5.

21

5. Основные группы скелетных мышц

Называть основные группы мышц, описывать их работу.

Сравнивать и различать основные группы скелетных мышц.

Объяснять взаимосвязь между строением мышц и выполня-емыми функциями, механизмы регуляции работы скелетных мышц.

Находить и систематизировать информацию о роли физи-ческих нагрузок в укреплении организма.

С/н 6 «Координа-ция работы мышц»

§20 с.54-55

Тр.

С.29№6,

С.31№6,7

22

6. Осанка. Первая помощь при травмах скелета

Называть условия формиро-вания правильной осанки.

Объяснять причины наруше-ния осанки и плоскостопия.

Описывать основные травмы скелета.

Оказывать доврачебную помощь при переломах, вывихах, растяжениях.

С/н 7 «Выявление плоскостопия»

§21

С.56-57

23

7. Обобщающий урок

Характеризовать компоненты опорно-двигательной системы, части скелета, группы мышц.

Распознавать части скелета, группы мышц,  типы соедине-ния костей на таблицах, моделях.

Описывать функции опорно-двигательной системы в целом и её компонентов.

Объяснять значение двигательной активности, сбалансированного питания для роста и развития опорно-двигательного аппарата.

Оценивать состояние осанки, выявлять плоскостопие на основе результатов самонаб-людения.

Оказывать первую доврачебную помощь при травмах скелета.

С. 58

Тр.

С.33№1,3

С.34№2

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья

 (28 ч)

24

1. Строение сердечно-сосудистой системы

Называть структурные компоненты сердца, виды сосудов.

Сравнивать и описывать движение крови по большому и малому кругу кровообращения.

Объяснять взаимосвязь строения стенок артерий, вен, капилляров с выполняемыми функциями.

Использовать информацион-ные ресурсы.

Основные:

-Учебник «Человек. Культура здоровья» 8 класс с. 59-110;

- Электронное при-ложение  «Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья» (22-45);

-Тетрадь-тренажёр с 36-53;

§22

С.60-60

Тр.с.

36№1-3

С.39№1,2

С.51№1

25

2. Работа сердца

Называть фазы сердечного цикла.

Объяснять механизм протекания серечного цикла, явление автоматии сердца.

Работать с различными источниками информации. Выполнять л\р.

 Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Л/р 6 «Саморегуляция сер-дечной деятельнос-ти»

-Тетрадь-практикум: л/р 6-8 практическая работа 2, 4-7, наблюдения 8-10

Тетрадь-экзаменатор: «Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья ». Проверочная работа 1,2

 

§23

С.62-63

Тр.

С.36№4,5

С.40№3, с.45№4

26

3. Движение крови по сосудам

Называть показатели скорости кровотока в разных сосудах, основные заболевания сердечно-сосудистой системы.

Описывать особенности движения крови по артериям, венам, капиллярам.

Характеризовать меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Уметь подсчитывать пульс,измерять артериальное давление.

Соблюдать гигиенические правила, направленные на предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.

С/н 8 «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа»

Дополнительные:

-Кабаян О.С. Основы здорового образа жизни. Интегрированный урок в

8 классе/О.С. Кабаян// Биологрия в щколе. – 2005. - №7. – с.35 - Мансурова С.Е. Социокультурные аспекты проблемы здоровья/ С. Е. Мансурова// Биология в школе. – 2002 №2. – с.5

Интернет-ресурсы:

http://tsy.tmb.ru/psy  - аспекты психологии здоровья.

§24

С.64-65

Тр.

С.44№1

С.45№3

27

4. Регуляция кровообращения

Описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции кровообращение.

Объяснять приспособительные особенности работы сердца в различных экологических условиях, последствия влияния алкоголя, никотина.

Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.

§25

С.66-67тр.

С.52№3

28

5. Первая помощь при обмороках и кровотечениях

Описывать кровотечения разных видов.

Объяснять причины обмороков, кровотечений.

Определять виды кровотечений по таблицам, рисункам, материалам электронного риложения.

Применять знания и опыт при оказании первой помощи при обмороках, повреждениях сосудов.

Выполнять п\р.

П/р 2 «Приемы остановки артериального кровотечения»

§26

С.68-69

Тр.

С.40№4,с.45№5

С.51№2

29

6. Лимфатическая система

Называть структурные компоненты лимфатической системы.

Описывать и объяснять роль лимфатической системы в организме, её связь с формированием иммунитета, особенности движения лимфы по лимфатическим сосудам.

Сравнивать состав лимфы, плазмы и их значение.

§27

С.70-71

Тр.

С.40№5

30

7. Строение и функции органов дыхания

Называть органы дыхания, выполняемые ими функции.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания, роль дыхания в процессе обмена веществ.

Распознавать органы дыхательной системы на таблицах, иллюстративном материале учебника, электронного приложения.

§28

С.72-73

Тр. С.36№6,7

С.41№6

С.52№4

31

8. Этапы дыхания. Легочные объемы

Описывать, сравнивать, объяснять механизмы вдоха и выдоха.

Определять легочные объёмы, жизненную ёмкость лёгких.

Использовать информацион-ные ресурсы.

§29

С.74-75

Тр.

с.37№8

С.41№ с.42№9

32

9. Регуляция дыхания

Писывать и объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания, роль кашля и чихания как защитных рефлексов. 

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Выполнять л\р.

Л/р 7 «Функциональные возможности дыхательной системы»

§30

С.76-77

С.41№8

33

10. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания

Называть основные источники загрязнения воздуха, наиболее опасные болезни дыхательной системы.

Объяснять необходимость проветривания помещений, последствия загрязнения воздуха для организма человека.

Владеть основными приёмами оказания первой помощи при нарушениях дыхания.

Прогнозировать последствия курения для функционирования органов дыхания.

Изучать аннотации к лекарст-венным препаратам от кашля входе выполнения п/р.

П/р 4 «Изучение аннотаций к лекарствен-ным препа-ратам»

§31

С.78-79

34

11. Обобщающий урок по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания»

Называть органы сердечно-сосудистой , лимфатической, дыхательной систем и выпол-няемые ими функции, фазы сер-дечного цикла, показатели скорости кровлотока в разных сосудах.

Описывать  и объяснять основные заболевания сердечно -сосудистой и дыхательной систем, их причины, механизмы нервной и гуморальной регу-ляции дыхания и кровообра-щения, протекания сердечного цикла, вдоха и выдоха, крово- обращения и дыхания.

Прогнозировать последствия загрязнения воздуха, влияние алкогольных напитков, курения на органы дыхания и кровообращения.

С.59-79

Тр.

С.49№1

С.51№1

С.44№17

35

12. Обмен веществ. Питание. Пищеварение

Называть этапы пищеварения, обмена веществ.Описывать и объяснять процессы, протекающие в ходе обмена веществ, связь белкового, угле-водного, жирового  обменов, роль ферментов в реакциях обмена.

Прогнозировать последствия дефицита белков в пище для здоровья человека.

§32

С.80-81

36

13. Органы пищеварительной системы

Характеризовать органы пищеварительной системы, железы, участвующие, в пище-варении.

Распознавать органы пище-варения на таблицах, рисунках.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органов пищеварительной системы.

§33

С.82-83

Тр.

С37№9,с.42№10,

С.46№6

37

14. Пищеварение в ротовой полости

Называть и описывать виды зубов, функции, выполняемые резцами, клыками, коренными зубами.

Объяснять особенности пищеварения в полости рта, необходимость соблюдения правил личной гигиены.

Выполнять л\р.

Л/р 8 «Расщепление веществ в ротовой полости»

§34

С84-85

Тр.

С.46№7,8

38

15. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

Называть основные компоненты желудочного и поджелудочного сока, желчи.

Объяснять процесс пищева-рения в желудке, двенадцати пёрстной кишке, роль рвотного рефлекса для организма, необходимость употребления свежей, качественной пищи, сбалансированного питания, соблюдение правил гигиены во время приёма пищи.

§35

С.86-87

Тр.

С.37№12

С.42№11

С.43№12

С47№9

39

16. Пищеварение в кишечнике. Барьерная роль печени

Называть отделы кишечника, симптомы аппендицита.

Объяснять особенности пищеварения в тонком и толстом  кишечнике, барь-ерную роль печени, взаимосвязь строения и функций стенки тонкого кишечника.

Прогнозировать последствия нарушения бактериальной флоры кишечника, несоблюде-ния правил гигиены органов пищеварения.

§36

С.88-89

Тр.

С.37№13,14

С.42№11

С.43№12

С.47№10

40

17. Регуляция пищеварения

Называть и описывать  основные методы исследования пищеварительной системы.

Объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения.

Прогнозировать  влияние культуры питания, положи-тельного эмоционального состояния на процесс пище-варения.

§37

С90-91

41

18. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен

Называть продукты, содержа-щие необходимые для орга-низма человека вещества.

Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ.

Прогнозировать последствия нарушения полноценного, сбалансированного питания для организма.

§38

С.92-93

Тр.с.38№16

С.43№13

42

19. Витамины и их значение для организма

Называть группы витаминов, продукты в которых они содержатся.

Описывать значение конкретных витаминов, для нормального роста и развития организма, симптомы гипо и авитаминоза.

§ 39

С.94-95

С.38№18

С.43№14

С.48№11

С.50№3

43

20. Культура питания. Особенности питания детей и подростков

Называть среднесуточные энергетические затраты, правила питания детей и подростков.

Описывать и составлять суточный рацион питания.

П/р 5 «Составление суточ-ного пище-вого рации-она»

С/н 9 «Определение доста-точности питательных веществ»

§40

С.96-97

44

21. Пищевые отравления и их предупреждение

Называть и описывать основ-ные виды пищевых отравлений, симптомы и меры по их профи-лактики.

Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.

Объяснять необходимость гигиены и правил приготовления пищи для профилактики желудочно-кишечных заболеваний.

Выполнять л\р

.Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

П/р 6 «Определение качества пищевых продуктов»

§41

С.98-99

Тр.

С.38№19,

С.53№5

45

22. Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система»

Распознавать органы пищеварения на таблицах, рисунках и других средствах обучения.

Объяснять взаимосвязь органов пищеварения и пищеварительных желёз, последовательность процессов пищеварения.

Применять знания о строении и функциях пищеварительной системы, гигиены и культуре питания в ситуациях повседневной жизни.

Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях

С.82-99

Тр.

С.47

№9,10

С.53№6

46

23. Общая характеристика выделительной системы. Мочевыделительная система. Строение почек

Характеризовать и описывать органы  выделительной и мочевыделительной  систем, структурные компоненты почек.

Распознавать органы выделения на таблицах, используя различные ресурсы.

Объяснять взаимосвязь строения и функции почек.

§42

С.100-101

Тр.

С.38№20,21

С.48№12,13

47

24. Мочеобразование и его регуляция

Описывать фазы мочеобра-зования, сравнивать состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи.

Объяснять механизмы регуляции мочеобразования, правила гигиены мочевыде-лительной системы.

Прогнозировать последствия влияния различных факторов на функции почек.

§42

С.102-103

Тр.

с.38№20,22

с.49№14

48

25. Строение и функции кожи

Называть и описывать основные компоненты кожи.

Объяснять взаимосвязь строения кожи с выполняемыми  функциями , правила гигиены при уходе за кожей, волосами, ногтями.

Использовать информацион-ные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о культуре ухода за кожей, волосами, ногтями, подрост-ковой  моде.

§43

С.104-105

Тр.

С.39№23, с.43№15

С.49№15

49

26. Культура ухода за кожей. Болезни кожи

Обосновывать с анатомо-физиологической точки зрения правила гигиены кожи.

 Применять в повседневной жизни гигиенические требования к одежде и обуви, правила ухода за волосами, ногтями.

Устанавливать причины кожных заболеваний.

Прогнозировать последствия  нарушения норм и правил личной гигиены.

§44

С.106-107

50

27. Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание

Объяснять роль кожи в обеспечении терморегуляции организма.

Аргументировать значение закаливания для физического здоровья.

Оказывать первую помощь при основных повреждения кожи.

П/р 7 «Измерение температуры тела»

 С/н 10 «Температурная адап-тация кож-ных рецеп-торов»

§45

С.108-109

51

28. Обобщающий урок по теме «Строение и функции выделительной системы»

Распознавать органы выделения и компоненты кожи на таблицах, используя различные ресурсы.

Объяснять строение и функции органов выделительной системы, процессы образования мочи, регуляции мочеобра-зования, правила гигиены мочевыделительной системы.

Обосновывать роль кожи в теплорегуляции.

Устанавливать причины кожных заболеваний.

С.110

Тр.

С.44№17

С.48№13

С.50№2

Репродуктивная система и здоровье (3 ч)

52

1. Строение и функции репродуктивной системы

Описывать основные периоды эмбрионального развития человека.

Называть компоненты мужской и женской половой систем человека и выполняемые ими функции.

Описывать процессы овуляции, менструации и поллюции, этапы эмбрио-нального развития человека.

Использовать любые источники информации для подготовки сообщений о репродуктивном здоровье.

Основные:

-Учебник «Человек. Культура здоровья» 8 класс с. 111-118;

- Электронное  при-ложение  «» (46-48);

-Тетрадь-тренажёр с 54-59;

Тетрадь-экзаменатор:

 «Репродуктивная система и здоровье». Проверочная работа 1,2

§46

С.112-113

53

2. Развитие ребенка. Рождение

Обосновывать правила гигиены при беременности и кормлении грудью.

Аргументировать необхо-димость  соблюдения правил гигиены и питания кормящей матери.

Подготовить сообщение о влиянии образа жизни матери на рождение и развитие здорового ребёнка.

 

Дополнительные:

-Анастасова Л.П..Формирование ЗОЖ у подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф,2оо7.-205с.

Смелова В.Г.Самая сокровенная тайна. Урок о дифференциации пола

§47

С.114-115

Тр.

С.54№7,8

С55№2,9,10

С.56№1,2

С.57№3

С.58№2,3

С.59№2

54

 

3. Репродуктивное здоровье

Описывать основные этапы внутриутробного развития человека.

Прогнозировать последствия прерывания беременности, венерических заболеваний для здоровья человека.

Формировать культуру поведения с представителями другого пола, обосновывать гендерные роли.

 сайт Московского        института открытого     образования  (статьи разработки уроков, контроль знаний ,  лекции)

 Интернет-ресурсы:

 http://www.gemabank.ru –Венерические заболе-вания и беременность

§48

С.116-117

Тр.

С.56№3

с.57№1

Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)

.  

55

1.Центральная нервная система. Спинной мозг

Называть и описывать струк-турные компоненты спинного мозга, его функции.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций спинного мозга.

Прогнозировать последствия травм позвоночника и спинного мозга.

Подготовить проект о достижениях медицины в области изучения спинного мозга.

Основные:

-Учебник «Человек. Культура здоровья» 8 класс с. 119- 132;

- Электронное  при-ложение  «Системы регуляции жизнеде-ятельности и здоровье» (46-54);

-Тетрадь-тренажёр с . 60-69;

Тетрадь-практикум: л/р 9

Тетрадь-экзаменатор:

 

§49

С.120-121

Тр.

С.60№1,2

С.61№1,

С.62№1,

С.67№1

56

2. Головной мозг: задний и средний мозг

Называть отделы головного мозга.

Обосновывать функции изучаемых отделов. Распознавать отделы голов-ного мозга на таблицах, рисун-ках, материалах электронного приложения.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций заднего и переднего отделов головного мозга.

«Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье». Проверочная работа 1,2

Дополнительные:

-Блум Ф. Мозг, разум, поведение – М.: Мир,!988. -248с.

-Смирнова Т.А. Развитие нервной системы детей в современных условиях. // Биология в школе. – 2007. - №3. –с.5

§50

С.122-123

С.60№4,5

С.61№1,3

С.66№1,2

С.68№2

57

3. Промежуточный мозг. Конечный мозг

Называть функции  отделов головного мозга.

Распознавать отделы голов-ного мозга на таблицах, рисун-ках, материалах электронного приложения.

Сравнивать отделы мозга у человека и млекопитающих, делать выводы о причинах сходства и различия.

Выполнять л\р

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Л/р 9 «Строение головного мозга»

Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Вологоград: Учитель, 2003. – 154 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.uic.ssu.samara.ru – путеводитель «В мире науки» для школьников, раздел «Биология»

§51

С.124-125

Тр.

С.61№3

С.63№2,3

С.68№2

58

3.Соматический и вегетативный отделы нервной системы

Выявлять особенности работы соматического и вегетативного нервных отделов.

Сравнивать функции симпатической и парасимпатической систем.

Делать выводы о значении связей отделов нервной системы для обеспечения целостности организма.

§52

С.126-127

С.62№4,

С.64№5,

С.65№5

59

4. Эндокринная система. Гуморальная регуляция

Называть железы внутренней секреции и железы смешанной секреции.

Объяснять работу желёз внутренней секреции.

Прогнозировать последствия нарушения деятельности желёз внутренней секреции.

Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции.

§53

С.128-129

Тр.

С.61№2,

С.65№7

60

5. Строение и функции желез внутренней секреции

Устанавливать особенности строения и основные функции желёз внутренней секреции.

Объяснять причины и прогнозировать последствия изменения функции желёз внутренней секреции.

Обосновывать связь нервной системы с железами внутренней секреции.

§54

С.130-131

Тр.

С.60№6-8,

С.61№9,

10

С.65№8,9

61

6. Обобщающий урок

Описывать структурные компоненты и функции спинного мозга и отделов головного мозга.

Обосновывать роль ЦНС в рефлекторной деятельности организма.

Объяснять взаимосвязь строения и функций спинного и головного мозга, эндокринных желёз; симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы.

Применять знания в ситуациях выбора в пользу собственного здоровья.

С. 132

Тр.

С.67№1,3

С.68№2

С.69№3

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 ч)

62

1. Органы чувств. Анализаторы

Называть органы чувств, отделы анализаторов.

Объяснять основной механизм работы анализаторов.

Сравнивать понятия органы чувств, анализаторы.

Оценивать роль органов  чувств как связующего звена между организмом и внутренней средой.

Основные:

-Учебник «Человек. Культура здоровья» 8 класс с. 133- 144;

- Электронное  при-ложение  «Связь организма с окружающей  средой» (55-58);

-Тетрадь-тренажёр с . 70-79;

§55

С.134-135

Тр.

С.71№1,2

С.73№1

63

2. Зрительный анализатор

Называть компоненты органа зрения, зрительного анализатора.

Объяснять механизм работы зрительного анализатора, процесс аккомодации, значение органа зрения.

Соблюдать гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение зрения.

С/н 11, 12 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», «Работа хрусталика»

Тетрадь-практикум: л/р 10, с/н 11-13

Тетрадь-экзаменатор:

 «Связь организма с окружающей средой». Проверочная работа 1,2

Дополнительные:

-Плужников М. Среди запахов и звуков/ - М.: Молодая гвардия, 1991

§56

С.136-137

Тр.

С.70№1-6

С.73№5

С.74№2

С.77№1,2

64

3. Слуховой и вестибулярный анализаторы

Называть отделы органа слуха.

Описывать и сравнивать механизмы работы слухового и вестибулярного анализаторов.

Обосновывать правила гигиены слуха.

Проводить самонаблюдение.

Обобщать результаты, делать выводы.

С/н 13 «Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе»

- 270с.

- Пугал Н.А, Лабораторные и практические занятия по биологии.Человек и его здоровье:8класс –М.:ВЛАДОС, 2003. – 88с.

§57

С.138-139

С.70№7,8

С.71№9

С.74№4

С.78№3

С.79№2

65

4. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы

Называть органы мышечного и кожного чувства, обоняния, вкуса.

Объяснять механизм работы вкусового ,кожного и двигательного анализаторов. Устанавливать взаимосвязи действия различных анализаторов.

Характеризовать органы чувств во взаимосвязи с окружающей средой.

Л/р 10 «Значение органов осязания»

Интернет-ресурсы:

http://www..maik.rssi.ru – сайт журнала РАН, раздел «Сенсорные системы»

http://www.glossary.ru –  тематическая страница визуального словаря «Глосарий»

§58

С140-141

Тр.

С.72№3,4

С.75№5,6

С.76№7

С.79№3

66

5. Гигиена органов чувств

Называть основные заболевания органов слуха и зрения.

 Выполнять правила гигиены органов слуха и зрения.

Объяснять необходимость соблюдения основных правил гигиены органов чувств для организма.

Оказывать первую помощь при травмах органа зрения.

§59

 с.142-143

тр.

с.73№5,6

с.74№3, подготов- ка итого-вому тес-тирова-нию

67

6.Учетно-проверочный

Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных жизненных ситуациях.

Делать выбор в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих людей в ситуациях выбора и принятия решений.

Доказывать сформированность информационной и  коммуни-кативной компетентностей в процессе работы с различными источниками  информации, общение в режиме диалога.

Итоговая проверка

нет

68

Итоговый урок

 нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку На 2012/2013 учебный год 4 класс ( 4 часа в неделю) УМК « Английский язык» Авторы И.И. Верещагина, О.В.Афанасьева

Рабочая программа  составлена на основе:·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта;·...

Учебно-методический материал для классного часа. Презентация "М.Ломоносов - великий сын России"

При изучении темы урока "Монументальная живопись. Мозаика" я применяю презентацию о великом ученом М.Ломоносове. который и возродил забытое искусство мозаики в России....

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку на 2017-2018 учебный год 11 класс (105 часов в год, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе "Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)" к учебнику Грекова В.Ф., КрючковаС.Е., Чешко Л.А. Русский ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...