Строение цветка. Опыление и оплодотворение
презентация к уроку по биологии (6 класс)

1. Строение цветка

2. Соцветия

3. Семейства Покрытосеменных, или Цветковых

4. Опыление и оплодотворение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetok.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цветок – это укороченный видоизмененный побег покрытосеменных растений . ЦВЕТОК

Слайд 2

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

Слайд 3

ТИПЫ ЦВЕТОВ Однодомные (это растения у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении) Двудомные (это растения у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных растениях) Огурец, тыква, кукуруза, береза и т.д. Ива, тополь, крапива, конопля и т.д. Обоеполые (цветки, содержащие одновременно пестики и тычинки) Раздельнополые (цветки, содержащие только пестики (пестичные цветки), или только тычинки (тычиночные цветки))

Слайд 4

СОЦВЕТИЯ Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому на одном общем цветоносном побеге в определенном порядке цветок цветоножка ось соцветия

Слайд 5

ФОРМУЛА ЦВЕТКА О – околоцветник Ч – чашелистики Л – лепестки Т – тычинки П – пестики () – сросшиеся части цветка – количество частей цветка ∞ – много компонентов + – элементы расположены в разных рядах или отличаются формой или размером * – правильный цветок ↑ – неправильный цветок П равильный цветок (актиноморфный) , через который можно провести множество плоскостей симметрии Неправильный цветок (зигоморфный) , через который можно провести только одну плоскость симметрии

Слайд 6

ФОРМУЛА ЦВЕТКА О – околоцветник Ч – чашелистики Л – лепестки Т – тычинки П – пестики () – сросшиеся части цветка – количество частей цветка ∞ – много компонентов + – элементы расположены в разных рядах или отличаются формой или размером * – правильный цветок ↑ – неправильный цветок * Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 * Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ РОЗОЦВЕТНЫЕ (шиповник, земляника, малина, яблоня, груша, вишня и т.д.) Двойной околоцветник - из разнородных компонентов (чашечка + венчик) Лепестки Чашелистики

Слайд 7

ПЛОДЫ Плод - генеративный орган покрытосеменных растений, развивающийся из цветка и служащий для защиты и распространения семян. 1. По количеству семян плоды подразделяются на: Односемянные - имеют одно семя, развившееся из единственного семязачатка. Пример, подсолнечник, пшеница. Многосемянные - содержат множество семян, каждое из которых сформировано одним семязачатком. Пример, тыква, помидор, горох, смородина. 2. По содержанию воды в составе околоплодника плоды делятся на: Сочные - околоплодник представлен сочной мякотью: ягода ( М – томат); яблоко ( М – яблоня); костянка ( О – вишня); многокостянка (М – ежевика); боб ( М – горох) и т.д. Сухие - с кожистым или деревянистым околоплодником: зерновка ( О – пшеница); семянка ( О – подсолнечник); желудь ( О – желудь); орех ( О – лещина); боб ( М – горох) и т.д.

Слайд 8

СЕМЕЙСТВА ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ ИЛИ ЦВЕТКОВЫХ

Слайд 9

РОЗОЦВЕТНЫЕ Жизненные формы: травы, кустарники, деревья; Соцветие: кисть (малина), простой зонтик ( яблоня), щиток (земляника); Плоды: многоорешек (шиповник, земляника), яблоко (яблоня, груша, рябина), костянка (вишня, слива), многокостянка (малина, ежевика) и т.д.; Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель часто с шипами, листья простые и сложные с прилистниками; Листорасположение: очередное; Жилкование: сетчатое; Корневая система: стержневая; Семядоли: две, относятся к классу - Двудольные; Представители: роза, сакура, яблоня, слива, груша, рябина, шиповник, земляника и т.д.

Слайд 10

КРЕСТОЦВЕТНЫЕ (КАПУСТНЫЕ) , Жизненные формы: преимущественно травы; Соцветие: кисть; Плоды: стручок или стручочек; Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель, листья простые без прилистников; Листорасположение: очередное; Жилкование: перистое; Корневая система: стержневая; Семядоли: две, относятся к классу - Двудольные; Представители: все виды капуст, брокколи, редька, редис, рапс и т.д. * Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1

Слайд 11

ПАСЛЕНОВЫЕ , Жизненные формы: травы; Соцветие: кисть; Плод: ягода (томат) или коробочка (табак); Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель, листья простые без прилистников; Листорасположение: очередное; Жилкование: сетчатое; Корневая система: стержневая; Семядоли: две, относятся к классу - Двудольные; Представители: картофель, томат, баклажан, дурман, и т.д. * Ч (5) Л (5) Т 5 П 1

Слайд 12

БОБОВЫЕ (МОТЫЛЬКОВЫЕ) , Жизненные формы: травы, кустарники; Соцветие: кисть (горох) и головка (клевер); Плод: боб; Строение вегетативных органов: прямостоячий (бобы), ползучий (клевер), вьющийся (фасоль) и цепляющийся (горох) стебель, листья сложные с прилистниками; Листорасположение: очередное; Жилкование: перистое; Корневая система: стержневая; Семядоли: две, относятся к классу - Двудольные; Представители: фасоль, бобы, горох, чечевица, соя, арахис и т.д. ↑ Ч (5) Л 5 Т (9)+1 П 1

Слайд 13

СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ (АСТРОВЫЕ) Жизненные формы: преимущественно травы; Соцветие: корзинка; Плод: семянка; Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель, листья простые без прилистников; Листорасположение: очередное; Жилкование: перистое; Корневая система: стержневая; Семядоли: две, относятся к классу - Двудольные; Представители: подсолнечник, одуванчик, василек, георгин и т.д. * Ч 0 Л (5) Т (5) П 1

Слайд 14

ЛИЛЕЙНЫЕ Жизненные формы: преимущественно травы; Соцветие: зонтик (лук) или кисть (ландыш); Плод: ягода (спаржа) или коробочка (тюльпан); Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель, листья простые без прилистников; Листорасположение: очередное; Жилкование: перистое; Корневая система: стержневая; Семядоли: одна, относятся к классу - Однодольные; Представители: алоэ, лилия, тюльпан, ландыш и т.д. * О 3+3 Т 3+3 П 1 Простой околоцветник и з однородных компонентов (чашечка или венчик)

Слайд 15

ЗЛАКОВЫЕ (МЯТЛИКОВЫЕ) Жизненные формы: травы; Соцветие: сложный колос (пшеница), метелка (овес), початок (кукуруза); Плод: зерновка; Строение вегетативных органов: прямостоячий стебель - соломина, листья простые; Листорасположение: очередное; Жилкование: параллельное; Корневая система: мочковатая; Семядоли: одна, относятся к классу - Однодольные; Представители: пшеница, кукуруза, овес, рис, бамбук, пырей и т.д. ↑ О (2)+2 Т 3 П 1

Слайд 16

Пыльник Рыльце пестика Половое размножение растений происходит с участием половых клеток — гамет. Тычинка – часть цветка, представляющая собой мужской репродуктивный орган. В пыльнике тычинки созревают пыльцевые зёрна (пыльца), в которых развиваются мужские гаметы — спермии. Пестик – это женский репродуктивный орган цветковых растений. Внутри завязи пестика расположены семязачатки (семяпочки), в которых образуются женские гаметы — яйцеклетки. После созревания гамет происходит опыление. Пыльца переносится на рыльце пестика. Опыление — это перенесение пыльцевых зёрен из пыльника на рыльце пестика ОПЫЛЕНИЕ И ОПЛОДОТВОРЕНИЕ Самоопыление – пыльца из пыльников переносится на рыльце пестика того же самого цветка или между цветками одного растения. Перекрёстное опыление – пыльца одного цветка переносится на рыльце пестика цветка другого растения этого же вида ТИП ОПЫЛЕНИЯ горох , томаты злаки: пшеница, рожь; яблоня

Слайд 17

Ветроопыляемые - малозаметные цветки с мелкими лепестками или их нет; - лишены запаха; - рыльце крупное, многолопастное ; - тычинки свешиваются из цветка наружу так, что пыльца высыпается; - производят большое количество пыльцы; - пыльцевые зерна мелкие, легкие, с сухими гладкими стенками; - строение цветка очень простое. ТИПИЧНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВЕТРООПЫЛЯЕМЫМИ И НАСЕКОМООПЫЛЯЕМЫМИ ЦВЕТКАМИ Насекомоопыляемые - цветки с крупными яркими лепестками , хорошо заметны; Если цветки невзрачные, то могут быть собраны в соцветия - издают запах; - рыльце в пестике маленькое, не выступающее из цветка, выделяет клейкое вещество, к которому прилипает пыльца; - тычинки находятся внутри цветка; - пыльцевые зерна тяжелые, крупные , имеют шипики на стенках, клейкие; - строение цветка часто усложненное , приспособлено к переносу пыльцы каким-либо определенным видом насекомого.

Слайд 18

Двойное оплодотворение и образование семени Ко времени оплодотворения в завязи цветка уже сформированы один или несколько семязачатков . В каждом семязачатке есть зародышевый мешок с яйцеклеткой (женская гамета) и ещё несколькими вспомогательными клетками. Крупная клетка в центре – центральная клетка. У нее два ядра, которые сливаются в одно центральное ядро. После того как пыльцевое зерно попадёт на рыльце пестика, оно начинает прорастать. Пыльцевая трубка врастает в ткань столбика и растёт в направлении завязи. По растущей трубке опускаются два спермия. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка завязи, она внедряется в него. Два спермия высвобождаются и попадают в зародышевый мешок. Один спермий сливается с яйцеклеткой ( n + n = 2n) , при этом образуется зигота , которая развивается в зародыш семени. Второй спермий сливается с ядром центральной клетки (2n + n = 3n) зародышевого мешка, после чего она начинает очень быстро делиться и превращается в эндосперм – питательную ткань семени. Покровы семязачатка образуют семенную кожуру. А стенки завязи пестика – плод. Таким образом, в оплодотворении участвуют два спермия, поэтому этот процесс назвали двойным оплодотворением . Оно характерно только для цветковых растений. Сергей Гаврилович Навашин (1857–1930) — российский и советский ботаник, который открыл двойное оплодотворение у цветковых растений, а именно — у лилии кудреватой и рябчика восточного.

Слайд 19

ЗАДАНИЯ

Слайд 20

1. Выберите из приведенного ниже списка три признака, которые характерны для процесса двойного оплодотворения у покрытосеменных растений . А) слияние спермия с центральной клеткой зародышевого мешка Б) ф ормирование пыльцевого зерна В) образование зиготы в зародышевом мешке Г) слияние спермия с яйцеклеткой Д) образование цветка Е) деление зиготы путём мейоза

Слайд 21

2 . Установите соответствие между растением и его признаками. ХАРАКТЕРИСТИКА А) цветок трехчленный Б) околоцветник двойной В) плод костянка Г) цветок пятичленный Д) плод зерновка Е) листья с параллельным жилкованием РАСТЕНИЕ 1) Вишня 2) Пшеница

Слайд 22

3. Выберите три правильных ответа из шести. Какие признаки характеризуют семейство Паслёновые? 1) в основном кустарники и деревья 2) плод стручок или стручочек 3) плод коробочка или ягода 4) цветок пятичленного типа с двойным околоцветником 5) к семейству относятся картофель, табак 6) к семейству относятся редька, редис

Слайд 23

4. Если у растения сетчатое жилкование листьев, то у него, как правило, 1) мочковатая корневая система 2) одна семядоля в семени 3) развит главный корень 4) цветок трёхчленного типа

Слайд 24

5. Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом. ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ А) мелкая сухая пыльца 1) ветром Б) мелкие невзрачные цветки 2) насекомыми В) наличие в цветках нектара Г) яркая окраска цветков Д) образование большого количества пыльцы Е) зацветание до распускания листьев

Слайд 25

5. Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом. ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ А) мелкая сухая пыльца 1) ветром Б) мелкие невзрачные цветки 2) насекомыми В) наличие в цветках нектара Г) яркая окраска цветков Д) образование большого количества пыльцы Е) зацветание до распускания листьев

Слайд 26

6 . Почему на Земле число видов покрытосеменных растений превосходит число видов растений всех остальных отделов? 1) У них имеются разнообразные приспособления к жизни в разных условиях. 2) Они отличаются большей продолжительностью жизни. 3) Для них характерна развитая корневая система. 4) Они имеют клеточное строение и содержат пигмент хлорофилл

Слайд 27

Главные части цветка: 1) лепестки венчика 2) чашелистики 3 ) пестик и тычинки 4) цветоложе

Слайд 28

8. Установите соответствие: Признаки: Часть цветка: 1) совокупность лепестков а) цветоножка 2) совокупность чашелистиков б) цветоложе 3) ось цветка в) венчик 4) совокупность чашелистиков и лепестков г) чашечка 5) верхняя расширенная часть цветоножки, д) околоцветник на которой расположены части цветка

Слайд 29

9. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений 2. Цветок представляет собой видоизменённый лист 3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение 4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой 5. В цветке имеются пестики и тычинки

Слайд 30

10. В цветках ветроопыляемых растений, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. С чем это связано?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение цветка и соцветия

Раскрыть биологическое значение главных частей цветка,  соцветия;  рассмотреть строение и функции частей цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений показат...

Презентация к уроку "Строение цветка"

В презентации на мой взгляд представлен необходимый к уроку материал в доступной для детей форме, использованы различные формы мотивации обучения....

Конспект урока по теме "Строение цветка, Опыление"

Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен...

Урок ботаники в 6 классе "Поиск взаимосвязи между строением цветка и способом его опыления"

Урок, формирующий УУД .Цели урока:Образовательные:  дать понятие о способах опыления у цветковых растений, показать связь строения и функции на примере строения цветков растений с разным сп...

Опыление и оплодотворение растений

Урок об опылении и двойном оплодотворении цветковых растений...

Опыление и оплодотворение цветковых растений

Продолжение темы половое размножение цветковых растений...

Презентация по теме: "Строение цветка. Многообразие цветков"

Данный материал отражает особенности строения цветка (органа, участвующего в половом размножении) поктытосеменных (цветковых) растений, разнообразие цветков, строение  главных частей цветка (пест...