разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Кащенко Наталья Сергеевна

данная разработка предназначена для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sreda_obitaniya_organizmov._7_klass.doc37 КБ
Office presentation icon sreda_obitaniya.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Наталья Сергеевна Кащенко.

МОУ СОШ №1 п. Волоконовка, Белгородской  области

учитель биологии.

Тема: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ»

 7 класс.

Задачи:

Образовательная: расширять знания учащихся о среде обитания, ее факторах и их влиянии на организмы; раскрыть разнообразные взаимосвязи и взаимоотношения организмов, а также влияние на них деятельности человека.

Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые ' сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.

Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: постановка и решение учебной задачи.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Средства обучения: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, таблицы животных, рисунки.

Методы и методические приемы: рассказ, применение знаний, ре шение проблем методом мозгового штурма.

Ход урока

Изучение нового материала.

Учитель:     У осла и соловья, У лисы и журавля,

                  У стрекоз и муравья Жизнь у каждого своя.

                Каждый соблюдает точно. Свой режим и дня, и ночи,

                  И у каждого свое Облюбовано жилье.

                   Выбирает привереда лишь свое меню обеда,

                              А в дороге изберут

Каждый собственный маршрут —

У букашки и у птички.

Тем-то каждый и хорош,

Что на прочих не похож.

— Ребята, о чем это стихотворение?

— Да, это стихотворение об условиях, месте, или — по-другому —о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

— Что такое среда обитания?

— Правильно, это часть природы, где живут организмы, которые неразрывно связаны с окружающей средой. Они оказывают друг на друга самое разнообразное влияние. Есть ли наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой?

— Да, есть! Эта наука называется ЭКОЛОГИЕЙ.

Экология, друзья,

Наука очень нужная:

Без нее ты ни за грош

В наше время пропадешь,

Ибо каждый знать обязан,

Кто, как, с кем в природе связан,

Чтоб случайно иногда

Ей не принести вреда.

Учитель расшифровывает слово ЭКОЛОГИЯ: ойкос — дом, ло гос — наука, учение. Учащиеся записывают в тетради эту расшиф ровку. Беседа о доме — первой половине этого слова: что дети по нимают под словом дом. Затем возвращаются к первому стихотво рению.

Вывод. Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между живыми организмами и сре дой, в которой они обитают. (Запись в тетрадях.)

Учитель: Набор условий среды и ресурсов, необходимых для вы живания и размножения, называется экологической нишей. (Под тверждение примерами.)

— Биологи говорят: место, где обитает зверь, — его адрес, а про фессия, или лучше сказать — специальность, — его экологическая ниша.

Волк добивает копытных, у него и свой «инструмент»: быстрые ноги, острые клыки. Хорек тонкий, гибкий, в любую нору залезет.

                  Крот — землекоп, червяков достает.

Климатические условия, укрытия, пища, состав соседей — все это вместе и составляет экологическую нишу.

Всегда найдутся различия в потребностях даже у похожих живот ных. Хорек и колонок похожи, но один по земле бегает, а другой по деревьям лазает — вот и не мешают друг другу.

Клесты делятся на еловиков и сосновиков — каждый свои шиш ки любит. А вот воробей семенами кормится, мошками и червяками. В этом случае мы говорим, что у воробья — широкая экологическая ниша, а у клестов — узкая. Или, например, у песчаной гадюки ниша тоже узкая. Она может жить только в теплых странах, а гадюка обык новенная — везде, даже на Таймыре.

(Рассказ сопровождается показом тех видов животных, о кото рых идет речь.) Затем учащиеся приводят свои примеры.

Учитель: Работаем в группах: выполняем задания по картин кам — определяем экологические ниши различных животных, а за тем составляем рассказ о среде обитания организмов.

Учитель: Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды, или экологическими факто рами.

Разные организмы по-разному реагируют на эти факторы. Но сна чала о факторах.

Различают три группы экологических факторов:

 1) факторы неживой природы;

2)  факторы живой природы;

3)  особый фактор — деятельность человека, его влияние на при роду. (Работа в тетради.)

— Перечислите факторы неживой природы, или физические фак торы.

Дети перечисляют: свет, тепло, ветер, дождь, град, влажность и т.д.

— Выясняем значение света, воды, температуры на организм. (Работа в группах.) Нам помогут в этом рисунки .

Учитель: Зимой и летом, круглый год

                У зверя множество забот. Ошибок не простит среда — Знай, где — еда, а где — беда. Но каждый божьей твари дан Природой уникальный дар, Чтоб в той борьбе у них у всех имелись шансы на успех.

— Итак, экологические факторы — это элементы среды, которые способны сами оказывать влияние на живой организм.

Закрепление знаний:

Домашнее задание: учебник «Биология. Животные. 7 клаасс. Латюшин В. В., Шапкин В. А» с. 156-157 учебника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: