Урок по теме "Вирусы" 10 класс
рабочая программа (биология, 10 класс) по теме

Бочарникова Тамара Александровна

Урок самостоятельного изучения нового материала путём выполнения различных заданий. Описаны приёмы деятельностного подхода к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по теме Вирусы832.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала по теме «Вирусы» (биология 10 класс)

Цели урока:

 1. Изучить материал по теме «Вирусы», используя различные источники информации

2. Совершенствовать умения преобразовывать полученную информацию  и создавать различные виды продуктов информационной деятельности

3. Научиться новым приёмам работы с учебной информацией

4. Убедиться в том, что материал понят и изучен, подтвердив свои знания с помощью техники обратной связи и итогового теста

Этап урока

Учебная задача. На формирование каких компетенций направлена

Приём педагогической техники. Вид деятельности

Организационный момент 

(слайд 1)

«Тема урока» и слайд 2) «Цели урока»

Организовать работу учащихся на уроке. Чтение стихотворения о вирусах.  Отслеживание настроя на урок

«Моя цель урока» Определение целей урока для учителя и ученика

«Вхождение в урок»

Настроить учащихся на рабочий лад, создать благоприятную обстановку.

Создать проблемную ситуацию

Получить  информацию о вирусах, используя учебник §2.11

Выполнить задания на формирование умения работать с информацией:

  1. Составить вопросы, которые начинались бы  «Когда?», «Кто?», «Какие?», «Почему?» -Лазукин В.
  2. Составить тест с выбором одного правильного ответа (до 5 вопросов) – Бурсова И.

  1. Озвучить рис. 45 на стр. 83 учебника – Стаева Е.

  1. Составить презентацию в бумажном и электронном виде – Янковский Е.

  1. Составить кроссворд – Бурсов А.

  1. Найти информацию в Интернете о вирусе Эбола, чем он примечателен? – Полехин Е.

  1. Составить бюллетень к Международному дню борьбы со СПИДом. – Васильев Р.

Формирование предметных, метапредметных, личностных компетенций

Проанализировать информацию, сделать пометки на полях напротив той информации, которая оказалась новой. Творческое задание на формирование умения воспроизвести и осмыслить новую информацию.

В чём заключался парадокс? Работа с текстом «Парадокс Хенкина?» умение логически мыслить  в новой ситуации

Выполнение задания на умение сделать вывод по уроку. Придумайте 5 слов, которые бы в полной мере отражали наш сегодняшний урок

Проверить знания в результате самоконтроля, оценить себя, найти ошибки.

Сформулировать итог урока для себя

умение найти ошибку и скорректировать свои знания

«Интеллектуальная разминка». Учащиеся в быстром темпе называют термин, понятие, не заостряя внимания на точности и правильности.

Учитель зачитывает краткую информационную справку и задаёт вопрос: «Вирус – это Кто? или Что?

«Задай вопрос». Учащийся  задаёт вопросы классу, класс отвечает.

«Составь тест». Учащиеся составляют тесты, задают вопросы  и отвечают на них.

«Составь рассказ по рисунку». Анализируя информацию учебника, выступить в роли учителя и объяснить жизненный цикл вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), ответить на вопросы.

Техника сжатия учебной информации. Приём «Своя опора». Ученик из предложенного материала (текстовый, графический) выполняет  «опору»

«Составь кроссворд»

«Найди информацию»

Техника сжатия учебной информации. Приём «Своя опора» или «Шпаргалка»

Техника активного продуктивного чтения. Приём «Аналитик». Учащиеся бегло просматривают информацию, делают на полях пометки: знал, не знал, хотел бы узнать, затем обмениваются мнениями. Приём «Это интересно»

Приём «Дискуссия»

Техника сжатия учебной информации. Приём «Ключевые слова». Учащиеся записывают ключевые слова и обмениваются информацией (или фронтальное составление синквейна)

Приём «Работа над ошибками»

Приём обратной связи. ПОПС-формула. Учащиеся по опоре на слайде подводят итоги урока.

Каждый определяет для себя выбор и необходимость домашнего задания

(слайд 3)

 

Изучение нового материала, используя различные источники информации

Закрепление изученного материала через выполнение творческих заданий. Защита мини -проектов

(слайд 4) Д.И.Ивановский

(слайд 5) Рисунок Жизненный цикл ВИЧ

Работа с дополнительными источниками информации

(слайд 6,7,8) Вирусные заболевания.  Какие бывают вирусы?

Закрепление и первичная оценка знаний

(слайд 9) Ключевые слова

Тест(приложение 1)

Рефлексия

(слайд 10) Алгоритм ПОПС – формулы

Домашнее задание: по необходимости

Источники информации, оборудование:

  1. Компьютер, мультимедиапроектор, презентация
  2. Учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов Биология 10-11 классы (базовый уровень), Дрофа, М: 2008
  3. УДК 087.5 ББК 28я2 Э6 Составитель С. Т. Исмаилова Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология/Сост. С. Т. Исмаилова. — Э68     3-е изд. перераб. и доп. — М.: Аванта+,  1996.  — 704 с: ил. ISBN 5-86529-012-6 (т. 2)
  4. Интернет:
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8B   
  6. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/VIRUSI.html 
  7. http://biology-ua.ucoz.ru/publ/2-1-0-2   
  8. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/533857ca-5aaf-1a4d-3f37-c13b43dbecd4/1003570A.htm 
  9. http://www.tiensmed.ru/news/virusis1.html
  10. http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/RETROVIRUSI.html 
  11. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/243/75243523_virus_vaccinia.jpg 
  12. материалы сайта     http://didaktor.ru/priemy-pedagogicheskoj-texniki/     

Приложение1

Тест по теме «Вирусы»

  1. Вирусы – это:

А - примитивные бактерии

Б – доклеточные формы жизни

В – древнейшие эукариоты

  1. Обязательным компонентом  любого вируса являются :

А – нуклеиновые кислоты

Б – липиды

В – полисахариды

  1. Вирусы размножаются:

А – самостоятельно вне клетки хозяина

Б – только в клетке хозяина

В – обоими способами

  1. Инфекционным началом вируса является:

А – белок, его капсида

Б – ферменты

В – нуклеиновая кислота

  1. Любой вирус содержит:

А – только ДНК

Б – только РНК

В – нуклеиновую кислоту одного из двух типов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....