Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"
статья по биологии на тему

Тульская Елизавета Викторовна

Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

Тульская Е.В.

Общеобразовательные стандарты второго поколения ориентируют учебный процесс на реализацию системно-деятельного подхода, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной и познавательной деятельности обучающихся

          Программа УУД должна быть направлена на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта (3).

          Биология как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения, воспитания и развития учащихся. Оживить процесс обучения, создать атмосферу, сопутствующую поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной, пробудить у учащихся тягу к знаниям поможет решить постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя. В отличие от ученого ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы для приобретения новых знаний (Тяглова,2008).

         Биология как учебный предмет обладает объективными возможностями для развития общих исследовательских умений и для становления и развития личности ученика при его включении в различные виды познавательной деятельности в учебном процессе.

         К основным познавательным умениям (умения самостоятельно приобретать знания) относятся:

а) работа с учебной и научно-популярной литературой, ресурсами Интернета;

б) проведение наблюдения и формулировка вывода;

в) постановка эксперимента и на его основе получение новых знаний.

Самый распространенный прием учебной работы — это наблюдение. В процессе работы с натуральными объектами у учащихся формируется умение проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы.

         Исходя из специфики биологии как опытной науки, выявлена взаимосвязь повышения продуктивности и гибкости мышления школьников с постановкой исследовательских заданий экспериментального характера.

       Экспериментально-исследовательские задания – это такие задания, в которых на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования. Эксперимент позволяет поднять учащихся на более высокий уровень развития познавательного интереса, так как он связывает теорию с практикой, показывает применение теоретических знаний и необходимость их экспериментального подтверждения (Тяглова,2008).

       Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знания (Алексеев,2002).

Организация исследовательской деятельности – один из способов развивать систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся и сформировать коммуникативные, информационные и общекультурные компетенции.

Литература.

1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. – 2002. – №1. С.24-34.

2. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. –М: Глобус ,2008.-255с.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.

В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правил...

Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении биологии.

     Среди множества образовательных технологий я поделюсь опытом использования в своей практике проектной и исследовательской деятельности в профильном обучении биологии. ...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии

из опыта работы учителя биологии высшей категории  МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии»

Выступление на МО по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"...

Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе

Организация исследовательской деятельности в сельской малокомплектной общеобразовательной школе: проведение практических и лабораторных работ, участие в конкурсах исследовательских работ и проектов....

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...