«Моногибридное скрещивание . I и II законы Менделя»(сертификак изд."1 Сентября")
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Методическая разработка урока позволяет использовать интерактивную доск,компьютер и формирует у учащихся знания о гибридологическом методе, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании,а также формирует   умения составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : «Моногибридное скрещивание . I  и II законы  Менделя»

Цели:

Образовательные: 

  1. Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании
  2. Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику 

Воспитательные: 

  1. Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем
  2. Содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы

Развивающие: 

  1. Развитие общеучебных умений и навыков – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана
  2. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики

Оборудование: Компьютеры, интерактивная доска , мультимедийный проектор, семена гороха ,

Тип урока по основной образовательной цели:

урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point  . Основные опорные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедийного проектора.

План урока .

  1. Генетика – как наука о наследственности и изменчивости.
  2. Новости генетической науки.
  3. Г. Мендель – основоположник генетической науки.
  4. Основные генетические термины и символика.
  5. Гибридологический метод изучения наследственности.
  6. Основные наследственные закономерности, открытые Г. Менделем: I и II Законы чистоты гамет.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

В ходе фронтальной беседы по вопросам осуществляю проверку знаний учащихся по усвоению основных генетических понятий, изучаемых в курсе 9-го класса, и готовность к восприятию нового материала.

III. Изучение нового материала: 

  1. Формулировка темы и постановка целей урока ,плана урока( презентация ,слайд 1,2). 

Вступительное слово учителя о рождении науки генетики: Итак сегодня изучаем новую тему «Генетика » и первый урок этой темы «Моногибридное скрещивание . I  и II законы  Менделя». 

Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”. Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Среди учёных в середине XIXв. прочно утвердилось мнение: “Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет”. 

В 9 классе мы поверхностно изучали основы генетики. А сегодня на уроке мы продолжаем  знакомиться с самой интересной наукой, позволяющей ответить на множество вопросов в области наследственности.

Итак , домашним заданием было повторить основные понятия  генетики и найти небольшие сообщения интересных событиях в области генетики.

  1. Выступления учащихся о новостях генетической науки.
  2. Повторение основных понятий  генетики.

Вопрос                                Что такое генетика?

Генетика – наука, изучающая законы наследственности и изменчивости.

Вопрос                               Что такое наследственность?

Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки следующим поколениям. Записывается учащимися в рабочие листы.

Вопрос                             Что такое изменчивость? 

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития. Записывается учащимися в тетрадь .

  1. Вступительное слово учителя о рождении науки генетики
  2. Сообщение  о биографии Г. Менделя ( презентация, слайд 3) 

Становление этой науки связано с именем Грегора Иоганна Менделя  Именно он сформулировал основные законы наследственности в своей монографии “Опыты над растительными гибридами”, вышедшей в 1865 году. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет. Официальной датой рождения генетики принято считать весну 1900 года, когда независимо друг от друга Г. де Фриз, Корренс, Чермак переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя. С этого момента генетика - это наука, представляющая собой стройку, где грохочут взрывы открытий. Четко сформулированные законы, предложенные Менделем легли в основу классической генетики.Мендель определил существование единиц наследования и назвал их задатками. Теперь мы знаем, что это гены. 

1900г. – официальная дата рождения науки генетики.

Грегор Мендель родился 22 июля 1822г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы.

В 1843г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853г. вернулся в монастырь. Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. А ещё раньше Мендель скрещивал мышей, наблюдал, какое получалось потомство. Быть может, сложись судьба иначе, оппоненты позднее называли бы законы Менделя не “гороховыми” а “мышиными”? Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856г.

  1. Постановка проблемного вопроса

Почему Г. Мендель выбрал объект для опытов - горох?

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?   (дети  работают за компьютером со статьёй «Как работал Мендель?»)

  1. Обобщение учителя по выбору Менделем объекта для опытов: 

Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного (слайд №6). Другие учёные работали с ястребинкой, а этому растению свойственны отклонения от нормального полового процесса, о чём ботаники XIXв. не знали. Мендель избежал этой западни. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

  1. Самостоятельная работа учащихся с компьютером : 

 Самостоятельно выясняют преимущества гороха огородного как объекта для опытов.

  1. Проверка выполнения самостоятельной работы, пояснения и дополнения учителя

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.
- Имеет многочисленное потомство.
- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.
- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.
- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

  1. Ознакомление учащихся с альтернативными признаками гороха, объяснение учителя: 

Избрав в качестве экспериментального объекта горох, Мендель ещё потратил два года на предварительные опыты, чтобы найти чистые сорта с различными наследственными признаками. Чистые линии – это когда у одного растения семена только желтые ,а у другого зеленые .

  1. В процессе эвристической беседы с опорой на знания учащихся устанавливаем сущность гибридологического метода как основного метода генетики  : 

Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования. Метод предполагает изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем скрещивания (гибридизации). Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического. Суть метода заключается в:

- скрещивании (гибридизации) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам
- анализе характера проявления этих признаков у потомков (гибридов).

Многие видные ботаники в то время пытались понять, как генетическая информация передаётся у растений от родителей потомкам. Однако все их попытки получить ответ на этот вопрос оказались неудачными, тогда как опыты Менделя позволили ему сформулировать законы наследственности. Как мог Мендель, работая в одиночку, увидеть то, чего не могли разглядеть его современники, тесно связанные с научным миром? Удачу Менделя определило стечение ряда обстоятельств. Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил :

- Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.
- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков.

  1. Повторение генетической символики с использованием наглядного пособия (горох огородный)

В банке больше желтых горошин, чем зелёных. Какое понятие можно ввести (дети говорят о доминантном и рецессивном признаках)

Доминантный признак – это признак , который проявляется в поколение. Рецессивный признак - это признак, который подавляется. Доминантный признак обозначается – А. Рецессивный признак обозначается – а. 

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие определенного признака.

Каждый организм обладает своим набором генов, то есть генотипом. .

Но не все признаки, полученные организмом от родителей, проявляются у потомков. Каждый организм обладает своим фенотипом.

Все гены организма находятся в хромосомах – самоудваивающихся структурных элементах ядра, содержащих ДНК. Каждый ген имеет свое местонахождение – локус.

Каждая соматическая клетка содержит несколько пар одинаковых – гомологичных хромосом.

В каждой паре гомологичных хромосом содержатся аллельные гены(гены, ответственные за один признак ). Поэтому любой признак организма мы обозначаем двумя буквами (АА или Аа или аа). В зависимости от того какие гены содержит организм, он может быть гомозиготным и гетерозиготным.

  1. Введение термина “моногибридное скрещивание” в процессе фронтальной беседы: 

Опыты Менделя были тщательно продуманы. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков .При таком скрещивании прослеживаются закономерности наследования только двух вариантов признака (например, высокий и низкий рост растения, жёлтая и зелёная окраска семени), а все остальные признаки организма во внимание не принимаются. Далее учащиеся выдвигают свои предположения, что можно понимать под “моногибридным скрещиванием”. Затем даём определение - скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

  1.     Физкульт  минутка.
  1. Изучение закономерностей наследования признаков, установленных Г.Менделем при моногибридном скрещивании в процессе просмотра видеофрагмента с дикторским текстом, иллюстрирующего I, II законы и их цитологические основы. ?   (дети  работают с компьютером и интерактивной доской)
  1. Разбираем правило «Чистоты гамет» (дети  работают с компьютером и интерактивной доской )

- Предложил парность определения каждого признака, т. е. признак определяется парой “наследственных факторов”. При образовании половых клеток в каждую из них попадает только один из пары “наследственных факторов”. В те годы, когда Мендель ставил свои опыты, о генах, хромосомах, митозе и мейозе не было известно ничего. Впоследствии было доказано, что в половую клетку действительно попадает одна из каждой пары гомологичных хромосом после редукционного деления мейоза.

  1. Организация работы учащихся по выработке умений и навыков решения генетических задач с использованием генетической символики:

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения уровня осмысления изученного материала решаем генетические задачи (дети  работают с компьютером и интерактивной доской )

IV. Закрепление

  1. Проверка осмысления нового материала учащимися и его упорядочивания в ходе эвристической беседы: 

Используя схему скрещивания и название I закона Менделя – доминирования (доминирование – явление преобладания признака) или единообразия гибридов первого поколения  прошу соотнести схему и название закона и сформулировать сам закон (формулировки закона на экране нет). В процессе совместной работы – наводящих вопросов, дополнений, уточнений, исправлений, обобщений – формулируем закон:

- При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.

Таким же образом поступаю , добиваясь осмысления учащимися II закона – расщепления (расщепление – явление, при котором часть особей будет иметь доминантный, а часть – рецессивный признак) и умения его формулировать:

- При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвёртую часть от всего числа потомков второго поколения.

Напоминаю учащимся, что в те годы, когда Мендель ставил свои опыты, о генах, хромосомах, митозе и мейозе не было известно ничего. Для объяснения наследования признаков Мендель предложил парность определения каждого признака и неизменяемость их при передаче из поколения в поколение. И далее, анализируя схему образования гамет  выясняем, что для объяснения наследования признаков потомками Мендель предложил гипотезу чистоты гамет - при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух “элементов наследственности” (аллельных генов), отвечающих за данный признак.

V. Домашнее задание  : ( презентация ,слайд 4).

  1. §   38, 39;
  2. Решите задачу (оформите в тетради, используя генетическую символику):

Седая прядь волос у человека — доминантный признак.Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца — нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

VI. Подведение итогов работы и рефлексия:

Индивидуальная проверка изученного на уроке материала по вопросам с последующей взаимопроверкой .Подведение итогов работы за урок. Оценивание учащихся.

Литература: 

  1. Диск «Основы общей биологии» . 9 класс – ЗАО «1 С», 2006. Учебное пособие: 1 CD-ROM , 120 МБ. к учебнику  И.Н.Пономарёвой «Основы общей биологии. 9 класс» .
  2. Болгова И.В. “Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы”, М., “Мир и Образование”, 2005г.
  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. “ Общая биология ”, 10-11 класс, Дрофа, М., 2005г.
  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В., “Поурочные разработки по общей биологии”, 9 класс, М., “ВАКО”, 2006г.

.



Предварительный просмотр:

Работы Г. Менделя и их значение

Честь открытия основных закономерностей наследования признаков, наблюдающихся при гибридизации, принадлежит Грегору (Иоганну) Менделю (1822–1884) – выдающемуся австрийскому естествоиспытателю, настоятелю августинского монастыря Св.Фомы в г. Брюнне (ныне г. Брно в Чехии).

Главной заслугой Г. Менделя является то, что для описания характера расщепления он впервые применил количественные методы, основанные на точном подсчете большого числа потомков с контрастирующими вариантами признаков. Г. Мендель выдвинул и экспериментально обосновал гипотезу о наследственной передаче наследственных факторов. В его работах, выполнявшихся в период с 1856 по 1863 г., были раскрыты основы законов наследственности. Результаты своих наблюдений Г. Мендель изложил в брошюре «Опыты над растительными гибридами» (1865).

Мендель следующим образом формулировал задачу своего исследова ния. «До сих пор,– отмечал он во «Вступительных замечаниях» к своей работе,– не удалось установить всеобщего закона образования и развития гибридов… Окончательное решение этого вопроса может быть достигнуто только тогда, когда будут произведены детальные опыты в различнейших растительных семействах. Кто пересмотрит работы в этой области, тот убедится, что среди многочисленных опытов ни один не был произведен в том объеме и таким образом, чтобы можно было определить число различных форм, в которых появляются потомки гибридов, с до стоверностью распределить эти формы по отдельным поколениям и уста новить их взаимные численные отношения».

Первое, на что Мендель обратил внимание, – это выбор объекта. Для своих исследований Мендель выбрал удобный объект – чистые линии (сорта) гороха посевного (Pisum sativum L.), различающиеся по одному или немногим признакам. Горох как модельный объект генетических исследований характеризуется следующими особенностями:

1. Это широко распространенное однолетнее растение из семейства Бобовые (Мотыльковые) с относительно коротким жизненным циклом, выращивание которого не вызывает затруднений.

2. Горох – строгий само опылитель, что снижает вероятность заноса нежелательной по сторонней пыльцы. Цветки у гороха мотылькового типа (с парусом, веслами и лодочкой); в то же время строение цветка гороха таково, что техника скрещивание растений относительно проста.

3. Существует множество сор тов гороха, различающихся по одному, двум, трем и четырем наследуе мым признакам.

Едва ли не самым существенным во всей работе было определение числа признаков, по которым должны различаться скрещиваемые расте ния. Мендель впервые осознал, что, только начав с самого простого слу чая – различия родителей по одному-единственному признаку – и посте пенно усложняя задачу, можно надеяться распутать клубок фактов. Стро гая математичность его мышления выявилась здесь с особенной силой. Именно такой подход к постановке опытов позволил Менделю четко пла нировать дальнейшее усложнение исходных данных. Он не только точно определял, к какому этапу работы следует перейти, но и математически строго предсказывал будущий результат. В этом отношении Мендель стоял выше всех современных ему биологов, изучавших явления наследствен ности уже в XX в.



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда"

                                                                                                                             

                                                             Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов, рассчитан на 70 часов(1 час в неделю).

Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии,  химии и экологии.Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил.

Целостный подход к факторам здоровья принципиально отличает экологию человека от гигиенических дисциплин. Социальная и экологическая обусловленность здоровья очевидна. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья.

Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Специалисты рассматривают две формы здоровья – индивидуальное и общественное. Основное внимание в содержании курса по выбору уделено понятию “индивидуальное здоровье”. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.

Данный курс по выбору ставит своей целью развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, улучшением окружающей среды и пропагандой экологических и гигиенических знаний. Этот курс имеет профориентационную направленность в области здоровья и охраны природы для учащихся 10-11-х классов.

По окончанию курса учащиеся:

должны знать:

  • место человека в системе животных;
  • факторы здоровья, что такое здоровье;
  • эндемические и природноочаговые заболевания;
  • биологические ритмы;
  • приспособительную изменчивость человеческих популяций;
  • причины изменения природной среды;
  • основные профессиональные заболевания;
  • элементы здорового образа жизни;

должны уметь:

  • составлять родословную;
  • прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
  • определять причины изменения природной среды;
  • оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
  • давать эстетическую оценку помещения;
  • давать оценку качества окружающей среды своей местности.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Введение.

Тема 1 .. Биологическое загрязнение организма как экологический фактор ..

Тема 2 .. Здоровый образ жизни.

Тема 3.. Пути загрязнения воздуха ,почвы, воды и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека 

Тема 4.. Здоровье и наследственность

Тема 5. Системный подход к здоровью человека

Тема 6. Использование экологических знаний в быту.

 Тема 7.. Организм человека и его строение

.Программа предусматривает чтение установочных лекций, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных заданий по подготовке доклада к конференции .Курс завершается защитой докладов на конференции, посвященной данной проблеме.

Программа курса общим объемом 70 часов изучается в течение 2 лет.

Для организации занятий на уроке, самостоятельной работы дома   используются следующие издания УМК:

1.С.В.Алексеев. Экологический практикум школьника.Издат. «Учебная литература» 2005 г

2.Бочарова С.В.Элективный курс. Химия в повседневной жизни.10-11классы. Издат. «Учитель» Волгоград 2007г

3.М.В.Высоцкая.Биология .Практикум по физиологии и анотомиии человека. 10-11 классы Издат. «Учитель» Волгоград 2008г Издат. «Дрофа»

4.В.В.Пасечник. Экология 10-11 кл

 5.В.Е.Морозов .Сборник элективных курсов. Химия. Издат. «Учитель» Волгоград 2007г

6.А.Г.Муравьев. Экологический практикум. Издат. «Крисма+».Санкт-Питербург.

              Стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение .

№  

п/п

       Стержневые линии

                                           Обязательный  минимум

                    Цель

             Знать и   уметь

1

Биологическое загрязнение организма как экологический фактор

 (   10 часа)

Познакомить учащихся с основными видами биологических загрязнителей, показать их роль в возникновении заболеваний. Научить предупреждать возникновение инфекционных заболеваний, а также познакомить с основными признаками пищевых отравлений различными продуктами и оказанием первой доврачебной помощи.

Использовать приобретённые знания и умения. Объяснять роль и значение пищи для  человека.; уметь определять качество мёда в домашних условиях. Знать влияние нитратов в продуктах питания на организм человека.

 

 

2

Здоровый

образ жизни.

(   9 часа)

Познакомить учащихся с основными видами воздействия медицинских препаратов на организм человека. Дать представление о правильном использовании лекарств. Рассказать о влияние различных вредных факторов на здоровье человека (никотина, алкоголя, наркотиков).

Знать факторы здоровья, что такое здоровье Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, соблюдать меры профилактики заболеваний вызванных вирусами. Знать воздействие медицинских препаратов на организм человека: положительное и отрицательное; химический состав некоторых распространённых лекарств;. Вред “самолечения”. Знать элементы здорового образа жизни Факторы влияющие на здоровье людей. Гармоничность физического  развития.

3

 Пути загрязнения воздуха ,почвы, воды и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека

( 15 часов)

Познакомить учащихся с основными видами загрязнения воды, почвы, воздуха. Познакомить учащихся с воздействием данных загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия. Научить простейшим способам очистки питьевой воды, а также показать возможности водоёма к самоочистке. познакомить учащихся с основными видами загрязнения почвы, а также с воздействием этих веществ на организм человека.

Уметь решать проблему охраны природы и рационального природопользования. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистеме.

4

Здоровье и наследственность

 (10 часов)

Углубление и систематизация знаний учащихся полученные при изучении основного курса. Развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся к биологии и экологии. Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, формированию бережного отношения к природе. Развивать навыки проектной и исследовательской деятельности.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; уметь составлять свою  родословную;.

5

Системный подход к здоровью человека.

(8 часов)

Осознание учащимися комплексного подхода к оценке и формированию здоровья и ЗОЖ; освоение способов самодиагностики уровня физического, психического и социального здоровья; овладение учащимися технологиями формирования здоровья и здорового образа жизни.

Знать основы  здорового образа жизни, оптимальные и экстремальные жизненные ситуации человека и ресурсы здоровья; уметь исчислять формулы ЗОЖ, диагностировать свое физическое, психическое, эмоциональное состояние и поведенческие особенности

6

Использование экологических знаний в быту.

(6 часов)

Актуализировать   и систематизировать знания учащихся о важной роли химии в повседневной жизни человека

Знать основные способы  удаления пятен с одежды, свойства стекла; уметь записывать окислительно-восста новительные процессы, протекающие при горении

7

Организм человека и его строение

( 10 часов)

Углубление теоретических знаний, выработка навыков постановка и проведения физиологического эксперимента, решение экспериментальных задач.

Уметь определять развитие муску -латуры, составлять суточный пищевой рацион, определять объем памяти и оценивать логическое мышление.

Примерное тематическое планирование элективного курса

«Здоровье человека и окружающая среда».( 70 часов .10-11 класс. 1 час в неделю.)

№ урока

                           

                                        Учебный   материал

Форма занятий

Примерные сроки исполнения

Введение 1 час

1

Экология как наука ее связь с другими науками. 

Лекция с элементами беседы

                      Тема 1 .“Биологическое загрязнение организма как экологический фактор” (   10 часа)

2

Правильное питание. Пищевые добавки.

Лекция, презентация

3

Питание и здоровье человека. Болезни связанные с нерациональным питанием.

Лекция,

презентация

4

История  создания жевательной резинки

Лекция,

5

Жевательная резинка «Польза или вред ?»

Практ.р.

6

Содержание нитратов в продуктах питания

Лекция,

7

Исследование продуктов питанию по содержанию в них нитратов

Практ.р.

8

Свойства меда

Практ.р.

9

Влияние кислотной среды на свойства белка

Практ.р.

10

Воздействие солей на свойства белка

Практ.р.

11

Защита проектов

Выступление учащихся

Тема 2. Здоровый образ жизни.(   9 часа)

12

Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека.

Наркомания

Лекция, презентация

13

14

Практическое доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые организмы

Практ.р.

15

16

Погода и самочувствие человека.

Лекция,

17

Определение биоритмов человека

Практ.р.

18

Виды и влияние медицинских препаратов на организм человека  

Лекция

19

Необходимость правильного использования лекарств.

Лекция

20

Защита проектов

Выступление учащихся

Тема 3. Пути загрязнения воздуха ,почвы, воды и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека” ( 15 часов)

21

Польза и вред полиэтилена

Практ.р.

22

Кислотные осадки. Смог – как первичное загрязнение.

Лекция,

23

Основные факторы загрязнения воздушной среды

Лекция,

24

Проблемы истощения “озонового слоя”.

Лекция

25

Определение запыленности воздуха в помещении.

Практ.р.

26

Изучение запыленности школьной территории

Практ.р.

27

Свойства питьевой воды

Лекция, презентация

28

Определение органолептических показателей качества воды

Практ.р.

29

Определение рН , ионов Fе +3   и нитрат ионов в воде.

Практ.р.

30

Количественное определение хлоридов в воде

Практ.р.

31

Количественное определение общей жесткости воды

Практ.р.

32

Природа и источники радиации. Сотовые телефоны «за» и  «против»

Лекция,.

33

Изменение климата- следствие «парникового эфекта»

Лекция,.

34

Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных геогра-их  зонах

Лекция,.

35

Защита проектов

Выступление учащихся

Тема 4. Здоровье и наследственность ( 10 часов)

36

Место человека в системе животных

Лекция,.

37

Наследственные болезни

Лекция,. презентация

38

Решение задач о наследовании признаков

Практ.р.

39

Практ.р.

40

Составление родословной

Практ.р.

41

Наследование групп крови

Практ.р.

42

Генетика пола

Практ.р.

43

Практ.р.

44

Занимательная генетика

Практ.р.

45

Защита проектов

Выступ учащ

Тема 5. Системный подход к здоровью человека.(8 часов)

46

Психоэмоциональное здоровье человека

Лекция

47

Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья.

Лекция

48

Методы  диагностики и предупреждение отрицательных эмоциональных состояний

Практ.р.

49

Характеристика стресса

Лекция

50

Стрессоустойчивость и уровень социальной адаптации (по методике Холмса – Рея).

Лекция Практ.р.

51

Методы восстановления здоровья после перенесенного стресса.

Лекция Практ.р.

52

53

Защита проектов

Выступление учащихся

Тема 6. Использование экологических знаний в быту.(6 часов)

54

Кислоты в повседневной жизни человека

Лекция

55

Викторина «Семь бытовых чудес в химии»

презентация

56

«Домашняя химчистка»

Практ.р.

57

Удаление пятен с одежды

Практ.р.

58

Стирка устами знатоков

Лекция

59

Защита проектов

Выступление учащихся

Тема 7. Организм человека и его строение       ( 10 часов)

60

«Мышечная  сила  »

Практ.р.

61

Быстрота реакций

Практ.р.

62

Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови

Практ.р.

63

Составление пищевого рациона

Практ.р.

64

Определение уровня шума

Практ.р.

65

Измерение остроты слуха речью

Практ.р.

66

Виды памяти

Практ.р.

67

Логическое мышление

Практ.р.

68

Определение типа темперамента

Практ.р.

69

Косметика и парфюмерия

Лекция

70

Защита проектов

Выступление учащихся

График  текущего контроля (10 класс).

                                Количество  часов

            Форма  контроля

Примерные сроки  проведения

Чет-

верть

К-во

недель

К-во

часов в

неделю

Всего

часов в четв.

 №

недели

Защита проектов

Практич.

работа

    I

9

1

1

1

2

1

3

1

4

1

9

5

№ 1

1

6

1

7

№ 2

1

8

№ 3

1

9

 № 4

I I

7

1

10

№ 5

1

11

№ 1

1

 7

12

1

13

1

14

№ 6

1

15

№ 7

1

16

III

10

1

17

№ 8

1

18

1

19

1

20

№2

1

21

№ 9

1

10

22

1

23

1

24

1

25

№ 10

1

26

№ 11

IV

9

1

27

1

28

№ 12

1

29

№ 13

1

30

№ 14

1

 9

31

№ 15

1

32

1

33

1

34

1

35

№ 3

График  текущего контроля (11 класс).

                                Количество  часов

            Форма  контроля

Примерные сроки  проведения

Чет-

верть

К-во

недель

К-во

часов в

неделю

Всего

часов в четв.

 №

недели

Защита проектов

Практич.

Работа

    I

9

1

36

1

37

1

38

№ 16

1

39

№ 17

1

9

40

№ 18

1

41

№ 19

1

42

№ 20

1

43

№ 21

1

44

№ 22

I I

7

1

45

№ 4

1

46

1

 7

47

1

48

№ 23

1

49

1

50

№ 24

1

51

III

10

1

52

№ 25

1

53

№ 5

1

54

1

55

1

56

№ 26

1

10

57

№ 27

1

58

1

59

№ 6

1

60

№ 28

1

61

№ 29

IV

9

1

62

№ 30

1

63

№ 31

1

64

№ 32

1

65

№ 33

1

 9

66

№ 34

1

67

№ 35

1

68

№36

1

69

1

70

№7

Список  литературы .

1.С.В.Алексеев. Экологический практикум школьника.Издат. «Учебная литература» 2005 г

2.Бочарова С.В.Элективный курс. Химия в повседневной жизни.10-11классы.

3.В.Е.Морозов .Сборник элективных курсов. Химия. Издат. «Учитель» Волгоград 2007г

4.А.Г.Муравьев. Экологический практикум. Издат. «Крисма+».Санкт-Питербург.



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса "Экология  и  человек"

( 35 часов в год. 1 час в неделю.)                                                                                                                               

                                                             Пояснительная записка

Курс “Экология и человек” рассчитан на 35 часов в 9 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии , химии, экология, во-вторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой, а также для подготовки к ГИА

Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество – тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.

Цель курса: Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.

Задачи курса

  1. Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека – своей хозяйственной деятельностью.
  2. Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.
  3. Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: 

  • основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
  • современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
  • особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.

Учащиеся должны уметь:

  • свободно ориентироваться в различных сферах экологии;
  • разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;
  • использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.

              Стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение .

№  

п/п

       Стержневые линии

                                           Обязательный  минимум

                    Цель

             Знать и   уметь

1

Биологическое загрязнение организма как экологический фактор

 (   8 часа)

Познакомить учащихся с основными видами биологических загрязнителей, показать их роль в возникновении заболеваний. Научить предупреждать возникновение инфекционных заболеваний, а также познакомить с основными признаками пищевых отравлений различными продуктами и оказанием первой доврачебной помощи

Использовать приобретённые знания и умения. Объяснять роль и значение пищи для  человека.; уметь определять качество мёда в домашних условиях. Знать влияние нитратов в продуктах питания на организм человека.

 

2

Здоровый

образ жизни.

(   7 часа)

Познакомить учащихся с основными видами воздействия медицинских препаратов на организм человека. Дать представление о правильном использовании лекарств. Рассказать о влияние различных вредных факторов на здоровье человека (никотина, алкоголя, наркотиков).

Знать факторы здоровья, что такое здоровье Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, соблюдать меры профилактики заболеваний вызванных вирусами. Знать воздействие медицинских препаратов на организм человека: положительное и отрицательное; химический состав некоторых распространённых лекарств;. Вред “самолечения”. Знать элементы здорового образа жизни Факторы влияющие на здоровье людей. Гармоничность физического  развития.

3

 Пути загрязнения воздуха ,почвы, воды и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека

( 14 часов)

Познакомить учащихся с основными видами загрязнения воды, почвы, воздуха. Познакомить учащихся с воздействием данных загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия. Научить простейшим способам очистки питьевой воды, а также показать возможности водоёма к самоочистке. познакомить учащихся с основными видами загрязнения почвы, а также с воздействием этих веществ на организм человека.

Уметь решать проблему охраны природы и рационального природопользования. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистеме.

.

4

Здоровье и наследственность

 (5 часов)

Углубление и систематизация знаний учащихся полученные при изучении основного курса. Развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся к биологии и экологии. Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, формированию бережного отношения к природе. Развивать навыки проектной и исследовательской деятельности.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; уметь составлять свою  родословную;.

Примерное тематическое планирование  элективного курса

«Экология  и  человек».( 35 часов в год, 1 час в неделю.)

№ урока

                           

                                        Учебный   материал

Форма занятий

Примерные сроки исполнения

Введение 1 час

1

Цель и задачи курса

Лекция с элементами беседы

                      Тема 1 .“Антропогенное воздействие на биосферу ” (   часа)

2

Современное состояние природной среды

Лекция, презентация

3

Атмосфера- внешняя оболочка биосферы. Загрязнение  атмосферы

4

 «Парникового эффект»

Лекция

5

Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной

Исследовская работа

6

7

Продолжительность жизни хвои сосны в разных зонах

Исследовская работа

8

9

Почва- биокосная система. Загрязнение почвы.

Лекция

10

Расчет количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта

Исследовская работа

11

12

Загрязнение природных вод.

Лекция

13

Определение кислотности атмосферных осадков

Практ.р

14

Оценка  атмосферных осадков

Практ.р

15

Определение карбонат- и гидрокарбонат- анионов

Практ.р

16

Радиоактивность в биосфере загрязнения

Лекция

17

Защита проектов

Выступления учащихся

Тема 2. Здоровый образ жизни.(   7 часа)

18

Определение гармоничности физического развития по соматометрическим данным

Практ.р.

19

Влияние звуков на человека

Лекция

20

Шумовое загрязнение

Практ.р.

21

Физические факторы среды и самочувствие  человека

Лекция

22

Проблемы адаптации  человека к окружающей среде

Лекция

23

Изучение осанки с помощью визуальных наблюдений.

Практ.р.

24

Изучение физической работоспособности организма

Практ.р.

25

26

Изучение естественной освещенности класса

Практ.р.

27

Питание и здоровье человека

Лекция

28

Курение как фактор экологической опасности

Лекция

29

Химическое загрязнение и здоровье человека

Лекция

30

Биологические загрязнения и болезни человека

Лекция

31

Необходимость правильного использования лекарств.

Лекция

32

33

Демографические перспективы

Лекция

34

Экскурсия «Исследование состояния окружающей среды в зоне проживания»

35

Защита проектов

                                     График  текущего контроля .

                                Количество  часов

            Форма  контроля

Примерные сроки  проведения

Чет-

верть

К-во

недель

К-во

часов в

неделю

Всего

часов в четв.

 №

недели

Защита проектов

Практич.

работа

    I

9

1

1

1

2

1

3

1

4

1

9

5

Исследов-ская работа

1

6

1

7

1

8

1

9

I I

7

1

10

Исследов-ская работа

1

11

1

 7

12

1

13

№ 1

1

14

№ 2

1

15

№ 3

1

16

III

10

1

17

№1

1

18

№ 4

1

19

1

20

№ 5

1

21

1

10

22

1

23

№ 6

1

24

№ 7

1

25

№ 8

1

26

№ 9

IV

9

1

27

1

28

1

29

1

30

1

 9

31

1

32

1

33

1

34

1

35

№2

        

Список  литературы .

1.С.В.Алексеев. Экологический практикум школьника.Издат. «Учебная литература» 2005 г

2.Бочарова С.В.Элективный курс. Химия в повседневной жизни.10-11классы.

3.В.Е.Морозов .Сборник элективных курсов. Химия. Издат. «Учитель» Волгоград 2007г

4.А.Г.Муравьев. Экологический практикум. Издат. «Крисма+».Санкт-Питербург.

5. Л.С.Литвинов. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Издат.Метод.библиотека  2005 г.

             «Согласовано»

                                                                   

       Протокол   на   заседании    ШМО

              естественного    цикла                                                                                        

        от « 28»  августа  2013 года   № ___                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

председатель ШМО                      Горячева И.В.                                                  

           

                «Согласовано»

            « 28»  августа  2013 года  

      Заместитель директора по   УВР

                                 

                                          Махова И.П

                 

Содержание курса

Общее количество часов – 34 ч.

Человечество в экосистеме Земли (7ч)

Человек – биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.

Экологическая демография (4ч)

Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.

Основы экологии (6ч)

Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.

Человек и биосфера (16 ч)

Прошлое и будущее биосферы. Вода – основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт – фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва – биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.

Заключение (1 ч)

Защита рефератов на выбранную тему. Подведение общего итога прохождения курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Моногибридное скрещивание"

Презентация может быть использована на уроке биологии 9, 11 кл по теме "Моногибридное скрещивание, 1-ый и 2-ой закон Менделя"...

"Моногибридное скрещивание"

тест для 9 класса по теме: "Моногибридное скрещивание"...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

Кейс обучающий №1: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс

Обучающий кейс " Решение задач на моногибридное скрещивание" на определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.Кейс используется с целью:1) изучения нового материала, 2) лик...

Кейс обучающий №2: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс

Обучающий кейс №2 на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.Кейс используется с целью: 1) изучения нового материала; 2) ликвидации пробелов знаний у обучающихся, про...

Рабочий лист. Индивидуальное развитие организмов.Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Рабочий лист для самостоятельной работы учащихся. Учебник Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс...

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления.

цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.Закон доминирования. Закон расщепления. Примеры задач на моногибридное скрещивание....