Эволюция нервной системы животных
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Бровкина Наталья Александровна

 

 Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evolyuciya_nervnoy_sistemy_zhivotnyh.doc241 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7-м классе по теме "Эволюция нервной системы"

Цели урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: «нервная система» «нервная клетка» «раздражимость» «рефлекс»; показать значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных; сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.

Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать  логические выводы.

Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе.

Тип урока:

Урок формирования знаний - изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Вид урока:

Формы работы:

  1. Фронтальная;
  2. Индивидуальная;
  3. групповая.

Средства обучения:

Учебник (параграф 43), презентация «Эволюция Нервной системы» (Приложение1), ЦОР: «Раздражимость амебы и инфузории-туфельки», «Раздражимость гидры», "Сравнение строения головного мозга позвоночных"; схема «Строение головного мозга», карточки с групповыми и индивидуальными заданиями.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутр енней среды, что помогает им выжить. Раздражимость и чувствительность - ха рактерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы.

Нервная система - совокупность различных структур нервной ткани, объ единяющая и регулирующая деятельность всех органов и систем организма (2-й слайд)

Нервная система состоит из высокодифференцированых клеток, которые спо собны сигналы внешней среды трансформировать в нервные импульсы и передавать их другим клеткам, которые могут ответить на это раздражение. (3-й слайд).

В классическом виде нервная клетка с нейрон имеет тело с ядром и многочисленные отростки. (4-й слайд).

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является раз дражимость.  Этой способностью обладают даже клетки простейших. (5-й слайд).

Напри мер, амебы будут избегать кристалликов поваренной соли, лежащих на дне сосуда.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. У гидры они расположены подкожно - мускульными и имеют звездчатую форму. Соединя ясь между собой, они образуют нервную сеть. При прикосновении к гидре, в нервных клетках возникает возбуждение, которое распространяясь по всей нервной сети, вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы, называется рефлексом. (6-й слайд).

Примером рефлекса может служить: захват пищи (пищевой рефлекс), со кращение тела в ответ на прикосновение (защитный рефлекс). Дикообразы, у них просто есть защитный рефлекс: если кто нападает, они поворачиваются спиной и резко прыгают назад... А если учесть, что иглы у них крепятся очень слабо, то и получается иногда печальная картина.

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.(7-й слайд)

Нервная система беспозвоночных животных (8-й слайд)

Нервная система плоского червя   Нервная система кольчатого червя     Нервная система моллюска

1 -                                                              1 -                                                                     1 –

2 -                                                              2 -                                                                     2 –

3 -                                                              3 –

                                                                  4 –

 У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию пар ных головных нервных узлов - ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы

У кольчатых червей парные мозговые узлы - ганглии соединяются в около глоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенным в передней части тела.

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различ ных частях тела, соединены нервными тяжами.

    В классическом виде нервная система позвоночных представлена голов ным и спинным мозгом (центральная нервная система) и отходящих о т них нервов (периферическая нервная система). (9-й слайд).

Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, который является центром условных рефлексов, средний мозг — центр ориентировочных рефлексов, промежуточный мозг воспринимает сигналы внешней среды и регулирует функции внешних орга нов, продолговатый мозг регулирует работу жизненно важных систем, мозже чок координирует движения и отвечает за равновесие. Спинной мозг у позвоночных животных представлен трубкой, проходящей над позвоночным столбом в канале, образованном верхними отростками позвонков. (10-й слайд).

Отделы головного мозга:

Передний отдел у высокоразвитых животных образует Большие полушария – наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. (11-й слайд).

Промежуточный мозг участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. (12-й слайд).

Продолговатый (задний) является продолжением спинного мозга, связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др. (13-й слайд)

Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Мозжечок постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений. (14-й слайд).

Средний мозг соединяет передний и задний, является центром ориентировочных рефлексов (например, собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя) на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (15-й слайд).

3. Обобщение изученного материала.

Работа по карточкам.

1 группа.  Сравнение нервной системы рыб и земноводных.

Пользуясь рисунком 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226), вставьте пропущенные слова в текст:

Головной мозг  рыбы имеет несколько  отделов: ……………………, ……………..……, ……………….., …………….…., ………………… Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в ……….. мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.

В головном мозге земноводных имеется … отделов, но значительно развития достигает ………….. мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии …………….

2 группа.  Сравнение нервной системы земноводных и пресмыкающихся.

Восстановите соответствие, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226)

  1. Земноводные

1.В головном мозге имеется 5 отделов

2. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок

3. Слабое развитие мозжечка

  1. Пресмыкающиеся

4. Хорошо развит передний мозг

5. Промежуточный мозг почти не виден

3 группа. Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226-227)

Нервная система пресмыкающихся в связи с активным водным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются четыре отдела головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым средний мозг. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит промежуточный и передний мозг и мозжечок.

4 группа. Сравнение нервной системы птиц и млекопитающих.

Исключите лишний элемент в тексте, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника

(стр. 227-228)

Нервная система птиц характеризуется более сложным строением за счет:

  1. Развития больших полушарий головного мозга;
  2. Хорошего развития промежуточного мозга;
  3. Развития мозжечка связано со сложными, требующими координации движениями во время полета;

Нервная система млекопитающих достигает наивысшего развития, так как:

  1. Кора имеет извилины и складки;
  2. Промежуточный мозг разит хорошо, но не виден;
  3. Мозжечок и средний мозг развиты слабо.

5 группа. Эксперты.

Ознакомьтесь с информацией о строении нервной системы позвоночных животных  (стр. 226-227; рис. 176. на стр. 228) и оцените как справились группы со своим задание по следующим критериям:

“5” - полностью справились с заданием;

“4” - выполнили задание с 2 ошибками;

“3” - выполнили задание с 3 ошибками;

Эксперты подводят итог, делают выводы.

4. Домашнее задание. Параграф 43.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Другие клетки организма Нервная система Нервная клетка Сигнал из внешней среды раздражение Нервный импульс

Слайд 4

тело нейрона отростки

Слайд 6

Пищевой Защитный

Слайд 7

Плоские черви Кольчатые черви Моллюски 1 – нервные узлы 2 – нервный ствол 3 – нервное окончание 1 – окологлоточное нервное кольцо 2 – брюшная нервная цепочка 3 – нервы 4 – нервные окончания 1 – нервные узлы 2 – нервные окончания

Слайд 8

Моллюски Кольчатые черви Плоские черви

Слайд 9

Головной мозг Нервы Спинной мозг У животных различных групп сравнительные размеры спинного и головного мозга сильно различаются. У лягушки (А) и головной и спинной мозг почти равны; У зеленой мартышки (Б) масса головного мозга намного превышает массу спинного.

Слайд 11

Передний отдел центр речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения.

Слайд 12

Промежуточный мозг Участвует в возникновении ощущений. Регулирует обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание.

Слайд 13

Продолговатый (задний) мозг связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др.

Слайд 14

Мозжечок участвует в поддержании равновесия

Слайд 15

Средний мозг центр ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".

Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...

Презентация:"Эволюция кровеносной системы животных".

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в качестве демонстрационного материала....

"Эволюция нервной системы животных"

Презентация "Эволюция нервной системы животных"  составлена для проведения уроков биологии в 7 классе. Она содержит иллюстрации о строении нервной системы различных групп животных....

Эволюция пищеварительной системы животных.

Данная презентация может быть использована  на уроках биологии в 7 классах.  Учебный материал разработан на основании программы В.В.Пасечника....

Нервная система животных. Презентация для 7 класса

Презентация содержит сведения о типах нервной системы, о строении нервной системы разных классов животных....

Эволюция нервной системы

Конспект рока с презентацией...

Эволюция нервной системы. Презентация.

Материал предназначен для изучении зоологии в 7-ом классе...