Земля-планета Солнечной системы. Разработка урока по природоведении 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Урок-концерт в нестандартной форме по природоведении в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl.zemlya-planeta_solnechnoy_sistemy..docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

             Природоведение. Урок- концерт в 5 классе.  Учитель биологии Конгар М. А.

Тема: « Земля – планета Солнечной системы »

Цель урока:

  1. Формирование  единства  знаний о живой и неживой природе, развитие общих представлений о солнечной системе, форме и значении солнца для жизни на земле, движении земли и солнца, способствовать правильному пониманию учащимися природных явлений и взглядов на окружающий мир.
  2.  Воспитание нравственных и эстетических качеств личности, развитие речи и таланта учащихся.
  3. Развитие работы по  формированию и развитию навыков работы с карточками, наглядными пособиями, развитие  творческой  активности учащихся, пробуждение интереса  к природе связывая с музыкой, литературой.

  Оборудование: 1)Опорные схемы-сигналы «Природа»; 2)Теллурий; 3) Таблица «Движение Земли вокруг Солнца»; 4) Географические атласы 5 класс; 5) Карточки-    задания; 6)Мел, указка; 7)Баян; 8)Два платка, палка для представлений.

I. Оргмомент  урока. Приветствие.

Цель урока довести до учащихся.

II. Прогноз погоды и местные признаки изменения погоды, изложенные в стихотворной форме.

-Ребята, каждый день мы наблюдаем за погодой. Какая сегодня погода?

-Состояние неба-

Осадки-

Направление и скорость ветра-

Температура воздуха:

Относительная влажность воздуха-

Учитель: Погода очень изменчива.  Только в нашей местности в течение суток погода может меняться несколько раз.

-Приведите, пожалуйста, местные признаки изменения погоды, которыми пользовались наши далекие предки, основываясь на народной мудрости, на различных приметах.

1 ученик: Низко ласточки летают

                    О дожде предупреждают;

                     А летают высоко-

                     Значит, дождик далеко.

2 ученик: Дым из труб и от костра

                     Кверху поднимается-

                     Значит, ясная погода

                     Завтра ожидается.

3 ученик: Если больше, чем обычно,

                     Над цветами вьётся пчел,

                     Нужно будет опасаться,

                     Как бы дождик не пошел.

4 ученик: С неба солнце светит ярко,

                     Верба ранняя цветет,

                     Прилетели трясогузки-

                     Скоро будет ледоход.

5 ученик: Если солнце село в тучи,

                    Словно зарево, закат,

                   «Завтра будет сильный ветер»,-

                    Старожилы говорят.

 6 ученик: Кукушки стали куковать-

                    Морозам больше не бывать.

                    Цветы черемухи цветут-

                   Похолоданье тут как тут.

  Учитель: Многими из этих примет мы пользуемся и в наше время. Но, чтобы правильно предсказать погоду, надо воспользоваться не одним , а несколькими местными признаки. А теперь, вернемся к природе.

III. Схема- сигнал: живая и неживая природа. По прочитанному стихотворению вам предстоит определить предметы неживой природы.

Ученик читает:  (стихи «Наше море и земля». Альберт Лочмелис)

 Наше море

Синее море,

Синие горы,

Синие реки,

Просинь озера

      Солнце на ниву,

 Бредет с небосвода

          Чьи эти земли,

          Чьи это воды?

 К морю янтарному

 Берег прилег

Латвия наша

Синь- василек.

Учитель: Назовите предметы неживой природы? (Море.  горы, реки, озера, солнце, земли, вода)

Учитель: Назовите предметы живой природы? (Василёк).

Учитель: Какими признаки отличаются предметы живой природы от неживой? ( Живая природа,  для нее характерно дыхание, питание, рост, размножение, обмен веществ.  Это растения, насекомые, животные, люди).

 IV. Земля- планета солнечной системы.

Учитель: Какова форма Солнца? Какое значение имеет солнце для жизни на земле?

Ответ: Солнце имеет шарообразную форму. Без солнца не могут жить растения, животные и люди.

Задание- карточка: Расположите правильно планеты солнечной системы по отношению к солнцу таким образом, как записываются  ноты  на  нотном  стане  по порядку.

Учитель: Проверка заданий-карточек учащихся.

Ну, а теперь покажите вращение земли вокруг своей оси на приборе: теллурий. За какой промежуток времени земля совершает один оборот вокруг своей оси?

Ученик показывает вращение земли вокруг своей оси и отвечает, что земля совершает один оборот вокруг своей оси за 24 часа.

Учитель: Может ли Солнце осветить все стороны Земли?

Ученик: Нет, т. к. земля имеет форму шара, то Солнце освещает ее половину , освещенная сторона солнцем- день , а  та сторона находящейся в тени – ночь. Причины смены дня и ночи – вращение земли вокруг ее оси.

Учитель: Почему наступает зима, весна, лето, осень?

Ученик: Земля совершает полный оборот вокруг солнца за год. Сохраняя постоянный наклон оси, земля освещается  солнцем  по- разному. Когда к солнцу обращено северное полушарие, оно получает больше тепла и света- здесь лето. А в южном полушарии это время-зима. Мы живем в северном полушарии, у нас –лето.

Ученик читает :стихотворение «Лето» Н.П. Греков.

Зарумянились вишня и слива,

Налилась золотистая рожь,

И как море волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь.

                                                                      Солнце ходит высоко над сводом

                                                                       Раскаленных от зноя небес,

                                                                       Пахнет липа душистая медом,

                                                                       И шумит полный сумрака лес…

Исполнение песни «Арыкчыгаш» (Ручеек), муз: С.Базыр-оол , Сл..: Ч.Серен-оол, олицетворяющий природу в летнее время.

Учитель: Прошло полгода, а теперь в каком полушарии будет зима?

Ученик: через полгода южное полушарие будет получать больше тепла и света –теперь здесь лето, а в северном полушарии –зима.

Ученик читает: стихотворение «Зима» А. А. Блок

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит

Бабушка- старушка

Из окна глядит.

                                      Внукам- шалунишкам

                                      По колено снег.

                                      Весел ребятишкам

                                      Быстрых санок бег…

  Бегают смеются

  Лепят снежный дом,

  Звонко раздаются

  Голоса кругом

Исполнение песни  «Чунгуувуста» (На катке) Муз: Альберт Танов, Сл.: Екатерина Танова

исполняют учащиеся 5 класса.

Учитель: А теперь, прослушав стихи, угадайте ребята времена года.

Первый ученик читает: (Отрывок из стихотворении Ф. И. Тютчева «Весна»)

    Зима недаром злится,

    Прошла ее пора-

    Весна в окно стучится

    И гонит со двора.

                                                И все засуетилось

                                                Все нудит зиму вон-

                                                И жаворонки в небе

                                                Уж подняли трезвон.

Второй ученик читает: («Осень».  А.А.Фет)

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

                                             С вечера все спится,

                                             На дворе темно.

                                             Лист сухой валится,

                                              Ночью ветер злится

                                              Да стучит в окно.

Ученик: если оба полушарии освещены одинаково, то наступает весна и осень и в стихах мы узнали эти  времена года.

Учитель: правильно ребята. Ну. а теперь, покажите нам часы юмора из нашей жизни.

V. Минуты  юмора  и  сатиры, ролевая игра. (Небольшая сценка из жизни « Бабушек»)

Сценка: «Бабушки и внуки».

На сцене появляются две старушки.

Первая: Здравствуйте, голубушка моя! Пойдемте гулять в парк.

Вторая: Да что вы, я еще уроки не сделала… Опыт по биологии  надо провести, фасоль вырастить.

Первая: А, да-да,  я помню, вы у меня брали фасоль.

Вторая: Да что-то не растет эта фасоль. Видно не качественная.

Первая: Как некачественная? Ну вот, делай людям добро! Можно сказать, от себя фасоль оторвала- вынула из супа.

Вторая: Погоди-погоди, как – из супа? Это я, выходит, растила вареную фасоль. Спасибо, удружила…

Первая: Ну я же не знала, зачем вам фасоль, не обижайтесь!

Вторая: Как вы считаете, если мы и дальше так упорно будем учиться, может, нам какую – то  оценку поставят?

Первая: (шепотом)- Кол!

Вторая: За что же такая плохая оценка?

Первая: За то, что мы занимаемся не своим делом.

Старушки уходят со сцены.

Учитель: Дорогие ребята, взрослые - они вам никого не напоминают? О чем речь идет в этой сценке?

Ученик (примерно): Взрослые за детей все делают, даже уроки, а надо нам учащимся самим все делать, быть самостоятельными.

VI. Итоги урока.  Оценки.

Спасибо за внимание. Занавес закрыт.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка уроков в 9 классе по теме "СПб регион" с использование рейтинг - накопительной системы оценивания

Представленные  материалы  содержат  конспекты  уроков  по  теме,  включая  итоговый  тест,  рабочие  карты  уч-ся  с  технологиче...

Методическая разработка урока для 7 класса по теме "Эволюционные изменения кровеносной системы и крови"

Разработка урока для 7 класса с использованием технологии Web-квест, примененной для выполнения лабораторной работы. Разработка содержит ссылку на созданный мной сайт для выполнения лабораторной работ...

Разработка урока в 10 классе по теме: "Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую"

Цель  урока: познакомить учащихся с правилами перевода из одной системы счисления в другую, закрепить полученные знания....

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС

Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...

Презентация "Строение Солнечной системы" к уроку астрономии

Презентация "Строение Солнечной системы" создана с помощью     Prezi.com . Может быть использована на уроках астрономии....

Разработка урока для 9 класса по теме "Системы уравнений второй степени"

Обобщающий урок по теме "Системы уравнений второй степени"...