КСО в организации учебной деятельности на уроках биологии и экологии
статья по биологии на тему

Удилова Татьяна Александровна

О роли груповых форм учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии и экологии Удилова Т. А 

КСО в организации учебной деятельности

 на уроках  биологии и экологии.

.

Получая задания для самостоятельной работы, ученики стараются советоваться друг с другом или даже объединяются в группы по 3 – 4 человека. Это объясняется тем, что школьники испытывают потребность в общении.  Работая в составе группы, они на собственном опыте убеждаются  в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения.  Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования.

Для того чтобы научить детей правильному общению в группе при бригадной и звеньевой форме  работы в начале их применения использую метод «свободного микрофона». Суть в следующем: заранее оговоренный предмет условно называется микрофоном, говорить в группе можно лишь в том случае если у тебя в руках есть «микрофон». Это учит детей слушать друг друга.  Во время поиска решения проблемы критиковать или отвергать мнение другого можно, но в этом случае нужно что-либо предложить взамен.

 К групповым формам относятся парная, бригадная и звеньевая форма учебной работы.

Все эти формы работы я использую при обучении биологии и экологии в разных случаях.

Парная форма организации работы может быть как в парах постоянного, так и в парах сменного состава. Пары постоянного состава  мною чаще используются  на непродолжительное время (5 – 10 минут) в двух случаях:

1. При закреплении нового материала по конкретному вопросу.  После объяснения  материала учителем или первичного прочтения оба ученика индивидуально составляют вопросы и после этого  задают их друг другу. Если  возникают затруднения при ответе, то стараются объяснить непонятый материал;

2. При контроле знаний осуществляется взаимопроверка.  Это может быть как в устной форме, так и в письменном варианте, например, взаимоконтроль после контрольного тестирования.

Пары сменного состава иногда использую  на уроках – зачётах. В таких случаях я организую работу следующим образом: наиболее сильные ученики назначаются консультантами по определённым вопросам, у каждого один вопрос, усвоение которого они должны проконтролировать. Остальные ученики информируются о том кому, и  какое выполненное задание они должны продемонстрировать. У каждого из них есть листок-бегунок с номерами заданий, фамилией консультанта по каждому вопросу и графой для отметки. Ученики консультанты имеют список класса, в котором фиксируют уровень усвоения при ответе на заданный вопрос каждого отвечающего. Если кто-либо из ответивших получает максимально возможный бал за ответ, то он также становится  консультантом по данному вопросу и может проверять выполнение этого задания у других товарищей,  но только после того как сам выполнит все задания.

Как правило, в конце такого урока большая часть ребят имеет статус консультанта не по одному вопросу.  На плечи учителя на уроке  при  такой организации  ложится   координация работы консультантов и суммарная объективная оценка  каждого ученика по результатам в листках-бегунках в конце урока.

Эффективность парной работы неоспорима при выполнении заданий на закрепление  совершенствование знаний, выработке умений и навыков.  Взаимодействие двух учеников сказывается положительно на повышении их активности и качестве выполненной работы. Кроме этого такая форма организации позволяет детям высказываться на уроке гораздо чаще, чем при фронтальной работе. Но обязательным условием при парной работе является объединение учеников с разными учебными возможностями: сильный + слабый или со средними способностями; или со средними способностями + слабый. Сотрудничество ученика с более высокими учебными возможностями, отличающегося ответственным отношением к учению, с учащимся, обладающим более низкими учебными возможностями, всегда повышает эффективность учебной работы обоих, так первый, помогая товарищу, глубже закрепляет, совершенствует знания, а второй вовремя получает разъяснения по всем вызывающим затруднения вопросам.

Бригадную форму я использую при проведении лабораторных работ, изучении нового материала по учебнику и при повторении ранее изученного материала. На лабораторной работе состав бригады в основном зависит от наличия лабораторного оборудования и может быть от 4 до 6 – 7 человек. Но чем меньше группа, тем эффективнее они работают. В процессе работы в 6 – 7 классах командира группы я назначаю сама, а в старших классах лидер  выделяется сам. Он осуществляет руководство группы, распределяет задания по наблюдению, фиксированию результатов, анализу материала наблюдений и определяет выступающего с результатами работы на завершающем этапе лабораторного практикума. Если группы получаются многочисленные и гетерогенные, то для большей эффективности я заранее предупреждаю, что выступающего с результатами я могу выбрать сама или выступающего назначит кто-либо из другой группы. В таком случае чтобы не подвести всю группу каждый должен максимально хорошо усвоить материал и суметь представить результат работы. Иногда прибегаем ещё и распределению представления результатов между всеми членами бригады – это бывает необходимо, когда выполняемая работа состоит их  нескольких  этапов.  

При  повторении для трансформации  репродуктивной работы в поисковую деятельность  я, формируя бригады, стараюсь так распределить учеников, чтобы в каждой группе оказался хотя бы один, который дома поработал  с дополнительной литературой.  Он и обогатит этой новой информацией остальных.

Бригадная форма организации работы позволяет включать в группу учеников, как с разными учебными возможностями, так и дифференцировать учеников по уровню учебных возможностей  и добиваться при этом более высоких результатов, чем при фронтальной работе.

При  разработке и реализации проектов, организации дебатов больше всего подходит звеньевая форма работы. Она предполагает включение большой группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, осуждение, взаимный контроль, поиск решения проблемы. Эта форма работы позволяет даже слабым ученикам реализовать свои возможности, так как в процессе реализации проекта каждый отвечает за определённую работу. А при обсуждении также каждый имеет возможность высказываться чаще и, кроме того, слушая ответы товарищей,  ребёнок может учиться у них или же его  вовремя поправят, уточнят отдельные положения.  

Представление проекта предполагает краткое и чёткое изложение материала, поэтому, работая в группах, дети многократно повторяют основные положения и учатся  выделять самое главное.

Темп работы зависит от состава группы. Наиболее эффективно работают звенья с высокими учебными возможностями. Не могут функционировать звенья, состоящие из учеников с низкими учебными возможностями,  у них не кому руководить и подавать положительный пример в познавательной деятельности.  Гетерогенные группы работают эффективно, так они взаимно дополняют друг друга.  Комплектуя группы, следует учитывать также желание учащихся работать вместе, их психологическую совместимость, потенциальные возможности для успешной совместной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация познавательной деятельности на уроках биологии".

Проект раскрывает значение познавательного интереса для качественного усвоения знаний....

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

Проектная деятельность на уроках биологии и экологии.

Эту информацию можно использовать для выступления на семинарах....

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения диктует учителям ориентировать обучающихся на самостоятельное учение. Наиболее оптимальным методом при этом можно считать метод п...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами (т.к. мы учим детей учиться самостоятельно)....

Кейс-технология. Принципы организации учебной деятельности на уроках биологии.

Принципы организации учебной деятельности на уроках биологии...