презентация "Моногибридное скрещивание"
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме

Федотова Елена Анатольевна

Презентация может быть использована на уроке биологии 9, 11 кл по теме "Моногибридное скрещивание, 1-ый и 2-ой закон Менделя"

Скачать:


Подписи к слайдам:

Федотова Елена АнатольевнаМБОУ Изыхская СОШ
Повторение.Дайте определение следующим терминам: ГенетикаГеныНаследственностьИзменчивостьГенотипФенотипДоминантный признакРецессивный признак Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмовГены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосомНаследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойстваИзменчивость – способность организма приобретать новые признаки Генотип - совокупность всех генов организма, которые он получает от родителей.Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.Доминантный признак – проявляется в первом поколении.Рецессивный признак – подавляется действием доминантного, находится в скрытом состоянии.
Проверь себя: Новые понятия: Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомстваМоногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признакуЧистые линии – генотипически однородное потомство, гомозиготное по большинству геновАллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признакаАльтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий)Гомологичные хромосомы – парные, одинаковыеГомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных генаГетерозигота - организм, содержащий два разных аллельных гена Моногибридным называется скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков.
Гибридологический метод. В середине-конце 19-го столетия чешский учёный Г. Мендель занимался тем, что скрещивал между собой различные сорта гороха. Так были заложены основы того, что мы сейчас называем гибридологическим методом изучения наследственности.Самый простой тип скрещивания – это моногибридное скрещивание. В этом случае анализ проводится по паре взаимоисключающих (аллельных) признаков. Т.е. скрещиваются организмы, отличающиеся одним признаком, например, цветом. Альтернативные признаки
Символы: P – родительское поколениеF1 - первое поколение потомковF2 – второе поколение потомковA – ген, отвечающий за доминантный признака – ген, отвечающий за рецессивный признак♀ - женская особь♂ - мужская особьАА – гомозигота по доминантному генуаа – гомозигота по рецессивному генуАа - гетерозигота Первый закон Менделя (правило единообразия первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных организмов (чистых линий), отличающихся друг от друга одним признаком, в первом поколении проявляется признак только одного из родительских организмов. Этот признак называется доминантным, а поколение по данному признаку будет единообразным АА
А
А
АА
АА
генотип
фенотип
Единообразие F1
АА
Чистая линия
аа
аа
а
а
аа
аа
Чистая линия
Единообразие F1
АА
аа
А
а
Аа
Аа
генотип
фенотип
Единообразие F1
доминантный признак
рецессивный признак
гомозиготные организмы
Р.
Х
х
АА
аа
А А а а
ГАМЕТЫ
Р(родители)
F1 (первое поколение потомков)
Аа Аа
Второй закон Менделя (закон расщепления) – при скрещивании между собой особей первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление признаков в отношении 3:1 (3ч доминантных и 1ч рецессивных) Аа
А
а
а
Аа
аа
генотип
фенотип
аа
Аа
аа
F1 (первое поколение потомков)
Х
А а А а
F2 (второе поколение потомков)
АА Аа Аа аа
Расщепление по фенотипу - 1:3Расщепление по генотипу - 1:2:1
Анализирующее скрещивание. Анализирующее скрещивание – один из основных методов, позволяющих установить генотип особи, по этой причине оно широко используется в генетике и селекции.Случается, селекционеру надо выяснить генотип неизвестной особи – гомозигота это или гетерозигота. В этих случаях проводят анализирующее скрещивание. Скрещивают организм неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивному аллелю. Рыжий теленок может быть по генотипу гомозиготой или гетерозиготой (рыжий цвет доминирует над белым). Для установления генотипа этого быка его скрещивают с коровой, гомозиготной по рецессивному аллелю, т.е. проводится анализирующее скрещивание. Если все телята при этом скрещивании будут рыжими, то бык гомозигота по доминантному аллелю; если в потомстве появляются и белые, и рыжие телята, то бык – гетерозигота. Для улучшения стада используются чистопородные животные, которые по генотипу являются гомозиготами (передают свои ценные качества потомству). Таким образом, становится понятным, почему определение генотипа является важным для фермера. Далеко не всегда гетерозиготные организмы по фенотипу точно соответствуют родителю, гомозиготному по доминантному гену. Случаи, когда гетерозиготные потомки имеют промежуточный фенотип, называют неполным доминированием. Неполное доминирование ни в коей степени не отменяет закон расщепления, но при неполном доминировании в потомстве гибрида (F2) расщепление по фенотипу и генотипу совпадает, поскольку гетерозиготные особи (Аа) отличаются по внешнему виду от гомозигот (АА). Неполное доминирование или, как еще говорят, промежуточное проявление признака широко распространено в природе.Причины, приводящие к доминированию одного аллеля над другим, до сих пор еще не ясны. Однако ясно, что это не только следствие свойств гена, но и результат действия внешних условий, которые могут повлиять на степень доминирования.
НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ - ситуация, в которой ни один ГЕН не является ДОМИНИРУЮЩИМ. В результате в организме наблюдается влияние обоих генов. Например, растение с генами красных и белых цветков может цвести розовыми. Примеры неполного доминирования Задача 1. При скрещивании черного петуха с белой курицей цыплята крапчатые, а во втором поколении происходит расщепление: 1 черный к двум крапчатым и 1 белому. Какое будет потомство от скрещивания крапчатых с черными и белыми?
Решение генетических задач
Дано:А – Черныеа – БелыеАа – крапчатыеF1 - ?
Р
АА Ч аа
G
А
а
F1
Аа
Ч Аа
G
А
а
А
а
F2
АА
Аа
Аа
аа
Задача 1. При скрещивании черного петуха с белой курицей цыплята крапчатые, а во втором поколении происходит расщепление: 1 черный к двум крапчатым и 1 белому. Какое будет потомство от скрещивания крапчатых с черными и белыми?
Решение генетических задач
Дано:А – Черныеа – БелыеАа – крапчатыеF1 - ?
Р
АА Ч Аа
G
А
F3
АА
G
А
F3
аА
А
а
а
Аа
Р
аа Ч Аа
1
Вывод: от скрещивания черных кур с крапчатыми, ожидается, что половина цыплят будут черными, а половина - крапчатыми
2
а
Аа
аа
Вывод: и в этом случае от скрещивания белых и крапчатых кур и петухов, ожидается, что половина цыплят будут белыми, а половина - крапчатыми
У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания растений, имеющих генотипы аа и Аа.
Аа
аа
Задача
Дано:S — зеленая окраска s — полосатая
Фенотип F1 -?
Р
♀ ss
♂ Ss
х
полосатый
зеленый
S
s
s
Ss ss
Ответ: в F1 1/2 растений будет с зеленой окраской плодов и 1/2 – полосатых
Решение
Г.(G)
F1
По генотипу 1:1
По фенотипу 1:1
Запишите домашнее задание:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Урок-презентация по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя." с закреплением нового материала....

"Моногибридное скрещивание"

тест для 9 класса по теме: "Моногибридное скрещивание"...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

«Моногибридное скрещивание . I и II законы Менделя»(сертификак изд."1 Сентября")

Методическая разработка урока позволяет использовать интерактивную доск,компьютер и формирует у учащихся знания о гибридологическом методе, законах единообразия гибридов первого поколения и расщеплени...

Дигибридное скрещивание

Презентация к уроку биологии в 9 классе...

Тест по генетике "Сцепленное наследование" и 5 задач на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наследование

В тест  по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наслед...

Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»

            Образовательные задачи: сформировать знания о  дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерно...