Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.
статья по биологии по теме

  В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных технологий в том числе информационных, на различных стадиях учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Разумная Елена Владимировна, учитель биологии. (228-910-072)

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.

"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.”

К.Д. Ушинский

    В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных технологий в том числе информационных, на различных стадиях учебного процесса.

Цель исследования – активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии при помощи технологии организации исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал об использовании технологии организации  

             исследовательской деятельности.

  1. Разработать методическую базу.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.

Гипотеза:

Введение технологии организации исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями при изучении биологии позволит:

  1. Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса;
  2. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе                  учебного процесса;
  3. Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  4. Изучать явления и процессы внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
  5. Представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы.

Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам, т. е. творческие умения. И здесь на помощь нам приходит метод – организации научно – исследовательской деятельности. Прежде всего в ходе работы углубляются и расширяются знания, полученные на уроках, формируется стойкий интерес к предмету. Развиваются разнообразные навыки самостоятельной, исследовательской работы, умения анализировать, обобщать, делать выводы. Есть возможность проявить себя даже слабым и зачастую пассивным ученикам. Работа над проектом способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться, укрепляет связь учащихся с преподавателем, формирует чувство доверия, взаимоуважения друг к другу. Исследовательская работа создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение; развивают системное мышление). Особое внимание уделяю краткосрочным проектам, к которым можно отнести творческие задания.

 В ходе выполнения этих заданий учащиеся постигают определенные представления, развивают фантазию, наблюдательность, внимание и способности, а для некоторых тем им приходится искать дополнительную литературу.

Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую; на развитие творческих способностей, логического мышления, она формирует у детей способности самостоятельно применять знания из разных областей, учебных предметов. Работу, в ней я осуществляю по следующим направлениям:

  1. Интеграции уроков.
  2. Реализация работ в форме:
  1. проведения конференций, предметных вечеров и игр, викторин;
  2. научно-исследовательской работы с учащимися;
  3. проектной деятельности старшеклассников по изучению глобальных, региональных и локальных экологических проблем;
  4. тематических выставок творческих работ учащихся;
  5. индивидуальных занятий с одаренными учащимися;
  6. проведения мастер-классов, семинаров, конференций.
  1. Систематическое использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий (использование компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, электронных учебников, сети Интернет и др.) в процессе обучения и внеклассной работе по предмету.
  2. Повышение эффективности работы учебного кабинета биологии.(по принципу учебное пособие не экспонат).
  3. Сотрудничество с библиотекарем школы по формированию естественно-научного мировоззрения школьников.
  4. Просветительская работа с родителями через проведение тематических лекториев, урочных и внеклассных мероприятий.

За время организации научно-исследовательской работы с учащимися я  убедились в эффективности данной инновации. Это проявляется в повышении интереса учащихся к изучаемым предметам, в увеличении количества участников и призеров школьных и районных олимпиад, конкурсов, НПК, многие из которых поступают в ВУЗы и техникумы на факультеты естественно-научного цикла.

Особое внимание я уделяю практической направленности в работе с детьми, привлекая их к исследованию экологических проблем, с использованием лабораторного и полевого оборудования. Ребята на собственном опыте учатся вести наблюдения за явлениями и объектами природы, анализировать результаты экспериментов, делать выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети, без которой сейчас невозможно представить деятельность учителя и организацию научно-исследовательской работы с учащимися.

Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот созданный мною каталог доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся с учителем своими находками. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что учитель, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывает на доске адреса соответствующих сайтов.

Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.

Организация исследовательской деятельности учащихся в сочетании с информационными технологиями  дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, потребность в общении и игре, а самое главное помогает заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии

Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии»

Выступление на МО по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.

Учебно-исследовательская деятельность –  это деятельность, главной целью  которой является образовательный  результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них  исследов...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)

Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Организация и проведение исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях....

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"

Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии....