Конспект урока по теме "Строение цветка, Опыление"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Каримова Наталья Николаевна

Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомендуется создать синквейн, кластер. кроссворды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_cvetok..doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Рождение цветка».

Тема «Цветок и его строение. Опыление растений».

Цель урока: Показать, что покрытосеменные растения проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего в области генеративных органов, используя скрытые возможности в пределах уже существующих структур вегетативного тела.

Задачи:         Образовательная - систематизировать и обобщить знания учащихся об органах цветкового растения, сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;

Раскрыть  биологическое значение частей цветка, повторить материал об основных типах опыления цветков и факторами, их определяющими.

Развивающая – продолжить развитие познавательного интереса к теме, формировать умения исследовать цветок как объект природы, выявить его значение, активизировать знания учащихся.

Воспитательная – формирование научного мировоззрения учащихся, бережного и внимательного отношения к растениям, которые их окружают и в природе, и в саду, и дома.

Принципы: системность, доступность, последовательность, научность, наглядность.

Средства: наглядные (таблицы, рисунки, слайды,)

Методы: словесный - беседа, объяснение, рассказ.

наглядный – демонстрация моделей цветка.

поисковый- работа с текстом «Опыление», поиск решения при составлении кластеров, синквейнов, инсертов.                                                      Форма урока: урок обобщения и повторения. (мастерская построения новых знаний).

План урока

1.Сонастройка.  Активизация знаний учащихся. (просмотр открыток, составление рассказа о своем любимом цветке, создание эмоционального настроя, включение подсознания,  области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.)

 индукция (наведение). Вызов эмоций, чувств, ассоциаций.

2.Социоконструкция. создание модели цветка.

3.Социолизация. Защита работ, осмысление и повторение названий всех  его частей.

4.Социоконструкция. выдается текст «Опыление растений» в котором дано конкретное задание.

5.Социолизация. Защита готовых схем у доски с сопровождением слайдами.

6.Афиширование. Работы вывешиваются на стенах кабинета, что позволяет учащимся мысленно возвращаться в пережитую ими мастерскую еще раз некоторое время.

7. Рефлексия. Мини – рассказ от имени одного цветка. Составление инсерта, кластера и синквейна.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сонастройка. индукция (наведение)
  3. Актуализация знаний учащихся.
  4. Социоконструкция .Изучение новой темы (организация восприятия и осмысления новой информации )
  5. Социолизация.
  6. Социоконструкция.
  7. Социолизация.
  8. Афиширование. Домашнее задание.
  9. Рефлексия. Повторение.

Используемая литература.

  1. Корчагина В. А. Биология 6-7: Растения, Бактерии, Грибы. Лишайники.- М. Просвещение. 1988г.
  2. Калинова  Г. С.  Мягкова А.Н. Методика обучения биологии:6-7кл. М.: Просвещение. 1989.
  3.  Биология: Справ.материалы. Д.И. Трайтак. Просвещение, 1983.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В. С.

        Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Вентана-Граф. 2007.  

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В. С.

        Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Вентана-Граф. 2004. Методическое пособие.

6. Биология. Приложение «Первое сентября». №20. 2007.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Быть может, вся природа-

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа-

Различность голосов?

Быть может, вся природа-

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа-

Желанье красоты?

Ребята, сегодня мы с вами раскроем одну удивительную тайну жизни растений. Вот раскрывается самое нежное, трепетное и дивное создание- цветок. Он привлекает к себе гостей- насекомых: нектаром и пыльцой, запахом, формой, своеобразной окраской. Синяя, розовая, желтая, оранжевая, белая окраска цветков хорошо заметна на фоне зеленой листвы даже издалека. По древнему поверью,  этот цветок славит первый подвиг Геракла. В темном лесу жил лев, он приносил много бед жителям Немейской долины. Никто не осмеливался убить льва, только храбрый Геракл совершил этот подвиг. «Я создам цветок,- сказала мудрая Флора, - который будет всегда напоминать людям разодранную пасть немейского льва и подвиг Геракла». Так появился на земле цветок под названием «львиный зев». Основа природы, жизни на Земле - растения. В настоящее время на Земле их существует более 500тыс. видов, из них 200 тыс. – цветковые растения.

Сегодня мы обобщим знания о многообразии цветов, характерных признаках строения цветов различных семейств, вспомним значение цветка, функции и процессы осуществляемые цветком. Сегодня у нас необычный урок- мастерская, который будет состоять из нескольких этапов.

Учащихся необходимо разделить на группы: произвольно, учитывая психологические факторы, жеребьевка.

Сонастройка- взаимная настройка друг-друга на изучение новой темы. Учащимся предлагается коротко рассказать о своем любимом цветке. Продолжает рассказ сам учитель. Говорит о любви композитора П.И. Чайковского к цветам, звучит «Вальс цветов». Атмосфера становится праздничной. (слайды.)

Индукция – создание эмоционального настроя, отношения к предмету обсуждения. Выдается индуктор-набор открыток с иллюстрациями красивых цветов, которые вызывают у них эмоции, чувства,  ассоциации.  В ходе беседы возникает вопрос: почему цветок такой красивый и нужна ли ему красота? Учащиеся отвечают , что красота нужна для того, что бы ею любовался человек, что на красивом цветке всегда много насекомых.

Социоконструкция - задание  - сконструировать цветок, который был бы самым привлекательным для насекомого. (материал предлагается). Во время работы возникает информационный запрос- все ли части цветка сделаны? Т. О. появляется потребность в информации, учитель предлагает рассмотреть предложенные им карточки. (строение цветка, типы цветов, однодомность и двудомность). (слайды)

Социолизация - группы предлагают к защите свой цветок, указывают все части цветка, сравнивают с таблицей и повторяют название всех  его частей.

Учитель.

Ребята, мы с вами повторили строение цветка ,а теперь должны выяснить какую роль играют цветы для растений. Окраска цветов и запах цветка-  это вывеска, приглашение «Милые пчелки и бабочки, загляните внутрь венчика, что, понравилось?» Тогда запоминайте облик «вкусного» цветка, а затем ищите такой же». Насекомые устремляются на цветок, и здесь их ждет кладовая сладкого нектара и большое количество питательной пыльцы (слайд). И они направляются на поиски других таких же цветков.

Мотылек на нем порою

Не боится отдохнуть

И, осыпанный пыльцою,

Продолжает дальний путь.

Нет, обидели напрасно

Странным прозвищем цветок!

Он растет, как все, прекрасным,

А иным он быть не мог.

Виды опыления? Кто помогает растениям в процессе опыления?

Насекомые, ветер, животные, птицы, человек, сами растения.

Способны ли насекомые определять вкус нектара, не пробуя его? Нет, скажете вы, и ошибетесь. Опускаясь на цветок, бабочка определяет вкус нектара лапками, т.к. на кончиках находятся специальные чувствительные клетки. Если нектар вкусный, бабочка раскручивает хоботок. Оса, собиравшая с цветка нектар, нечаянно унесет на себе часть пыльцы. Труженицы пчелы, летая от улья к цветкам и обратно, пролетают за день до 100км. Итог их работы- сладкий нектар и пыльца, собранные при помощи специальных приспособлений на задних лапках- корзиночек и щеточек. Птицы и млекопитающие не прочь полакомиться нектаром и пыльцой. Летучие мыши, колибри, жуки-бронзовки, бабочки, пчелы, осы, шмели, муравьи- незаменимые помощники в опылении самых разных растений. (слайды).

Социоконструкция - выдается текст «Опыление», ребята должны составить схему опыления.

Социолизация- ребята защищают  готовые схемы у доски с сопровождением слайдами.

Афиширование-оформление стены в кабинете.

Рефлексия.

  1. составить рассказ от имени одного цветка.
  2.  составить кластер, инсерт по тексту опыление, синквейн. (с сопровождением слайдами).                                                        Закончить сегодняшний урок, я хотела бы, такими словами: человек должен бережно и внимательно относиться к растениям, которые его окружают и в природе, и в саду, и дома. Можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни одного цветка или листа, если следовать словам мудрого азербайджанского поэта Самеда Вургуна:

Давай пройдемся медленно по лугу,

И «Здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.  

Домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

план-конспект урока по теме "строение цветка"

о проектной тежнологии в свете введения фгос. приведен пример использования элементов проектной технологии на уроке...

План-конспект урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР

План-конспект комбинированного урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР....

конспект урока " Строение цветка " 6 класс

Тип урока - изучение нового материала.На данном уроке при изучении нового обучающиеся самостоятель изготавливают модель цветка....

План-конспект урока экологии 7 класс на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"

План - конспект урока экологии 7 класса на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"....

Конспект урока: "Строение цветка" 6 класс

Цель: ознакомление учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.Задачи:Образовательные:изучить особенности строения цветка,показать связь строе...

Строение цветка. Опыление и оплодотворение

1. Строение цветка2. Соцветия3. Семейства Покрытосеменных, или Цветковых4. Опыление и оплодотворение...


 

Комментарии

Жмакина Елена Александровна

Очень хороший урок, большое спасибо! Я тоже часто использую в своей работе уроки - мастерские построения знаний и, я думаю, что ребятам очень нравится на них работать, самим добывать знания, они чувствуют себя более раскрепощенными. Еще раз большое спасибо!